«Людям очень непросто сейчас, да и священнику трудно найти правильные слова»

«Людям очень непросто сейчас
Поговорили с настоятелем храма о том, чем вера помогает в непростое время,
способна ли заменить психологов и что может предложить ветеранам СВО.

Религия и вера испокон веков были для человека отдушиной и спасением в самые трудные периоды, источником надежды и изменений в разуме и душе. Мы живем в неспокойное время, когда потрясения «падают» на головы практически каждый день. О том, насколько христианство и вера в Бога способны помочь найти душевный покой в сложное время, мы поговорили с настоятелем храма святителя Николая Чудотворца отцом Александром (в простонародье Александр Ворошилов). 

Вижу, храм у вас достаточно скромный… 

«Людям очень непросто сейчас, да и священнику трудно найти правильные слова»

— Строительство храма у нас еще предстоит — пока стоит временное здание. 5 декабря мы поставили здесь вагончик и начали с него строительство первых зданий. То, что мы сейчас видим, сделано своими руками, руками наших прихожан. Проект храма у нас уже есть, ждем одобрения от администрации города, чтобы начать строительство.

Думаю, не стоит рассказывать, что мы живем в очень трудное время: сперва на мир накинулась пандемия, потом начал нарастать кризис, а теперь время СВО и мобилизации. Стали ли в свете этих событий люди чаще обращаться к вере?

— Я скажу так: люди еще не до конца поняли, что в этой ситуации нужно идти к Богу, потому что это коснулось не всех. Да и сам Бог — не палочка-выручалочка, не магазин доброго здоровья и спокойствия. Бог — личность, и с ним, как и с любой другой личностью, нужно выстраивать свои отношения. Он не работает так, что ты мне, а я тебе. Это не рынок. Скорее это позыв к утешению своему. Самое тяжелое — это понять, почему так происходит. Человек редко рассматривает себя как причину происходящего вокруг. А церковь старается развернуть его к этой позиции, что начинать нужно с себя.

Честно скажу, что за последнее время много людей пришло получать благословение. В основном женщины приводили своих мужчин, ибо последние у нас все-таки стеснительные, как бы это парадоксально ни звучало. Бывало, конечно, приходит солдат, едущий на спецоперацию, и просит благословить его, помолиться за него. Мы, как и Боровецкий храм, с началом мобилизации одними из первых заявили, что будем молиться за призывников. Очень много записок и просьб начало приходить с того момента. Все надеются и ждут возвращения своих близких здоровыми и невредимыми. 

Как вы лично помогаете в это непростое время? Бывало ли, что вы утешали приходящих к вам людей?

— У нас есть социальная служба наша. Мы собирали нашим парням и аптечки, и средства обмундирования. Это не афишируется всё. Как говорит Господь: твоя правая рука не знает, что делает левая рука, когда ты жертвуешь. Жертвуешь и жертвуй, Бог воздаст тебе.

Приходят жены, матери, мы разговариваем с ними, поддерживаем, направляем в нужное русло их душевные переживания, ведь истерика ни к чему не приведет, а внимательные молитвы, сосредоточенные в сердце за своих близких, — это очень важно. Всегда трудно разговаривать с людьми, которые потеряли своих близких. Недавно приходила женщина с супругом — они два месяца подавали записки за здравие своего сына, хотя он уже как два месяца погиб. Людям очень непросто сейчас, да и священнику трудно найти правильные слова.  

«Людям очень непросто сейчас, да и священнику трудно найти правильные слова»

Поле боя травмирует не только тело, но и разум. Вскоре с военной операции начнут возвращаться солдаты с травмами. Смогут ли они найти спасение для своей покалеченной души в вере? Способно ли слово божие вытащить их разум из того ада, в котором он до сих пор пребывает?

— Да. Ветераны Первой мировой, Крымской войны шли не к психологам — их тогда не было, а в церковь, в храм. Там получали утешение, выздоровление. Бог милостивый, он способен исцелить. Священники могут быть психологами, но исцеляет Господь — представители церкви лишь помогают ему услышать мольбы прихожан. Церковь, насколько возможно, может помочь, но на то мы и Церковь нужны, чтобы показать путь к Богу, а за ним придет в сердце утешение.

Полевые храмы и капелланы — практика не новая. Способны ли священнослужители на поле боя улучшить психологическое положение бойцов?

— Мой друг — собрат по Христу отец Анатолий погиб на войне. И он не один такой. Церковь никого не принуждает, это был внутренний призыв. Что уж тут: священник не имеет права воевать, становиться причиной чьей-то смерти — они лишаются сана навсегда, перестают быть священниками. Но они нужны на поле боя не как боевая единица, а как моральная поддержка для бойцов. Если бы я увидел рядом с собой священника, как он молится за меня, мне бы стало намного спокойнее. 

Что в целом вера может предложить в современных реалиях заплутавшим и напуганным людям?

— Утешение, но не сиюминутное — то, что сможет успокоить сердце человека. Правильный взгляд на все то, что происходит вокруг. Но ведь мы с вами не сказали, насколько это нужно человеку. Не все готовы открыться Богу. И задача церкви помочь в этом людям, если они хотят с ним встретиться. Поймите, вера — это когда ты встретился с Богом, доверился ему. Тогда у тебя будет утешение, любовь и надежда, это все раскрывается, расцветает. Вера усиливает все то прекрасное, что есть в нашей жизни, и преуменьшает боль.

«Людям очень непросто сейчас, да и священнику трудно найти правильные слова»

С чем к вам обращаются ваши прихожане? 

— Прихожане с одними вопросами, захожане — с другими. Последние в основном с проблемами. Прихожане же — очень индивидуально. Сетуют на проблемы в отношениях с людьми. Взаимоотношения родителей и детей — популярная проблема. Мол, дети не слушаются, поступают неправильно, или же сын пьет. На самом деле такие родители не воспитывали детей, а учили их жить так, как считают правильным. Воспитывать нужно переставать в какой-то момент времени, давать возможность жить самостоятельно и т.д. Церковь старается всегда утешить, найти правильные слова и решить проблемы по мере возможного.

Как вы и церковь относитесь к психологам? Не видите ли в них конкурентов?

— Да нормально относимся мы к ним. Дело в том, какие инструменты предлагает и прилагает психолог для помощи человека, адекватен ли он, имеет ли он образование, есть ли у него опыт. Хороший психолог необходим! Но и священник не факт, что утешит и поможет, — у него несколько другие функции — когда на приходе нет штатного психолога, сам выступает в роли последнего. Не всегда все решается, но Церковь напоминает, что врачует душу не человек, а Бог. 

А кто тогда для своей паствы священник?  

— Он и наставник, и учитель, а я сейчас прораб и строитель (смеётся). Стройка, например, тоже не задача священника, как и быть психологом. Да, он может предложить наставничество, передать опыт церковной жизни, борьбы со грехом, но от священника много требуют. Но не потому, что он не знает, а должен, а в нем видят гуру, который знает все. Священник — тот, кто заботится о душе; тот, кто предлагает посмотреть внутрь себя. Прежде всего он — духовный лидер, первый среди равных на службе.

Но, разумеется, есть и священники с психологическим образованием. Я в семинарии прошел курс по психологии. Это очень помогает в работе с людьми, помогает видеть их внутренние проблемы. В психологии есть понятие «депрессия», а в церкви это давно понятие выработано как «уныние». Внутри религии есть много терапевтических вещей, и духовничество — это та же самая терапия. Вот есть понятие «духовный отец» — тот человек, которому доверяют свое сердце, к нему приходят на исповедь, а с людьми он работает как терапевт, не беря за это денег. 

Есть книга «Лествица», ее написал Иоанн Лествичник в VI веке. Она про духовное восхождение к Богу, как бороться с грехом. Все то, что он перечисляет, — очень хорошая попытка быть психологом того времени. А так, конечно, церковь рука об руку с психологией. Священники — не психологи, но они сделают все, что в их силах, чтобы помочь если не разуму, то хотя бы человеку.

«Людям очень непросто сейчас, да и священнику трудно найти правильные слова»

Почему люди тянутся к Богу именно в тяжелые для них или общества времена?

— Люди думают, что они сильные, что они всё могут. Вот смотри: вот ты можешь взять и поехать в Москву? Можешь — деньги позволяют. Можешь поехать к любимой девушке во Владивосток? Деньги займешь и можешь! Человек много чего может, и вот в этом «могу» он ощущает себя сильным. Но он не учитывает, что его разум становится замутненным. А зачем человеку нужен Бог, когда он все может?

Лишь тогда, когда он становится бессильным, он понимает: необходимо найти сильного, на кого можно положиться. Кто может повлиять на ход мировой истории? Только Бог! И человек идет. И тут либо он находит для себя Бога, либо нет.

Часто людям нужно сиюминутное утешение — вот сейчас мне сделай, а я пойду. Ну это же потребительское отношение. Человеку Бог становится нужен не как личность, но как выручай-палочка. Если бы он по-настоящему познакомился с Богом как с личностью, как с другом, как с ближайшим соратником, родителем, то у него бы отношения были совсем другие, встречи регулярными, а не только когда нужно.

Почему в наше время стало много атеистов? 

— Повод дают сами христиане. Многие не хотят углубляться, хотят пройтись по поверхности. Часто люди делают упор на ритуал, а это ведь только средство сближения с Богом, но не цель. Цель — встреча с Богом. Поэтому да — такие люди отталкивают других от религии. С другой стороны, я считаю, что мы мало с людьми работаем. Священников очень мало, катастрофически не хватает людей, денег. 

Но ведь у РПЦ хорошее финансирование от государства, льготы…

— (смеётся) Государство церкви помогает только личностно: есть условный товарищ Иванов, чиновник, вот он там чем-то да поможет из личных средств. Всё. Да, в Кремле храмы патриарх освящает, ездит на государственной машине, и кажется, что церковь и власть рука об руку, что не так. Государство не помогает строиться, не платит зарплаты священникам. Помогало бы — храмы как грибы бы росли. 

— Вы говорили про открытость. Что вы имели под этим в виду? 

— Мы мало проповедуем, мало стучимся в сердце. Наверное, нам нужно быть прозрачнее для людей. Нужно чаще в сердца людей стучаться, ездить с ними в одних маршрутках, больше являть себя в общественной жизни. Главное — не нужно насильно обращать людей в веру.

— А не положит ли научный прогресс конец религии и вере?

— Исаак Ньютон говорил: одной рукой я держусь за науку, другой — за Бога. Есть ученые-атеисты, есть ученые-верующие. Они были и будут. Между религией и наукой не нужно выбирать — это не одно и то же. Вера может отойти на второй план, но она не про науку и не про факты, она про твое внутреннее «Я». Бог никуда не денется — он всегда рад быть рядом с человеком на любой стадии научного развития. 

Станет ли в будущем в России больше верующих? 

«Людям очень непросто сейчас, да и священнику трудно найти правильные слова»

— Может стать больше людей, ходящих в храмы, а с верующими — вопрос. Активных христиан 2-3% в государстве. А веровать можно в того, кому ты доверяешь свою жизнь, кого знаешь. Поэтому всё зависит от того, насколько человеку нужен Бог как личность и как будут открыты для него люди. 

Что бы вы посоветовали людям в столь непростой час? Как им справиться — с Богом или без — с нахлынувшим стрессом и невзгодами?

— Самое важное — найти мир в душе. Не как сейчас, потому что идет СВО и с экономикой все плохо. Это должно стать состоянием любой жизни и в хорошие времена, и в плохие. Серафим Саровский, святой, сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Это мудрость, которая помогает созидать. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *