А вонь и ныне там: ароматы «Камского бекона» продолжают мучать жителей

«Провонявшие» сельчане ищут спасения у главы Минэкологии Александра Шадрикова.
«Провонявшие» сельчане ищут спасения у главы Минэкологии Александра Шадрикова.

Министр экологии и природных ресурсов Татарстана Александр Шадриков посетил Тукаевский район. В пригороде Челнов глава ведомства ознакомился с несколькими проектами, которые планируют реализовать местные чиновники с привлечением федерального финансирования по линии министерства. 

А вонь и ныне там: ароматы «Камского бекона» продолжают мучать жителей

Среди них — укрепление берега и расчистка русла реки Шильнинки, восстановление дамбы и рекультивация свалки в Шильне.

Часть этих проектов вызывают у местных жителей обеспокоенность. Активисты уже обратились к главе района Фаилу Камаеву с предложением провести экологическую экспертизу проекта углубления и спрямления участков русла реки Шильнинки, запланированную на 2019 год. Сельчане считают, что при неправильно проведенных работах есть риск нанести вред местной экологии, в частности известным Лебяжьим озерам. 

Обеспокоенность обоснованная — в 2017 году из-за незаконных действий в водоохранной зоне уже было нарушено сообщение с руслом реки и уровень озер визуально понизился.

Это не единственная экологическая проблема, на которую указывают жители властям Тукаевского района. Уже несколько лет обитатели поселков Князево, Татарстан и Сосновый Бор жалуются на невыносимую вонь, которая исходит от свиноводческих комплексов компании «Камский бекон».

А вонь и ныне там: ароматы «Камского бекона» продолжают мучать жителей

Долгое время учредителями организации были Сергей Федотов и председатель правления Акибанка Ильдар Галяутдинов (наблюдательный совет банка возглавляет генеральный директор «Сетевой компании» Ильшат Фардиев). В апреле 2018 года новыми участниками компании стали Эльза Галяутдинова и кипрский офшор «Топпигс Лимитед». С сентября 2018 года доля Галяутдиновой снизилась, а к учредителям добавилась еще одна иностранная компания, так же зарегистрированная на Кипре, — «Фабарго Трейдинг ЛТД».

А вонь и ныне там: ароматы «Камского бекона» продолжают мучать жителей

— Каждый день стоит невыносимая вонь от данного свинокомплекса, дышать на улице нечем, все пропахло свиными отходами жизнедеятельности. Есть же какие-то санитарные нормы? После обращения в Роспотребнадзор пришел ответ (через «Народный контроль»), что у них нет прибора о замере воздуха при температуре воздуха ниже +4. Возле детского сада стоит острый невыносимый запах от свинокомплекса «Камский бекон», этими парами дышит наше население, в первую очередь страдают дети, люди преклонного возраста. Когда выходишь на улицу (это может быть и выходной день), то запах от свинокомплекса стоит ужасный, и тут уже не до прогулок на свежем воздухе, — говорится в обращении сельчан, представленном министру экологии и природных ресурсов Татарстана.

Жители нескольких поселков просят провести санитарную проверку свинокомплекса и обязать предприятие устранить имеющиеся недостатки, чтобы «не оказывать неблагоприятное воздействие на экологию» и «перестать загрязнять воздух, которым мы дышим».

А вонь и ныне там: ароматы «Камского бекона» продолжают мучать жителей

Четкого ответа на обращение Шадриков не дал, заметив лишь, что строительство современных очистных сооружений в интересах самого предприятия, так как с 2019 года штрафы сильно вырастут. Глава района Фаил Камаев в свою очередь утверждает, что на предприятии идет масштабная реконструкция, которая призвана уменьшить исходящий от «Камского бекона» запах.

Но, как отмечает один из местных жителей, пожелавший остаться неизвестным, подобные заявления от компании они слышат уже не первый год, а «вонь и ныне там». А так как менеджмент Ильшата Фардиева уже многократно попадал в неприятные ситуации — сельчане хоть и не живут в Челнах, но в курсе и банкротства страховой компании АСКО, и скандалов, захлестнувших Акибанк в этом году, то веры нет и на этот раз.

— Самый парадокс в чем? Все об этом запахе знают — и глава района, и экологи, и в министерстве, и президенту уже писали. Все знают, а толку нет. Хотя вроде бы все там что-то строят, улучшают. Ничего не меняется. Также все мучаются, головные боли начинаются, особенно у детей и стариков. То же самое, что в туалете жить все время. Никто такому рад не будет, — сетует собеседник.

А вонь и ныне там: ароматы «Камского бекона» продолжают мучать жителей

Обещания исключить загрязнение и плохой запах неоднократно слышали и жители деревни Калмаш (Тукаевский район), а затем и сельчане из нескольких населенных пунктов Мензелинского района, в особенности Коноваловки. Дело в том, что с 2015 года «Камский бекон» пытается продолжить экспансию в Татарстане и построить еще один крупный свинокомплекс, но безуспешно. Забуксовала и идея строительства нескольких десятков птичников для компании «Челны-бройлер», в совет директоров которой тоже входит Ильшат Фардиев. В обоих случаях жители Татарстана выступали против, отмечая, что подобное производство, расположенное рядом с населенными пунктами, не может не наносить вреда экологии и местным жителям.

В Тукаевском районе идею строительства новых производственных мощностей по понятным причинам приняли в штыки. Почувствовав, что сельчане настроены серьезно, «Камский бекон» попытался зайти в Мензелинский район. Провели несколько сходов граждан, на которых убеждали местных жителей — новое производство экономически выгодно для района, создаст рабочие места, а запаха не будет, так как внедрят новые технологии. Поверить в это, особенно учитывая нынешнее положение дел в Сосновом Бору, было довольно сложно — не может производство, на запахи с которого жалуются годами, в одночасье совершенно избавиться от «ароматов».

А вонь и ныне там: ароматы «Камского бекона» продолжают мучать жителей

Сельчане дошли до прокуратуры и выяснили, что участки выделены с нарушением. Местный исполком, как сообщали источники, предложил компании другой участок, но «КБ» отказался — слишком далеко от города и федеральной трассы, нет инфраструктуры. А на суде же после и вовсе выяснилось, что «Камских беконов» было три — сначала с предложением об аренде земли выступил один, затем другой. Так как наименования компаний были одинаковыми, в администрации решили, что торги проводить не нужно. Но затем первичный «бекон» отказался от участия, потому что намеревался создать другое юрлицо именно под мензелинское направление. В исполкоме, впрочем, утверждали, что отзыва не поступало.

В конечном итоге суд принял сторону компании. Но жители весьма активно продолжали выступать против, донеся свои жалобы едва ли не до президента России Владимира Путина. «Камский бекон» снова решил сменить направление и вернуться к планам расширения в Тукаевском районе, в деревне Сосновый Бор.

Тут уже стеной встали даже не жители соседних сел, а все челнинцы. Многие горожане были наслышаны о проблемах с «ароматами» производства. На слухи о строительстве жители автограда отреагировали петицией, в которой просили не дать «превратить Набережные Челны в свинарник».

А вонь и ныне там: ароматы «Камского бекона» продолжают мучать жителей

— Свинарник прямо будет вредить экологическому и природоохранному состоянию района и отравлять воздух как в Набережных Челнах, так и селах, расположенных даже в 5-7 км от места планируемого строительства, — негодовали челнинцы.

Также горожане отмечали, что строительство прямо противоречит статье 42 Конституции России, говорящей о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В итоге объект, который планировали возвести за лето и сдать к концу сентября 2018 года, так и не был построен. Пока жителям удается держать оборону в борьбе за чистоту воздуха и экологии в целом. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *