«В Казани был необычайный наплыв туристов, даже не хватало экскурсоводов»

«В Казани был необычайный наплыв туристов
Гид рассказала, почему актуальность экскурсий только возросла, а отдыхающие
стали покупать полный пакет услуг.

Экономика страны переживает период трансформации. Так, для туристической сферы шоком стала сначала пандемия, а затем неожиданно ворвавшиеся санкции. С новыми задачами появляются и новые возможности. Вместе с казанским экскурсоводом с восьмилетним стажем Еленой Гурняк мы обсудили, какие изменения претерпел бизнес индустрии гостеприимства.

«Туристы стали всеядными»

— Как изменилась актуальность экскурсий по Татарстану в связи с текущими событиями — СВО и повышенной тревожностью населения?

— Отношение туристов, по крайней мере до сегодняшнего дня, к экскурсионным мероприятиям не изменилось. Более того, летом этого года Татарстан поставил своего рода рекорд. Такого количества туристов не было никогда. Возможно, кто-то отвлекается таким образом, чтобы сильно не расстраиваться. Одни ехали потому, что некоторые границы были закрыты, а кому-то не нравится изменившееся отношение к русским в других странах. В Казани был необычайный наплыв, даже не хватало экскурсоводов. Все лето мы работали с повышенной нагрузкой, на износ.

«В Казани был необычайный наплыв туристов, даже не хватало экскурсоводов»

— За годы работы экскурсоводом насколько сильно вы ощутили, что Казань является одним из главных туристических центров?

— Уже много лет Казань стабильно занимает 3-е место среди всех туристических центров страны после Москвы и Санкт-Петербурга. До этого года ежегодный поток гостей составлял 3,5 миллиона. В 2022 году это число набралось уже летом. Сейчас поток немного снизился, но в любом случае он больше, нежели в аналогичный период прошлого года. Причем количество туристов никогда не падает в связи с погодными условиями. Удивительно, но они не обращают на это внимание.  Мы проводим экскурсии и в дождь, и в снег, и в 30 градусов жары. Также очень много экскурсий, которые берут уже на месте, а не заранее, так как кто-то едет в гости или в командировку. Таким образом, видя прогноз погоды, гости республики не пугаются.

— Какие экскурсии чаще всего заказывают туристы?

— Сейчас нельзя сказать, что какая-то экскурсия пользуется большей популярностью. Туристы стали настолько всеядными, что, наоборот, берут все. Если раньше они покупали одну-две экскурсии по Свияжску или Болгару, а по городу гуляли сами, то сейчас большинство предпочитает полную программу. Так что и Казань, и все близлежащие города равноценны. Так, например, экскурсии в Йошкар-Олу не так давно были три раза в неделю, а на сегодняшний момент они запускаются ежедневно. Причем понадобится три-четыре автобуса, чтобы отвезти всех желающих.

— Какие особенности региональной специфики наиболее удивляют гостей?

— Республика очень красивая. Казань, например, разная в плане архитектуры. Есть как древние, так и новые, современные здания. Присутствуют мусульманские и христианские храмы – все это рядом. Туристы поражаются, что нет никакого разрыва культур, что все сочетается и смотрится настолько гармонично. Также поражаются чистоте города.

«В Казани был необычайный наплыв туристов, даже не хватало экскурсоводов»

— Как изменилось количество запросов на индивидуально составленные экскурсии?

— Туристы могут попросить любую экскурсию, к примеру, промышленную или театральную. Они заранее звонят менеджеру и уточняют возможность организовать что-то необычное. Я не могу сказать, что такие просьбы поступают часто, но они есть, идут ровненько, без подъемов и спадов.

— Насколько часто туристы, которые приезжают на несколько дней, выезжают за пределы Казани?

— Это делает большинство туристов. Они говорят, что про Казань слышали очень много, поэтому не побывать в Северной Мекке просто не могут. Причем все туристы едут в город подготовленными и наслышанными. Однако, несмотря на это, многие не ожидали, что Татарстан настолько привлекательный. Чаще всего путешествуют в Болгар, Свияжск, Йошкар-Олу. Потом идут Елабуга, Чебоксары. Чистополь уже реже.

«Эмоциональная профпригодность – главный фактор»

— Какова актуальность профессии гида?

— Туристический поток в нашей стране возрастает из-за изменившейся ситуации. Люди, в связи с невозможностью выезда за границу, начинают исследовать Россию. К слову, многие даже радуются закрытию границ, потому что теперь они могут в полной мере узнать собственный дом. Следовательно, данная профессия стала как никогда актуальной.

— Что нужно сделать, чтобы стать экскурсоводом?

— Во-первых, нужно иметь большое желание работать по этой профессии. Во-вторых, закончить курсы дополнительного образования. Раньше они были при университете, а сейчас их организовывает Кремль. Закончить, сдать экзамен, а затем получить аккредитацию. Специалисту необходимо знать историю республики и города за множество веков. Также аккредитацию коллеги проходят каждый год, отделаться одним разом не получится. Корочку экскурсовода ты получил, но этого недостаточно. Мало того, в таких местах, как Болгар или Свияжск, нужно проходить отдельное тестирование, потому что это объекты ЮНЕСКО. 

Дает аккредитацию специальная комиссия. Ты подходишь, тянешь билет, как на экзамене, и отвечаешь на него устно. Плюсом могут попросить предложить собственный вариант экскурсии. Одно дело, если знаешь историю и можешь ответить на вопросы, другое – как ты преподносишь информацию. Если выступление удовлетворяет комиссию, то ты проходишь отбор. Косноязычие и слова-паразиты недопустимы.

«В Казани был необычайный наплыв туристов, даже не хватало экскурсоводов»

— Как вы пришли в профессию?

— Это было не совсем стандартно. У меня техническое высшее образование, большую часть жизни я проработала как инженер. Но когда-то, будучи молодой, я получила предложение работать экскурсоводом. Предлагали проводить экскурсии в другом городе, плюсом ко всему я училась, поэтому пришлось отказаться. Но перспектива запала в душу.

Когда начались тяжелые времена в нашей стране, закрывались заводы и инженеры стали не нужны, я перепробовала множество профессий. Но однажды мне посчастливилось встретить довольно возрастную, но при этом ухоженную женщину, которая работала экскурсоводом. На минуточку — ей было 83 года! Тогда я сразу вспомнила о своей мечте. Рассказав ей об этом, я услышала: «Деточка, а в чем дело? Сегодня в университете открываются курсы». В тот же вечер «деточка на пенсии» уже сидела за партой.

— С какими трудностями сталкиваетесь в работе экскурсовода?

— Трудности существенные. На первый взгляд, все очень красиво и легко. Основная сложность состоит в том, что это серьезная эмоциональная работа с общением без перерыва. Нужно уметь донести информацию до туристов, которые тебя слушают, чтобы им было интересно. Экскурсовод не может работать каждый день по 8 часов, хотя объем задач позволяет. Дело в том, что когда гид рассказывает какой-то текст скучно и муторно, к нему больше не придут. Здесь нужно выкладываться на полную катушку. А если усердствовать с эмоциями ежедневно, то такому экскурсоводу в конце месяца светит «Палата №6». Именно поэтому необходимы перерывы, чтобы прийти в себя.

— Насколько большая конкуренция в вашей среде?

— Конкуренция, конечно, есть. Но тут ведь как: сегодня есть индивидуальные экскурсоводы, которые заводят чат на просторах интернета, где предлагают свои услуги. При хорошем исходе его могут разрекламировать по сарафанному радио. Но это большая нагрузка с поиском туристов, транспорта, кафе и прочего, поэтому проще работать с туристическими фирмами, которые самостоятельно закрывают все эти вопросы. Однако закрепляют за собой только тех, кто пользуется спросом исходя из отзывов, оставленных на сайте. Штатных экскурсоводов нет, все работают по звонку. О некоторых экскурсиях я узнаю за неделю, о других сегодня вечером.

«В Казани был необычайный наплыв туристов, даже не хватало экскурсоводов»

— Как сильно изматывают экскурсии по одним и тем же маршрутам?

— На самом деле маршрутов обычно несколько и повторяются они только через два-три дня. Голова успевает за это время немного забывать, поэтому на психику отрицательно данный фактор не влияет. Тем, у кого каждый день одно и то же, приходится не сладко. 

— Вы как-нибудь специально тренируете голос, чтобы громче разговаривать? Связки сильно устают за экскурсию? Или для вас это не проблема?

— Лично я не пользуюсь никакими способами для закалки голосовых связок. У всех нас разный голос, дикция и тембр. Кто-то всегда говорит очень тихо. Я отношусь к противоположному типу. Приходится даже иногда специально следить и понижать громкость. А так есть актерские курсы, которые направлены на то, чтобы сделать экскурсии не занудными. Кто-то от природы готовый актер, а кому-то нужно подучиться, так что все индивидуально. Голос в любом случае будет садиться, если разговаривать долгое время каждый день. Также большую часть времени мы работаем на улице, поэтому легко простужаемся. Так, фарингит и ларингит – уже «профессиональные болезни», от которых никуда не денешься.

— Могут ли взять на работу человека с явными дефектами речи, например, картавостью?

— Если у вас красивая картавость, то почему бы и нет? Если откровенное сглатывание звуков, шипение и прочее, то здесь уже путь закрыт. Главное в работе экскурсовода то, чтобы человек понимал, что ему говорят. А в этом плане разборчивость речи на первом месте.

— Приходится ли в работе давать советы бытового характера? Например, где купить самый вкусный эчпочмак или чак-чак?

— Это даже, возможно, входит в наши обязанности. Мы должны оставить о городе, о себе и о людях приятное впечатление. Случается такое, что туристы попадают в тяжелые ситуации – стало плохо, упали, сломали руку прямо во время экскурсии. Приходится помогать, вызывать скорую, довозить до дома или больницы, навещать, а также оповещать родственников. Никого не бросаем. А что касается сувениров, то про все виды чак-чака, конской колбасы, ювелирные изделия подробно рассказываешь и делишься секретами, где можно купить самое лучшее.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: