«Люблю наблюдать, когда клиенты находят себя»

«Люблю наблюдать
Спрос на услуги психологов заметно вырос. Обсуждаем, с какими запросами за
помощью приходят татарстанцы.

Даже в спокойное время люди страдают от внутренних переживаний, неуверенности в себе и конфликтов. Что уж говорить про ушедший год. Кажется, профессия психолога приобрела еще большую востребованность. Мы решили поговорить с семейным психотерапевтом с 6-летним стажем Алиной Меметовой, чтобы узнать, какие проблемы чаще всего подталкивали жителей республики к походу в кабинет специалиста.

«Причин для тревоги сейчас немало»

— Какова причина того, что в 2022 году увеличился спрос на услуги психологов?

— Да, спрос на услуги психологов и правда вырос. Этому способствует обострение политической ситуации в мире, мобилизация, массовый уход зарубежных компаний из России и угроза безработицы, санкции, рост цен — причин для тревоги сейчас немало. Ну и конечно, нельзя не отметить, что психология сейчас очень популярна. Кроме того, интерес и уровень доверия у людей к психологам тоже растёт.

— С какими проблемами чаще всего приходили татарстанцы?

— Наиболее распространенный запрос у клиентов — это помощь семье и отношениям между близкими. Люди часто обращаются с конфликтами в паре, между детьми и их родителями. Также приходили одинокие люди, которые по каким-то причинам потеряли семью, пережили развод или расставание. Немало клиентов, нуждающихся в поддержке в кризисных ситуациях. Обращаются со страхами, тревогой, неясными эмоциональными состояниями, стрессом. Актуальной темой для татарстанцев остается вопрос профессионального самоопределения.

«Люблю наблюдать, как клиенты находят себя»: психолог рассказала о самых частых запросах татарстанцев

— Как женщинам, чьи мужья ушли на фронт, пережить события года? Что бы вы могли посоветовать?

— Во-первых, не оставаться одним со своей тревогой. Обращайтесь к родным, друзьям, специалистам. Найдите безопасный выход для тревоги, например, физическая деятельность (стирка, уборка, вышивание и так далее) хорошо снижает уровень текущего стресса. Защитите себя от информационного мусора и воспринимайте информацию только из достоверных источников.

— Большим спросом пользовались индивидуальные или все-таки семейные консультации?

— Популярны индивидуальные консультации, но радует то, что спрос на семейные тоже растет с каждым днем. Семейные консультации бывает сложнее организовать, ведь не каждый член семьи готов начать работать с психологом, кому-то нужно больше времени для того, чтобы решиться, но результат стоит затраченных усилий.

— Много ли пользы от групповых терапий? На какие темы они проводятся?

— Группа — это лаборатория, где смоделирована реальная жизнь. Это живой процесс, где невозможно заранее задать тему. Каждая группа развивается по своим законам. Довольно часто в групповой терапии могут повторяться ситуации из реальной жизни. При этом, группа дает возможность понять причины «дежавю»: что же такое участник вносит в контакт с людьми, что отношения выстраиваются по одному и тому же сценарию.

«Люблю наблюдать, как клиенты находят себя»: психолог рассказала о самых частых запросах татарстанцев

Происходит это за счет того, что в группе участники более открыты. Если в жизни окружающие подумают, но промолчат и просто выйдут из контакта, в безопасном пространстве группового процесса участники могут высказывать друг другу свои чувства, делиться своими наблюдениями.

— Многим ли жителям республики услуги психолога по карману?

— Рынок психологических услуг сильно вырос. Думаю, подобрать специалиста возможно на любой карман. Помимо этого, в регионе очень много государственных служб (психологические и реабилитационные центры), предоставляющих психологические услуги.

«В процессе нашей работы у клиента выявили онкологию»

— Можете вспомнить самый тяжёлый случай в вашей практике?

— Самым сложным назову работу с женщиной, у которой в процессе нашей работы выявили онкологию. До этого случая я не работала с клиентами с онкологией, и понадобилось немало часов супервизий для того, чтобы продолжать работать с этим клиентом.

— Как вы считаете, почему все ещё много людей не хотят идти к специалисту?

— Причин может быть много. Во-первых, страх осуждения, того, что подумают люди, если узнают, что я хожу к психологу. Также страх потратить деньги зря. Психотерапия — это не тот товар, который можно вернуть или обменять. Это инвестиция в психическое здоровье. Результаты индивидуальной работы зависят не только от психолога, но и от клиента, а готовность брать на себя ответственность за свою жизнь есть не у всех. Далее страх самопознания. Не всегда люди готовы к тому, что они узнают о себе в работе со специалистом. Часто открываются такие факты, в которых не очень приятно, а порой и больно признаваться самому себе. И, пожалуй, последнее — страх перемен. Любые перемены всегда сопровождаются стрессом для нашей психики, и мы бессознательно стараемся ничего в жизни не менять.

«Люблю наблюдать, как клиенты находят себя»: психолог рассказала о самых частых запросах татарстанцев

— Чем может закончиться история, когда человеку, пребывающему в состоянии депрессии и тревожности, не подбросят «спасательный круг»?

— Человек в состоянии депрессии погружается в апатию, утрачивает интерес к происходящему. Остается очень мало сил для того, чтобы жить, осуществлять привычные дела, общаться с окружающими. Мир становится узким и ограниченным только тем, что необходимо совершать для поддержания своего существования. Человек чувствует бессмысленность, пустоту и отчаяние. Если не принимать меры, последствия могут быть крайне печальными. Самое полезное, что вы можете сделать — это помочь человеку обратиться к психиатру. Именно он ставит диагноз и может подобрать лекарства, если они необходимы.

— Как часто в работе вы сталкивались со случаями, когда человека «не спасти» без медикаментозного лечения?

— У меня нет какой-то определенной статистики, но я всегда собираю анамнез у клиента, пришедшего впервые на консультацию, в котором обязательно уточняю, стоит ли или стоял ранее человек на учете у психиатра. Я не ставлю диагнозы, но могу в процессе работы направить на консультацию к психиатру, если возникает такая необходимость. В моей практике есть кейсы, когда в процессе работы клиенты полностью снимались с медикаментозного лечения.

«Мы такие же люди, которым нужен специалист»

— Поддерживаете ли вы контакт с клиентами после сеанса?

— Никогда не запрещаю клиентам звонить мне или писать между встречами, если у них случилось что-то серьезное, им нужно поделиться. Мне везет, ведь мои клиенты никогда еще этой возможностью не злоупотребляли. Что касается каких-либо отношений помимо связи «психолог-клиент» в процессе работы, то они невозможны.

— А как насчет собственных психологических проблем? Помогают ли знания в психологии?

— Помогают не столько знания в психологии, сколько знания себя. Я рада тому, что сейчас больше возможностей для получения важной информации, чем было раньше, и сейчас многие задаются вопросами психологического комфорта. Я сама читаю много психологической литературы, изучаю новые для себя направления, повышаю квалификацию. Однако справляться с собственными психологическими аспектами мне помогает личная и групповая психотерапии.

— Бывает ли эмоционально тяжело работать с посторонними людьми и их проблемами? Как справляетесь с этим?

— Стараюсь не допускать такого, чтобы мне становилось тяжело работать, ведь от этого не получат адекватную помощь как клиенты, так и для моего здоровья и репутации такая работа не будет полезна. Поддерживать себя и оставаться в ресурсном состоянии мне помогают занятия спортом, выстроенный режим дня, своевременный отдых, встречи и общение с друзьями, поддержка близких, встречи с коллегами и регулярная психологическая гигиена в лице психолога и супервизора.

— Что вас больше всего радует в вашей работе?

— Я люблю наблюдать, как клиенты находят себя, как им становится интереснее жить, как они начинают нравиться себе. Мне очень ценно доверие моих клиентов, нравится знакомиться, встречаться и исследовать миры других людей. Учиться быть близким, учиться любить, в контакте с другим узнавать что-то новое о себе.

«Люблю наблюдать, как клиенты находят себя»: психолог рассказала о самых частых запросах татарстанцев

— Нет ли у психологов сейчас тенденции на переход в интернет? В чем разница работы с человеком лично и через экран?

— Я сама больше люблю очные встречи, но в своей работе большой разницы между очным и онлайн форматом не замечаю. Некоторым клиентам удобнее работать из дома, не тратя время на дорогу и сидя на любимом кресле, для других же важно личное присутствие. Все очень индивидуально.

«Поддержка супруга не раз помогала приходить в себя»

— Что вы считаете недопустимым в своей профессии?

— Недопустимо стыдить, обесценивать или осуждать клиентов, нарушать конфиденциальность, вступать с человеком в дружеские или романтические отношения, злоупотреблять доверием клиента. Для меня очень важна этическая составляющая работы и недопустимо ее нарушение.

— Какие ваши личностные качества подтолкнули к началу карьерного пути?

— Думаю, что эмпатия, любовь к людям, чувствительность, стремление добраться до сути, способность к принятию личной ответственности, уважение к другим, Отзывчивость и вежливость — эти качества несомненно помогают мне в работе. Однако к началу карьерного пути меня подтолкнули кризис в семейных отношениях на тот период жизни и желание понять, чего же я хочу.

«Люблю наблюдать, как клиенты находят себя»: психолог рассказала о самых частых запросах татарстанцев

— Насколько важно совершенствоваться в профессии?

— Психолог — это профессия, требующая постоянного повышения квалификации. В частной практике ответственность за выбор уровня и качества обучения лежит полностью на специалисте. Я очень тщательно подхожу к этому вопросу, выбирая лучшие учебные заведения и высококвалифицированных преподавателей.

— Случался ли критический момент, когда хотелось все бросить?

— Каждый из нас так или иначе сталкивается с таким состоянием, когда хочется все бросить, уехать на какой-нибудь остров, выкинуть телефон и ничего не делать. В такие моменты очень важно искать, на что можно опереться, об кого погреться, полечиться. Для меня очень большой ценностью являются отношения — семья, друзья, коллеги. Поддержка супруга не раз помогала приходить в себя. Ну и чем дольше находишься в личной терапии, тем проще справляться со своими чувствами и состояниями, исследовать разные свои проявления.

— Что бы вы могли пожелать читателям KazanFirst?

— Я хотела бы пожелать психологического и физического здоровья, поменьше тревог и стресса, а также побольше душевного тепла и терапии близких отношений.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *