«Современный учёный — это не полурехнувшийся дядька, который с умным видом что-то пишет. Это Тони Старк»

«Современный учёный - это не полурехнувшийся дядька
Учёный-преподаватель рассказал о сложностях в совмещении «двойной жизни»,
научных достижениях и привлечении молодёжи в лаборатории.

Когда я встретилась с Антоном Харитоновым, то заметила, что он часто поглядывает на часы. «Занятой человек, подумала я, — значит отвечать будет  быстро и сухо». Однако эти догадки тут же испарились, как только он с улыбкой сам начал наш диалог с вопроса: «А что вы знаете обо мне?». 

— С чего начался ваш путь в науку? 

— Научной работой я занялся примерно с 3-4 курса университета. Участвовал в различных международных конференциях. Там, как правило, есть конкурсы научных работ среди участников. И мне доводилось побеждать в конференциях Московского физико-технического института. Там был конкурс работ выпускников-бакалавров. В конце бакалавриата студенты делают научную работу. Затем они могут посоревноваться, какая работа интереснее и лучше. Я также получал стипендии за научную деятельность. 

— Помимо этого, вы ещё и преподаёте в КФУ. Какие это предметы? 

— Для начала — я не преподаватель, который занимается наукой. Я учёный, который преподаёт. Я веду научную работу и небольшую часть своего времени работаю со студентами. Ещё мы запускаем небольшой проект со школьниками. Из IT-лицея КФУ приезжают дети на занятия в лаборатории. Они могут почувствовать себя студентами и выполнить лабораторные работы под моим руководством. Это вторая часть моей деятельности, которая ещё меньше основной. А так, я преподаю общую физику: механика, молекулярная физика, оптика и электричество. Но специализируюсь на оптике. Также разрабатывается новый курс для студентов из разных направлений по хайповым темам, как криптовалюта, искусственный интеллект и так далее. 

«Современный учёный - это не полурехнувшийся дядька, который с умным видом что-то пишет. Это Тони Старк»

— Какую область науки вы изучаете? 

— Я работаю в области фотоники, антагониста электроники. Электроника — это телефоны, компьютеры… А сейчас мир глобально переходит с электроники на фотонику, где вместо электронов управляют фотоны – частицы света. Такой переход связан с тем, что фотоника имеет ряд преимуществ по сравнению с электроникой. Например, сейчас интернет в дом поступает не по электрическим кабелям, а по оптическим. В этом случае идёт передача информации не с помощью электронов, а с помощью фотонов. Если бы передавали с помощью электронов, то такого быстрого интернета никогда бы не было. Благодаря использованию света и фотонов получился такой высокоскоростной интернет. 

— Какие научные разработки вы создали недавно? 

— У нас большая лаборатория, где ведутся исследования и конкретно создаётся то, что можно потрогать руками. Из последних работ мы разработали сенсор, который умеет детектировать фазовые переходы в веществе. Если простым языком, то чувствовать, как вода перешла из жидкого состояния в газообразное. Сенсор может определять температуру, при котором эти переходы происходят. Что конкретно мы делаем? Сейчас есть модное направление – микроскопические лаборатории. Их можно встроить в телефон, например, приложить палец и будет у вас анализ крови или анализ насыщения кислородом. И такие микролаборатории помогут, например, диабетиком измерить уровень сахара в крови. Они смогут прикладывать палец и без прокола кожи узнать уровень сахара. Мы идём в эту сторону. Такие лаборатории строятся на основе микроканалов, по которым будет течь кровь или исследуемые жидкости. И эти микроканалы надо из чего-то создавать. Сейчас их делают из полимеров, но проблема в том, что если делать такие микроканалы очень маленькими, то они могут растечься. И конкретно наша задача – научиться измерять, как эти маленькие каналы превращаются в жидкость. Ведь если мы сможем это как-то измерить, то мы сможем найти более подходящий полимер. И до нас этого никто не делал, никто не мог. А мы сделали такой сенсор, который справляется с измерением этого явления. 

Ещё мы делаем супер-линзы. Потому что какой бы я не брал крутой микроскоп, то я не смогу увеличивать бесконечно, ведь изображение станет мутным, размазанным. И мы с нашей лабораторией разрабатываем уже не линзу, а супер-линзу, которая сможет обходить эту проблему. То, что я растягиваю изображение, а оно становится мутным, связано с фундаментальными законами квантовой механики. То есть законы природы запрещают заглянуть вглубь материи. Учёные же ищут пути обмануть законы физики и всё-таки проникнуть в вещество и увидеть, что же там находится. То есть это глобально важная проблема, которая влияет на все области науки. И вот мы в нашей работе, что опубликовали в престижном журнале, создали супер-линзу, которая ещё в десять раз может увеличить изображение. 

— Какие ваши разработки уже полезны для обычных людей? 

— Интересный вопрос… Учёные в первую очередь работают, чтобы удовлетворить свой интерес. Но чтобы что-то исследовать, кто-то должен за это платить. А всё это очень дорого. Научное оборудование – это миллионы рублей. За это платит государство, а если более точно — налогоплательщики. И сейчас всё больше и больше идёт речь, что учёные должны работать, чтобы удовлетворять нужды общества. Не просто развивать фундаментальную науку, а делать её более прикладной. Но, если опираться на историю, то, не развивая фундаментальную науку, никакие технологии тоже развиваться не будут. Например, сто лет назад люди не понимали, зачем нужна квантовая механика. Ведь она была чисто теоретической. Но сейчас квантовая механика входит в технологию. Поэтому учёные должны работать, как и на пользу общества, так и на пользу науки. Ведь наука – это нечто большее, чем наши сиюминутные улучшения качества жизни. Учёный – не тот, кто разрабатывает телефон, а тот, кто занимается глубокими вопросами. 

«Современный учёный - это не полурехнувшийся дядька, который с умным видом что-то пишет. Это Тони Старк»

— Грубо говоря, учёные работают на будущее? 

— Да. Если же конкретно отвечать на вопрос, сделал ли я что-то полезное для общества, то… Есть учёные, которые что-то создали и сразу пытаются это использовать в технологии, то я же заточен на прорывные научные идеи. Ещё рано говорить, что мы что-то создали, ведь нужно разобраться с рядом научных исследований и проблем. Но если я буду заниматься дальше, то в будущем на основе полученных знаний смогу разработать научный стартап. Это ветви карьеры учёных: некоторые разработали новое явление, потом забрасывают науку и становятся предпринимателями, а есть учёные, которые постоянно находятся на передовом крае науки, исследуют новые вещи, публикуют их и делают это достоянием общественности. И потом какой-то предприниматель на основе этого создаёт какую-то технологию. 

— А каким учёным являетесь вы?

— Моя научная карьера только на начальном этапе. Я бы хотел создавать какие-то передовые вещи на основе передовых научных исследований. Грубо говоря, высокотехнологичный стартап. 

— Какие сложности возникают в научной деятельности? 

— Для начала надо понимать, что современный учёный – это не полурехнувшийся дядька, который с умным видом что-то пишет. Ведь образ учёного широко растиражирован. Топовые современные учёные – это медийные люди, которые руководят большими лабораториями с большим количеством сотрудниками. Поэтому нужна команда теоретиков, экспериментаторов, людей, которые изготавливают материал. И у учёного проблемы следующие: привлечь финансирование и быть в курсе всего, что происходит в мире. День учёного начинается с того, что он открывает интернет и читает все научные статьи, которые вышли за вчерашний день. А они выходят пачками. 

— У вас лично было такое, что вашу идею уже кто-то реализовал? 

— Да. Каждый день. Один профессор приводит пример, что научные исследования – это как в лес пойти за грибами, а там уже всё собрали. Вы чуть-чуть проходите дальше, увидели один гриб. Берёте его, а он гнилой. Вы идёте дальше в лес, и только потом вы найдете грибную поляну. То есть учёный должен сначала перелопатить кучу информации и понять, о чём никогда никто не задумывался. 

«Современный учёный - это не полурехнувшийся дядька, который с умным видом что-то пишет. Это Тони Старк»

— Перечисленное занимает много времени. Тогда почему вы ещё и преподаёте? 

— Это третья сложность. Ведь чтобы вести передовые исследования, нужна команда талантливых и активных людей. А это зачастую молодёжь. И нам очень повезло, что в России талантливая молодёжь. Я не буду стесняться. Я скажу откровенно. Я веду занятия, чтобы увидеть талантливых студентов и привлечь их в нашу лабораторию. У меня также есть вторая цель – это всеобщая популяризация науки. Именно поэтому я выступаю на мероприятиях, как PROнаука, День науки. Я организовывал научные бои. Всё это делается, чтобы люди поняли, насколько важно для современного общества развивать науку. Чтобы дети хотели быть не блогерами, а против них я не имею ничего плохого, а хотели быть, условно говоря, как Тони Старк. А Тони Старк – и есть образ современного учёного. Он медийный, привлекает оборот денег, общается с большим количеством людей, что-то создаёт. И если дети будут хотеть стать такими, то качество жизни в мире улучшится. 

— У вас две постоянные деятельности, от какой из них больше дохода? 

— Однозначно от научной деятельности. Работа преподавателя очень недооценена. Ведь на один час работы со студентами тратится больше энергии, чем на один час работы в лаборатории. От преподавания я почти не зарабатываю. Знаменитый физик нобелевского лауреата Ричард Фенин сказал: «Если хочешь в чём-то хорошо разобраться нужно это преподавать». Поэтому я преподаю не ради денег. 

— Не думали забросить преподавание и уйти чисто в науку? 

— Думал. Ведь чтобы подготовить материал для лекции тратятся сутки. Но все затраты окупаются. Начинаешь лучше понимать физику, когда читаешь лекции. И студенты, которые приходят, могут не замыленным взглядом посмотреть на науку, дать новый фундамент для исследования. 

«Современный учёный - это не полурехнувшийся дядька, который с умным видом что-то пишет. Это Тони Старк»

— Какие плюсы и минусы можете выделить в российской науке? 

— Для меня большим плюсом в нашей науке являются люди. Молодёжь и дети очень талантливые. Если они попадают в нужную атмосферу, то можно вырастить топовых учёных или предпринимателей. А если говорить о минусах, то я бы отметил юридические сложности. Если я хочу купить для исследования какую-то кислоту, то я не могу просто зайти на сайт компании и заказать её. Для начала мне нужно через посредников создать заявку, чиновников убедить, зачем мне нужна кислота, потом сама компания рассматривает заявку и организуется тендер, где несколько компаний соревнуется на то, чтобы продать мне товар. И в конечном счёте я получаю кислоту через 3-4 месяца. А в современных реалиях за это время эксперимент, который я хотел сделать, уже десять раз делают другие научные группы. 


Наша справка 

Антон Харитонов родился в 1991 году. 

Ассистент кафедры общей физики Института физики КФУ. 

Кандидат физико-математической науки по специальности 01.04.05 – Оптика. 

Младший научный сотрудник, основной работник Центра квантовых технологий. 

Победитель конкурса «50 лучших инновационных идей для республики Татарстан» 2020 года. 

Один из организаторов мероприятия «Научные бои» в КФУ: доступно и интересно о сложном в 2022 году.


Автор материала: Динара Калиакпарова, практикантка KazanFirst


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *