«Мы - татары, но надо переписаться башкирами»

Бывший директор школы Кушнаренковского района Башкортостана рассказал, как фальсифицировалась перепись 2002 года и почему он попал в немилость экс-главы республики Муртазы Рахимова.

Журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов продолжает серию публикаций с жителями Башкортостана. Очередным его собеседником стал Ильфир Кутдусов из Кушнаренковского района республики, который долгие годы работал в системе образования. Он был и учителем истории, и директором школы в деревне Байталлы.

В интервью KazanFirst Ильфир Кутдусов рассказывает, как со стороны некоторых башкирских историков и общественников предпринимается попытка переписать историю Кушнаренковского района, как татарские школы сопротивлялись насаждению башкирского языка и как проходила перепись 2002 года в Башкортостане.

- Ильфир Раисович, кто вы? Откуда? Кем раньше работали?

- Я родился в Кушнаренковском районе, в селе Старые Тукмаклы, там вырос, окончил школу. Затем сдал экзамены на первый курс истфака Башкирского государственного университета. Но не смог поступить. Если ты не изучал в школе немецкий язык, то тебе автоматом ставили «3». Но у нас был конкурс - на одно место девять человек. В общем, мне не было суждено попасть в БГУ. И меня РОНО отправил в Карятякинскую школу работать учителем истории. И начиная с 1977 года и по сей день я связан со школами нашего района.

А с 1989 по 2007 год я был директором школы в Байталах. На сегодня о ней можно сказать, что она в своё время на фоне всего района, на фоне Башкортостана выделялась не только тем, что давала знания. У нас было и воспитание любви к труду.

По части образования преподавание у нас было на татарском языке, вся воспитательная работа, татарская среда - все это было в нашей школе.

- То есть вы никакого давления на себе не ощущали?

- Я работал в школе до 2007 года. Я уже говорил в Уфе некоторым татарам, что мы в нашем Кушнаренковском районе никогда не ощущали давления по национальному признаку. А мне говорят: «Как так? У вас, что, театр, что ли, есть? Филармония у вас есть? Телевидение у вас есть?». Ну да, в то время у нас в районе такого не было. Просто я хочу сказать, что Кушнаренковский район - самый татарский район в Башкортостане.

В 1989 году по результатам переписи, насколько мне не изменяет память, 80%, а может и 83%, было у нас, татар. У нас на сегодня есть только одна удмуртская деревня - Канлы. У нас есть около десятка русских деревень - они все находятся вдоль реки Белой. Сейчас эти деревни сократились вдвое, всё-таки русские переезжали в Уфу ещё в 60-70-е годы. А все другие оставшиеся деревни - это наши татарские деревни.   

И вот у меня спрашивают о том, что неужели мы не видели у себя в районе всякого рода межнациональные трения и конфликты? Кто-то, конечно, мне не верит. Но ничего не поделаешь. Я сам настоящих башкир увидел только тогда, когда поступил в университет.

Сегодняшней татаро-башкирской проблемы ведь между простыми татарами и простыми башкирами нет. Кому уж нужно, чтобы этот конфликт был.

У нас в 1979 году в двух деревнях - Карача-Елга и Шарипово башкирский язык как государственный внедрили. Но когда я вернулся из армии, там этот язык уже не преподавали. Буквально два-три года преподавали и потом свернули. Почему? Да потому что из деревни Карача-Елга у нас происходит Мидхат Шакиров (первый секретарь Башкирской АССР с 1969 по 1987 год. - Ред.), хоть он и родился в Уфе. А при нём ведь много сил и ресурсов было направлено на то, чтобы башкиризировать жителей Илишевского, Дюртюлинского и других районов. Но у нас конкретно эта попытка башкиризации не была успешной.

А теперь про деревню Шарипово. В 2002 году Башкирский Курултай выпустил буклеты по каждому району. Касательно Кушнаренковского района там так было написано: «Деревню Шарипово основал башкорт Шарип Мрясов, и в этой деревне живут именно башкиры». Ну ладно. Там же, в этом буклете, было написано, что «Башкир Мрясов был активным участником подавления башкирских восстаний».

Я думаю, как так может быть? Раз он был башкиром, то как он сам мог башкирские восстания подавлять?

И вот я спрашиваю на истфаке у замзаведующего кафедрой и профессора Дияса Хатиповича Яндурина, который настоящий башкорт, и у Рифа Салиховича Аюпова (умер в 2015 году. - Ред.), который тоже был замзавкафедрой на истфаке в БГУ, почему Шарип Мрясов сам, будучи башкиром, подавлял восстание башкир?

Дияс Хатипович мне отвечает, что Мрясов никакой не башкир, а мишар. Яндурин сам из Салаватского района. Он говорит, что этот Мрясов подавлял восстание лично его предков. И вот за подавление этого восстания Мрясову и дали землю в Салаватском районе.

Ну кому понадобилось делать из Шарипа Мрясова башкира? Ну мишар, значит, он мишар уж.

- Расскажите, как проходила перепись в 2002 году?

- По результатам переписи в 2002 году у нас в Кушнаренковском районе 51% - это башкиры. В моей деревне Байталлы «нарисовали» 51% башкир. На сегодня мы точно знаем, что в нашей деревне Байталлы есть три башкира. И это уважаемые люди. Одна из них - это наша Абыстай, она из Мелеузского района, ей 70 лет. Вторая - это доярка. Третий из Сибая к нам приехал.

Знаю я историю моей деревни Байталлы. Это мишарская деревня. А до мишарей там были ясачные татары. А до них Байталлы вообще марийской деревней была.

И вот в 2002 году глава района Гарипов собирает директоров школ, председателей колхозов, сельсоветов на совещание по вопросу переписи. О Гарипове можно много что говорить. Он и хорошее делал, и плохое. Но за то, что он сделал перед переписью в 2002 году, я его уважаю. Он не стал врать, а сказал прямо: «Я вам открытым текстом скажу, что перед предстоящей переписью надо записаться башкирами. Никаких дебатов проводить не будем. Мы - татары. Но от того, [что перепишемся как башкиры], мы башкирами не станем. Но это надо сделать». Он нам говорил, что нам ведь ещё жить надо в нашем Кушнаренковском районе. Он просит его понять.

- Как люди отреагировали на это его заявление?

- Ну, по-разному уж отреагировали на эти его слова. Но однозначно не было такого, чтобы кто-то вышел и что-то сказал против слов Гарипова. Люди тогда оказались в таком положении. Что если не записываться башкиром, не переписывать людей в башкиры, то по голове от начальства прилетит. А переписываться и записывать в башкиры - совесть не позволяет.

В общем, приходят переписчики к бабушкам и дедушкам, спрашивают, кто они по национальности. Бабай говорит, что он татарин. Ну ладно, делают вид, что записывают его как татарина. А по факту его записывают как башкира. Вот поэтому у нас по итогам переписи в 2002 году и 51% башкир.

- А как молодёжь на это отреагировала?

- Бабаи тоже свою нацию не сдают. И молодёжь тоже не отказывается от своего татарства. Нет-нет, они себя тоже башкирами не считают. Все говорят: «Мы татары». С гордостью говорят, что татары. Для переписи только нужно, чтобы они башкирами были. Нет-нет, вы не подумайте, что люди своё татарство на башкирство променяют.

А вот уже во время переписи 2010 года эта проблема с переписью как-то даже не всплывала. Да, процент по количеству башкир в Кушнаренковском районе несколько упал, примерно до 38-39%.

И вот я в декабре 2020 года беру районную газету. Там была опубликована перепечатка от 2002 года. Это статья Кульбахтина и моего научного руководителя по первому курсу на истфаке Нияза Абдулхаковича Мажитова. В этой статье приводятся результаты переписей, там показаны только года начиная с 1795 года. И вот, основываясь на результатах Ревизской сказки этого года, нам говорят, что в Кушнаренковском районе есть только башкирские районы и проживают только башкиры. А, между прочим, в Казани же вышла книга «Татары Уфимского уезда», где есть результаты 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Ревизских сказок. Наконец-то у нас теперь есть информация по этим переписям.

И тогда я по данным этой книги перепроверил все наши деревни в Кушнаренковском районе. Ни в одной деревне Кушнаренковского района, по данным и 1-й, и 2-й, и 3-й, и 4-й ревизий, нет ни одного башкира. Русские в нашем районе появляются только при 4-й ревизии, то есть к 1781 году. А до этого в нашем районе уже проживали ясачные татары, мещеряки-мишари и мурзы.

- Неужели татары не понимают, что, записываясь башкиром с мыслью «А что такого? Мы же от этого татарами не перестаём быть!», они на самом деле так себе вред наносят?

- Прекрасно понимают. Ведь из-за этого башкирский язык вводится во все школы Башкортостана как государственный. Хотя татарину и башкиру толмач не нужен, чтобы понять друг друга.   

Вот когда в 2006 году башкирский язык стал внедряться в школы, меня к себе приглашает наш начальник РОНО Кабирова Лариса Шарипбаевна. Она долго на своей должности не проработала. И вот она мне заявляет: «Ильфир Раисович, в вашей школе все вывески на татарском языке написаны. Немедленно замените на вывески с башкирским языком».

Я ей в ответ: «Лариса Шарипбаевна, хоть убейте, но менять я не буду».

Она мне: «Ильфир Раисович, к нам тут высокие гости собираются приехать. Немедленно замените ваши вывески на башкирские. Мы их к вам в школу привезём».

Я ей: «Лариса Шарипбаевна, абсолютно ничего менять не буду».  

Она: «Ильфир Раисович, я вам запрещаю возвращаться в свою деревню в Кушнаренковском районе до 15:00 часов».

В общем, Лариса Шарипбаевна тоже направилась в школу. Наши девчонки на ватмане продублировали все вывески на башкирском языке. Они были готовы все эти вывески повесить. Была вывеска на татарском, потом на русском языке. Но кнопками приделали ещё вывеску и на башкирском языке.

- Что вы можете сказать о режиме правления Муртазы Рахимова Башкирией? Всё-таки вы ведь как директор школы были активны в деле отстаивания татарского языка. 

- До того момента, пока я не дал интервью в Казани татарстанскому телеканалу, на меня никакого давления не оказывалось. У нас проблем с давлением вообще не было.  

Мы в Казань поехали в 2006 году на весенние каникулы с 30 учениками. Тогда город своё Тысячелетие отпраздновал уже. Там для детей проводилась специальная научно-практическая конференция. Мы для этого сделали свои шәҗәрә-родословные. А до этого, осенью 2005 года, один казанский чиновник - замначальника Департамента образования Казани Марат Вазыхович Лотфуллин на башкортостанском телевидении заявление сделал, что в Татарстане все народы татарский язык учат как государственный язык, значит, и в Башкортостане все татароязычные жители башкирский язык тоже должны учить.  

На второй день выступление Лотфуллина показывают на нашем телевидении. И так на протяжении 10-15 дней нам прокрутили выступление этого вашего казанского чиновника. И я всё это время вставал у телевизора и ругал этого чиновника. Про себя сказал: «Ну и попадёшься ты у меня, как только я в Казани окажусь».

И вот я в Казани. Повидался и повстречался со всеми знакомыми, свои концерты поставили, в конкурсе поучаствовали. И вот в последний день моего пребывания в Казани проходит региональная конференция учителей татарского языка. Я туда и пошёл, чтобы повидаться с этим Лотфуллиным. Однако я с ним не смог повидаться. Но зато я встретился со съёмочной группой вашего телевидения и мне предложили дать комментарий.

Смысл моего интервью был в том, что неправильно приезжать к нам из Татарстана и нас, татар Башкортостана, учить жизни.

- Это вы так Марата Лотфуллина упомянули?

- Да. Также я заявил, что с 1 сентября 2006 года мы начинаем преподавать башкирский язык. Вот так! Через некоторое время после этого интервью я повстречался с Маратом Лотфуллиным. Я ему выговорил все самые мои «красивые» слова. Но мы с ним год тому назад как-то пересеклись в «Фейсбуке», переговорили, обсудили, нашли общий язык и поняли друг друга в общем.

И вот я вернулся в Башкортостан. Меня вызывают в министерство образования Башкортостана. Тогда министром была Зугура Ягануровна Рахматуллина. Её в это время не было. Но меня к себе приглашает её зам Артур Сурин.   

Мы с ним в открытую переговорили, он башкир, а я - татарин. Мы друг друга очень замечательно поняли. Он мне заявляет: «Вот вы в Татарстане телевидению что-то сказали. Вас же Рахимов разыскивает. Что же вы такое там сказали?». А я ему: «Ну вот, мол, мы с 1 сентября башкирский язык начинаем учить. Мол, зачем к нам приезжают казанские чиновники и учат нас, что мы должны учить башкирский язык?».

В общем, меня попросили написать объяснительную. Это было для меня очень смешно, чтобы целый президент Башкортостана придрался к какому-то директору школы.

И где-то через 10-15 дней мимо нашего района проезжает Муртаза Рахимов. И вот он останавливается у одного из наших полей, подзывает к себе главу района и требует от него, чтобы меня уволили. После этого пошёл на меня накат. Меня дважды увольняли с поста директора школы без объяснения причин. Но я по суду всё равно восстанавливался в должности. В итоге меня и в третий раз увольняют.

В материале использовано фото с сайтов KazanFirst, ТАСС, bashinform.ru.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 88 материалов в сюжете

Перепись населения

В этом году проведут 12-ый в истории России подсчет жителей.

16 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Татарин
Зачем вообще нужна эта перепись, раз там все сфальсифицировано? Пусть вообще тогда онлайн перепись проведут, чтобы люди могли сам свою национальность указать и подкрепить все это документами. А то говорят одно, а делают другое, так быть не должно!
24
2
Ответить

Человек
Зачем вообще делить людей на национальности? Главное ведь какой ты человек! Ничего хорошего эти переписи не приносят, только усиливают национальные конфликты, особенно между татарами и башкирами((
10
5
Ответить

Мишар
@Человек На самом деле так называемые "татары" Кушнаренковского района это мишари.
3
2
Ответить

Бабай
@Мишар Срочно образовать Мишарскую республику в составе РФ.
2
0
Ответить

Татарин
@Человек Отправьте это свое письмо Рахимову!!
0
0
Ответить

Анон
В Башкирии всех запишут башкирами, а в Татарстане татарами))) Так что смысла в этих переписях никакого нет)))
7
12
Ответить

Ирек
Очевидно ведь, что у власти в Башкирии есть те, кто раздает главам администраций указания, какой процент представителей нации должен быть в их районах и городах. Так что будут снова рисовать на переписи
22
3
Ответить

Ильдус Дистанов
Да уж, эти учителя и директора школ у нас такие гибкие. Прямо как глисты. Стараются всем угодить. Что прикажут - то и делают. Потом ходят, рассказывают, что в душе они были против.
9
4
Ответить

Динар Ильгамов
@Ильдус Дистанов Скорее этот кадр сам сочинил эту историю в угоду татаристам.
4
7
Ответить

Мишар
Ох как складно врет товарищ. В самом Татарстане какой гул подняли пару лет назад, там всех поголовно независимо от национальности не спрашивая никого обучают государственному татарскому языку. И насчет ревизии также тянет шарманку татаристов. Башкир до 5-й ревизии не учитывали в ревизиях, поэтому их там и нет. Их начали учитывать только с пятой ревизит. А в 18-19 веках "татары" это вообще не национальность, а просто сословие.
5
11
Ответить

Бабай
@Мишар Даёшь мишаристам республику!
1
3
Ответить

Русский
Такое было не только в Кушнаренковском районе! Белебеевский, Ермекеевский, Туймазинский районы тоже самое в период правления Рахимова.
5
0
Ответить

Башкортостанец
Уверяю, что такое явление происходит по всей северной части Башкирии. Даже в наше время. Потому, что если ты не представляешь титульную нацию, то дорога в престижные вузы республики тебе закрыта. Людям при переписи это вслух говорят
3
1
Ответить

Алейский металлург.
Сегодня в документах нет национальности. Перепись проводит Москва. Неужели вас можно заставить на выборах проголосовать за кого то. Также и перепись. Почему именно Казань перед перепесью так суетится и в Башкирии и в Сибири. Москва выделяет деньги на развитие языка, культуры. После выборов, уверен, с вашими районами не поделятся. А вы будете трясти Уфу. 0
1
1
Ответить

Татарин
Чтоб убрать все недоразумения, просто надо вернуть графу национальность в паспорта, мы бездумно взялись копировать американскую систему убрав графу национальность, а ведь Америка это сборище авантюристов со всего света истребивших коренное население Америки индейцев и явившехся из неоткуда без рода и родства и от которых отмахнулись все нации как от бандитов, были вынуждены отказаться от своей национальности и заявить себя американцами, но мы же не как они и Европа не как они, мы же не сброд со всего света сьехавшиеся в Россию у нас сдесь у каждого есть родина и своя нация и обидно жить в Татарстане, на родине своих предков обезличенным как в Америке, ну а если лишили национальности в паспортах то нечего об этом вспоминать и в переписи.
3
0
Ответить

Ринат
В моей деревне Байталлы «нарисовали» 51% башкир. Выборы,. перепись? Чего надо , как надо так и будет!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite