документа.
Словосочетание «генеральный план» звучит очень сложно. Все когда-либо о нём слышали, но мало кто представляет, что это такое. Мы объясним: генплан — это документ, определяющий направление развития территории, однако он не является окончательной инстанцией. То есть если, предположим, в нем заложено строительство дороги, то она с большой вероятностью появится, но это не точно.
В этом году Казань проходит сложный этап принятия нового генерального плана, который будет рассчитан на ближайшие 15 лет, до 2035 года. Документ обещают опубликовать уже в сентябре. После этого начнется цикл согласования проектов с федеральными структурами, министерствами Татарстана и со всеми администрациями районов, которые имеют смежную границу с Казанью.
Генплан состоит из трех частей: транспортной составляющей, функционального зонирования и рекреационного комплекса. Комиссия, разработавшая документ, включала в себя порядка 70 специалистов по градостроительству, а также представителей Минэкологии и министерства строительства, архитектуры и ЖКХ республики.
Самые жаркие споры вызвало, конечно, дорожное сообщение. По этой теме во время общественного обсуждения от казанцев поступило 712 вопросов от 562 человек.
— Важное замечание, которое мы получили от многих жителей, — несогласие с количеством полос, которое прописано в отношении той или иной дороги. Поэтому в материалах генерального плана будут заложены только классы дорог, полосность же определится в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования на этапе разработки проекта планировки конкретной магистрали, — рассказывает заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров.
Много запросов касалось дорог-дублеров Горьковского шоссе. В итоге был принят вариант магистрали в обход контейнерной площадки РЖД.
В Дербышках рассматривалось три варианта строительства дороги — замечания и предложения по этому вопросу поступили от 189 человек. 57 из них высказались против возведения магистрали вообще, однако, проанализировав дальнейший сценарий развития событий, комиссия пришла к выводу, что дороге быть — проходить она будет вдоль границы поселка Нагорный.
Почти полторы сотни человек были против трассы так называемого Вознесенского тракта, но принято решение оставить её в соответствии с действующим генпланом. Однако класс понизят до улицы районного значения — это позволит уменьшить ширину дороги и, соответственно, минимизировать количество попадающих под снос домов. В случае строительства дороги дома, находящиеся на её территории, оценят независимые эксперты, а затем строения выкупят по рыночной стоимости (как это уже произошло в случае с большим казанским кольцом).
Ещё два блока замечаний связаны с зонами приаэродромных ограничений аэродромно-экспериментальной авиации «Борисоглебское». В связи с этим в генеральном плане выделена зона 430, которая накладывает полный запрет на строительство на данной территории. Исполком тут ничего сделать не может. Отмена этой зоны ограничения вне полномочий администрации города.
Впервые в документе появится раздел, посвященный развитию и сохранению природно-рекреационных зон. Каждая из них отмечена как самостоятельная функциональная территория. Также они получат статус и регламент, регулирующий их охрану.
Второй заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовенкова отмечает плотную работу с экологами — новый генплан предусматривает большой рост зеленых насаждений. Количество рекреационных территорий вырастет в два раза. К 2035 году запланировано увеличить площадь парков и общественных пространств на 3,5 тысячи гектаров. Появится 11 новых набережных, 600 скверов и минискверов, а также сеть новых пешеходных бульваров.
Планируется, что через 20 лет при условии реализации всех проектов площадь «зеленых» объектов достигнет 15 тысяч гектаров. Не забыли и про особо охраняемые природные территории — их стало на четыре больше, чем в старом генплане. Всего предусмотрено развитие 68 объектов — 48 обновятся и ещё 20 добавятся.
Другим нововведением станет стратегия нативного кода города, которая усилит естественные пешеходные связи внутри районов.
— В этом генплане разработан реальный работающий механизм по созданию новых ООПТ (особо охраняемые природные территории. — Ред.) и сохранению существующих, наложению на новые территории регламентирующих ограничений и придание им соответствующего статуса. На мой взгляд, это одна из основных составляющих документа. Это то, что касается каждого из нас, и то, что невозможно не замечать. Что такое комфортный город в XXI веке? Это город, в котором ты не замечаешь процесс передвижения и дорога из точки «А» в точку «Б» не вызывает ни затруднений, ни стресса, — считает Толовенкова.
Восьмилетний бюджет стратегии развития природно-рекреационного комплекса составит 4,5 миллиарда, из которых 1,5 миллиарда — спонсорские деньги.
Comment section