«Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины»

Как сохранить семью, в чем причина разводов и как укрепить в целом институт семьи, в интервью KazanFirst рассказала руководитель Центра семьи и демографии Академии наук РТ Флюра Ильдарханова

Руководитель Центра семьи и демографии Академии наук РТ Флюра Ильдарханова

Ильнур Ярхамов — Казань

Сегодня в Татарстане — серьёзные проблемы с институтом семьи. Косвенно это подтверждают республиканские власти в лице президента Рустама Минниханова. Они предложили усложнить процедуру развода — срок расторжения брака увеличить втрое, супругов лишить права без обоюдного согласия требовать развода, если совместному ребёнку ещё нет трёх лет. Процедуру примирения хотят сделать обязательной. Власти надеются, что таким образом удастся уменьшить количество разводов.

Прямо же о кризисе института семьи в республике говорит резкий рост преступлений, совершаемых против детей собственными родителями. Детский обмудсмен в Татарстане Гузель Удачина фиксирует в Татарстане также двукратный рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Их число в 2015 году составило 723 случая, при этом детей, которые проживают с сожителями матерей, Удачина относит к группе риска. Сожители надругались над детьми в 96 случаях.

Как сохранить семью, в чем причина разводов и как укрепить в целом институт семьи — об этом в интервью KazanFirst рассказала руководитель Центра семьи и демографии Академии наук РТ Флюра Ильдарханова. 
«Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины»

— Сейчас благодаря президенту Татарстана Рустаму Минниханову в обществе заговорили о проблеме разводов. Рассматривается возможность усложнить процедуру развода. И вокруг этого поднялась дискуссия, есть ли вообще у государства право вторгаться в отношения между полами? Всё-таки брак — это  личное дело.             

— Тут я вспоминаю своё детство. К нам приходила газета, в которой родители в первую очередь открывали последнюю страницу и смотрели, кто же разводится. Вы представляете, как мало было разводов раньше, что об этом писали в газетах.

Почему именно президент обратил на это внимание? Ну, во-первых, цифры показывают увеличение количества разводов. Только недавно чуть-чуть пошло понижение этой цифры.

Почему государство вмешивается? Но оно ведь изначально вмешивается в личные дела граждан, регистрируя их брак. Государство регистрирует рождение ребёнка, выделяет социальные льготы матерям, тот же материнский капитал. Государство предпринимает в последнее время меры, чтобы укрепить семью. Я думаю, государство ещё мало участвует в поддержке семьи.

С прошлого года пошло уменьшение количества первых детей в семьях. Женщины начали рожать вторых и третьих детей. Значит сейчас нужно продумывать программу поддержки женщин, которые будут рожать первых детей. Семья поверила в государство.

Сейчас разводятся сгоряча, характер показывают, ну встретились два эго, ну нет у них терпения и уступать не хотят.

— Государство ожидает, что усложнив процедуру развода, супруги сумеют ещё договориться, помириться и отменить развод. Но тогда нам нужны семейные консультанты и медиаторы. А супруги готовы обсуждать свои проблемы с третьими лицами?   

— Управления ЗАГСов занимается этим вопросом. На Западе семейный психолог — это норма. У нас семья к этому не готова. У нас супруги, скорее, к знакомому побегут, к ясновидящему. У последних, кстати, большая очередь. К ним они обращаются с теми же самыми проблемами, что и к психологу: измена, разрыв отношений.

Если бы у нас семейная психотерапия была бы развита, если были бы кабинеты, центры, не столь высокие платы за услуги, то наше население пошло бы к ним, а не к ясновидящим.
«Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины»

— Зачем был создан Центр семьи и демографии Академии наук РТ?

— История создания нашей организации в структуре Академии наук начинается с 2007 года. Этот год в России был объявлен Годом семьи. Тогда большое значение придавалось семье, её укреплению и семейным ценностям. Потому что проблемы разводов, семьи в последние годы стали очень актуальными. Наш первый президент Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов, он тогда был ещё премьер-министром, решили в Академии наук создать такой центр. Цель его — изучение проблем семьи и семейного кризиса, выявление причин разводов и определить, каким вопросам нужно уделять внимание при подготовке молодёжи к семейной жизни.

Мы создали концепцию «Институт семьи в контексте демографического развития». Мы работаем по проблемам, которые актуальны на сегодняшний день. Рустам Нургалиевич [Минниханов], будучи ещё премьер-министром в 2009 году, дал задание изучить проблему разводов. Затем в 2013 году мы вновь вернулись к этой проблеме. Здесь уже премьер-министр Ильдар Халиков обратил на проблему разводов внимание.

Тема разводов непростая. Проводить социологические исследования среди разведённых непросто, потому что ты затрагиваешь самые интимные чувства и самое больное место. Мы проводили анкетирование в 15 районах республики среди молодёжи. Интервьюировали молодых разведенных граждан, делали keys-study.

Нас больше всего волновали причины разводов среди молодёжи: почему в пятницу регистрируют брак, а во вторник уже разводятся? В чем причина?

Я еще будучи начальником управления ЗАГС проводила смотр «Семья Татарстана». Это были лучшие 100 семей Татарстана, которые прожили вместе от 25 и более лет. Были даже семьи, которые совместно прожили 50 и 70 лет. И передо мной встал вопрос: как же они сошлись характерами, раз прожили вместе столько лет?
«Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины»

— А сколько стоят ваши исследования?

— Цифры я сходу не смогу назвать. Но мы участвуем во всех грантах: грант Российской Федерации и грант Академии наук. На эти средства мы проводили исследования. Проблем с финансированием социологических исследований в структуре Академии наук нет. Нас поддерживает не только АН. Мы выигрывали грант и в 500 000, и 400 000, и 300 000 рублей. За 9 лет мы разные гранты выигрывали.

У нас ещё есть большая поддержка со стороны глав районов Татарстана. Им эти исследования тоже интересны. Они нас приглашают, создают условия, чтобы мы выехали, провели в сёлах различные встречи. Очень интересное исследование, которое было у нас — это этнокультурные ценности семей Татарстана на примере Тетюшского района.

Ценность этого исследования в том, что в этом районе проживают татары, русские, чуваши и мордва. И мы нашли семью, где четыре этнические группы представлены. Мы брали интервью у членов семьи. Муж в семье рассказывает, что сноха татарка, тесть русский. Мы разобрались, правда, с трудом, сколько национальностей в семье, и что все этнокультурные интересы в этой семье соблюдаются. В семье есть и Библия, и Коран. И все праздники отмечаются в равной степени. Мы хотим продолжить исследование.

Сегодня мы работаем над проектом «Этнокультурная трансмиссия семей народов Татарстана». То есть исследуем взаимовлияние внутри семьи — культурные, национальные, религиозные. Я видела фильм «Семейные хлопоты» Алексея Барыкина. Тема межнациональных браков вышла сегодня на широкие экраны. Эта проблема актуальна.
«Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины»

Кстати, в моей жизни был такой эпизод. 90-ые годы. Я работаю замминистра образования РТ. В это время националисты говорят, мол, давайте татарские школы и классы открывать, давайте преподавание татарского языка увеличивать. В принципе, вопросы все правильно были поставлены, ведь до 90-ых годов не было возможности у татар учить свой родной язык. И вот одной школе в микрорайоне Горки произошёл такой инцидент: собрались родители в актовом зале и хотят школу разделить пополам, на русскую и татарскую.

Для меня это было непростой проблемой. Министр Равиль Авзалович Низамов меня послал в школу, чтобы я встретилась с этими родителями. Я вышла на сцену, зал был полным, и сказала, что я татарка, чистокровная татарка, но учитель русского языка и литературы. Я лучше некоторых русских говорю и с гордостью говорю по-русски. Но моя трагедия, говорила я на собрании, в том, что я, татарка, с татарами разговариваю, переводя в голове с русского на татарский. Ну не было у меня никогда возможности разговаривать по-татарски. И зал меня понял.

В итоге перегородку между детьми в школе убрали, татарские классы открыли. Тогда явно хотели раскачать национальный вопрос.

— Сейчас представители татарстанской митрополии начали поднимать вопрос о преподавании курсов «Основа православной культуры» и «Основа мусульманской культуры» в светских школах. Не повторит ли это судьбу вашей школы?

— Нам скорее нужны «Основы культур религий». Я как педагог и как 15 лет проработавший заместителем министра образования считаю, что приглашать священника в школу не нужно, потому что каждый учитель — воспитатель. Он должен по своему профессиональному образованию уметь доступно рассказывать о значениях той или иной религии и прививать уважение к религиям.

— А как влияет религиозное возрождение, которое началось с распада СССР, на институт семьи у нас в республике?

— Да, раньше было модно и приветствовались интернациональные семьи. Сейчас по данным управления ЗАГСов, тенденция с межнациональными браками стабильная — нет ни увеличения, ни снижения их числа. Но социологами выявлена тенденция, что люди больше тяготеют к моноэтническим бракам. Сами респонденты нам отвечают, что хотят, чтобы с супругом была одна религия, чтобы можно было говорить на одном языке.

По данным Управления ЗАГСов Татарстана на конец 2015 года, в последние 5 лет действительно наблюдается падение числа межнациональных браков. С 2011 года по 2015 год подобные браки сократились на 30%. Однако это не говорит о целой тенденции, потому что наряду с этим падает и количество регистрируемых браков

«Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины»

— Проблемы семьи: что на неё давит? Внешние проблемы в виде политической ситуации, экономического кризиса? Или это проблемы межличностные у супругов?

— Вот мы говорим, что есть кризис общества. Этот кризис в первую очередь сразу же сказывается на семье. В кризисе общества есть экономические, политические, духовные, культурные кризисы. Как ощущает это семья? Меняются ценности, вседозволенность сказывается и на супругах.

Мы проводили социологические исследования и получили интересные результаты. Оказывается, выросло целое поколение однодетных семей — это поколение эпохи 90-ых годов. Потому что трудно было жить, мало рожали, семья разрушалась, появились разводы. Не каждая женщина и не каждая семья имела возможность родить второго ребёнка. Поэтому выросли дети без братьев и сестёр. Это люди, которые не умеют делить родительскую любовь, проблемы и страдания.

И вот встречаются два эго в молодой семье, у них начинается: это моё, а это твоё; ты будешь делать так, как хочу я. То есть не идут на уступки как супруг, так и супруга.

Сейчас, кстати, наметилась другая тенденция — растёт количество вторых и третьих детей. Мы проводили недавно в Казани социологическое исследование среди школьников «Моя семья». Задавали вопрос: «Что есть для тебя семья?». Старшеклассники отвечали, что семья — «это, где мне хорошо», «это, где я могу расслабиться», «это, где мне дадут совет».

В то же время эти исследования показали нам, что главное в семье — это взаимоотношения между отцом и матерью, родителей с детьми. Но тенденция такова, что примерно из 25 человек в классе у 24 школьников разведённая семья. Только у одного есть и отец и мать.

По статистике, из всего числа разведённых граждан только 17,1% воспитывались в неполных семья, что лишь частично подтверждает зависимость между распадом родительской семьи и предпосылкой развода у опрошенных. Около 80% разведённых воспитывались в полных семьях

Почему же молодёжь так быстро разводится? Тогда мы поставили гипотезу, что возможно причина в измене, в пьянстве, в материальном достатке, в жилплощади.

Но были удивлены и в первом, и во втором социологическом исследованиях, что на первом месте стоит непонимание между супругами, то есть проблема двух эго.

По данным соцопросов, сделанных в 2013 году, на первом месте среди причин развода — «непонимание между супругами, отсутствие общих интересов» (38,6%), на втором — «супружеская неверность, измена» (26,7%), третье — алкоголизм одного из супругов (23,5%), на четвёртом — «вмешательство родственников в дела семьи» (19,3%), пятое — «материальные сложности» (18,5%), «стеснённые жилищные условия» (11,3%).

Любопытно, что за измену супруги по большей части считают образ мысли — «захотел другого человека» или «полюбил другого», но никак не сам сексуальный контакт. 28,9% опрошенных затруднились ответить на вопрос, что вообще имеют ввиду под словом «измена». 15,9% считают, что измена начинается «с мысли о том, чтобы изменить», 15,8% — «с влюблённости в другого человека», 14,8% — «если супруг/га хотя бы однажды имел/ла сексуальный контакт с другим человеком»

— Для меня является неожиданностью причина «вмешательство родственников в дела семьи». Как правило, говорят, что семью скрепляют традиции. Под традициями имеется в виду большая семья и много родственников. Но тут наличие родственников не есть хорошо для семьи. Как так?

— Сейчас молодая семья старается жить отдельно, снимает квартиру, залезает в ипотеку. А ипотеку, как правило, тянут родители и родственники, вот и считают обязанными влезать в дела молодых. Здесь сказывается, что раньше была многопоколенная семья, она  проживала в одном доме. Это была большая крестьянская семья.

Но сейчас молодёжь выросла избалованной. Большая часть мужчин растёт в семьях с одной мамой и с бабушкой. Хорошо, если ещё дедушка есть, то есть мужское влияние. Когда в семье нет образа поведения мужчины, то, скажем, женщина не подготовлена к семейной жизни с мужем. Так же можно сказать и о мальчике-мужчине, который воспитывается только мамой или бабушкой.
«Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины»

Модель поведения мужчины должна быть обязательно при воспитании и мальчика, и девочки.

Из-за большого числа разводов модель поведения мужчины в семье не формируется.

Пример из моей личной жизни. Я приезжала к бабушке в деревню. Мой дядя, то есть сын моей бабушки, был комбайнёром. Он вечером приходил с работы. Мне бабушка давала полотенце, кумган с тёплой водой и говорила, чтобы я помогла ему умыться. Это и есть формирование образа мужчины, то есть уважительное отношение к мужчине: он пришел с работы, а ты — женщина, встреть его, дай ему время, чтобы он умылся и отдохнул, а потом поел. Затем можно решать назревшие проблемы.

Мне мама говорила, чтобы я слушала отца, как он скажет, так и будет. Хотя конечно мама давно уже решила сама. Но я должна была спросить у отца, его слово должно быть последним. Вот это и есть наши духовно-нравственные ценности и традиции.

Мы, исследователи, пришли к мысли: ну хорошо, мы подготовим рекомендацию, напишем научный трактат как укреплять семью. Но будет ли кто это читать? Ведь молодёжь в интернете сидит.

Мы обратились к трудам татарских просветителей. С глубоким уважением мы начали работать и обращаться к татарским просветителям. Это Ризаетдин Фахретдин, Габдулла Буби, Каюм Насыри. Вот сейчас выходит четвёртая книга — «Мир девочек» Заки Кадыри.

Их труды — бесценная кладезь. Скажем, труд Буби «Мир женщины» —читаем, какой должна быть женщина, как она должна вести семью, как должна общаться с родственниками, со свекровью. Перевод был сделан с арабского, перевели на татарский и русский.

Второй том — «Семья» Фахретдина. Да, это 19 век, казалось бы, неужели сейчас это актуально, ведь сейчас совсем другое время. Но традиционные ценности семьи в любых условиях  при капитализме, при социализме  всегда остаются ценностями.

Третий том — «Воспитание» Насыри. Сейчас пишут всякие концепции воспитания детей, школьников, молодёжи. Это выливается в железобетонные талмуды, где ребёнок всё что-то должен и должен. А как развивать личность? Как заниматься саморазвитием? Все школьники в поиске на эти вопросы. И татарские просветители отвечают на это.

— У ваших книг тираж в 500 экземпляров. Как вы их распространяете? Потому что я на книжных полках в магазинах их не вижу.

— Я взяла все эти книги и пошла к министру образования Энгелю Фаттахову. Я поставила перед ним эту проблему. У нас ведь школьники и родители интересуются этими книгами. Проводились родительские собрание по книгам. Родители были готовы купить эти книги за любые деньги. Сейчас осталось дело за министерством образования РТ.

— Гражданский брак популярен в Татарстане?

— Были проведены социологические исследования по этой проблеме среди студенческой молодёжи Москвы и Казани. Задали вопрос, как они смотрят на сожительство, собираются ли зарегистрировать свой брак. Молодёжь отвечает, что осуждает сожительство или так называемый пробный брак, осуждает рождение детей в сожительстве, но сами же молодые ребята живут в сожительстве. Получается двойная мораль.

Почему сожительство получило такое распространение? Увеличение разводов и уменьшение брачности тоже сказывается на сожительстве.

Почему не идут в ЗАГС? Во-первых говорят, что хотят попробовать. То есть, брак стал пробным. Если не получится, то жить вместе не будут. А во время сожительства некоторые всё же ребёнком успевают обзавестись. Ребёнок опять же растёт ущемлённым, если родители разбегутся.

Некоторые считают, что оформление отношений в церкви или по никаху достаточно.

Сожительство еще будет продолжать распространяться потому, что есть ипотека. Когда есть семья, то ипотеку должны оплачивать супруг и супруга. А при сожительстве только один берет на себя ответственность за это.
«Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины»

— То есть гражданский брак сегодня — это неуверенность молодых людей, смогут ли они жить в браке? Поэтому и пробуют?

— Да, это даже какое-то недоверие друг к другу. А если семья начинается с недоверия, то разве может быть у неё будущее?

— А есть разница между городской и сельской семьёй?

— Мы изучали этот вопрос. На селе так же разводятся, как и в городе. Сегодня нет никакой разницы. Миф, что семья в деревне крепче городской, уже давно рассеян. Также миф, что в сельской семье на сегодня больше детей, чем в городской. 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Руслан
Недаром говорят, что семья — это ячейка общества. Для семей есть гораздо большие привилегии во всём мире, что могут предоставить государства. Поэтому очень важно следить, чтобы семьи не распадались, вести статистику учёт.
0
0
Ответить

Фирдус
Гражданский брак — брак зарегистрерованный государством. А сожительство называется — фактический брак. Вроде журналисты пишут, а общение слабое (((
0
0
Ответить

Роберт
Слишком много прав у женщин. Вот и пользуются. Денег отсудить и на алименты подать. И жизнь удалась. Некоторым и работать не нужно. Да и ребенка 90% случаях оставляют с матерью.
0
0
Ответить

Камиль
Мы живем в тоталмтарном феминистском обществе. Где мужчина на правах половика у двери. Однополые семьи — где только мама и бабушка воспитывают ребенка
0
0
Ответить

Aigil
Мужчины вы больные и не лечитесь
0
0
Ответить

4
Муж втихаря подал на развод, внаглую вывез дорогостоящую технику, судья на заседаниях о разводе хамил, издевался, нарушил все статьи, какие мог. От государства никакого правосудия нет, даже не думают нарушенные семейные права защищать. Толку нет заключать брак в загсе.
0
0
Ответить

1
Государство только бабло рубит при заключении и расторжении брака. Реальной защиты семейных прав нет. Мировые судьи законов не знают, внаглую нарушают семейные права. Муж стырил совместо нажитые деньги и имущество, а судья все это покрыл, просто развел. Так что все врут, что надо брак регистрировать.
1
0
Ответить

Алсу
А где можно купить эти книги?
0
0
Ответить

Ринат
У нашей нации такой богатый опыт семейной жизни, используйте его, а не выдумки современных т. н. учёных, по ихним раскладкам вырастут точно не татары, и вообще надо как можно меньше поощрять межнациональные браки, там вырастают только русские, ваши исследования сделаны с акцентом как раз на межнациональный брак, вместо осуждения таких союзов
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite