Челнинцы пожаловались на «беспредел» учителей

Педагоги ходят по квартирам учащихся с проверками. Родителей это возмущает.
Педагоги ходят по квартирам учащихся с проверками. Родителей это возмущает.

Сфера образования Набережных Челнов вновь засветилась в повестке федеральных СМИ. Увы, снова в новостях с негативной окраской. Причиной стал ролик, опубликованный одним из жителей города. На видео — несколько педагогов и завуч СОШ №55. Представители образовательного учреждения пытаются попасть в квартиру, где живет один из учеников, чтобы составить «акт обследования жилища». Дядя школьника, однако, не пустил их за порог, заявив, что подобный поступок незаконен, а они сами «никто».

«Я имею право вообще ничего не подписывать. Вы никто. Все, давайте, свободны. Руку в сторону от моей двери. На каком основании вы с этой бумажкой ходите, вы кто такие?», — обращается к визитерам автор ролика.

Челнинцы пожаловались на «беспредел» учителей

Затем выяснилось, что владелицей жилья и мамой школьника является некто Алина Галяутдинова. Местная жительница, по её словам, ранее работала в 55-й школе. Но в декабре 2018 года уволилась.

— Если честно, меня выжили из школы, где я работала в столовой. Из-за личной неприязни и зависти, я считаю, — отмечает горожанка.

Сейчас челнинка трудоустроена в садике, воспитывает двоих детей. Причиной же интереса к условиям проживания её сына якобы является жалоба, с которой женщина обратилась в трудовую инспекцию. После заявления экс-сотрудницы и проверки образовательную организацию оштрафовали на 100 тысяч рублей за нарушения при оформлении трудовых договоров с сотрудниками.

— В ГНД, ПНД не состою, ребенок мой чист и ухожен, в школе плачу за двухразовое питание. Второй в садике, тоже все в порядке, долгов нет ни за квартиру, ни за образовательные услуги. Имею автомобиль. Считаю, что таким образом решили на меня найти компромат. Найти то, чего нет, — сетует Галяутдинова.

Челнинцы пожаловались на «беспредел» учителей

После того как ситуация стала достоянием общественности, в школе началось давление на ее сына, утверждает горожанка. У подростка ухудшились оценки, представители организации следят за каждым его шагом. А ретировавшиеся с «места боя» педагоги вернулись — классный руководитель ребенка, завуч и медсестра вновь пытались попасть в квартиру в компании двух сотрудников отдела опеки и попечительства. Челнинка в доступе в жилище им отказала, опубликовав 20-минутную запись беседы на лестничной площадке.

Педагоги всячески пытались убедить горожанку в необходимости «проверки» — дескать, и успеваемость у сына низкая, и участия в жизни ребенка мама не принимает, и в школе он ходит грязный. Галяутдинова же приводила контраргументы: вещи стираем каждый день, марается мальчик в столовой, на собрания ходила — есть подписи в журнале, а донести образовательную программу — задача педагога, но не родителей. Несолоно хлебавши «делегации» пришлось снова отступить.

— Обследование жилищно-бытовых условий учащихся в рамках операции «Быт» проводится согласно плану профилактической работы школы. На момент посещения семьи учащегося ОУ №55 одним из жильцов было выражено согласие на посещение, другим — отказ. В связи с чем сотрудниками школы было предложено дать письменный отказ. Администрацией школы была проведена разъяснительная беседа с педагогами о правилах посещения семей учащихся, — прокомментировал инцидент руководитель Управления образования и по делам молодежи исполкома Челнов Рустем Хузин.

Челнинцы пожаловались на «беспредел» учителей

Тем временем о подобных попытках «вломиться» в квартиры в комментариях сообщили и другие горожане. Рассказали и о сборе школой личных данных — от площади жилья до дохода семьи. В 2016 году, к слову, подобный список с информацией о сотнях жителей Челнов каким-то образом оказался в открытом доступе в интернете.

— Пошла дочь в первый класс, на первом собрании обязательно нужно заполнить форму «акт осмотра квартиры». Площадь указать, доход семьи и т. п. И сказано, что педагог нас еще навестит. Я в шоке. В других регионах России такого нет, — рассказывает Ирина Губайдуллина.

Оказалось, что случай семьи из 55-й школы не единичный, а перед педагогами ставят задачу обойти едва ли не всех учеников, а затем заполнить некие электронные формуляры, отметив наличие детей школьного и дошкольного возраста, условия проживания. Подобная «обязаловка» вызвала у горожан смешанные чувства. Часть челнинцев в комментариях отмечали, что практика позволяет сблизиться с учителями, избежать несчастных случаев в неблагополучных семьях.

Челнинцы пожаловались на «беспредел» учителей

— Порой такие вмешательства спасают детей от насилия и голода. Сама работаю учителем, не раз приходилось выполнять эти визиты, результаты некоторых повергли в шок. Процедура унизительная не только для родителей, но и для учителя. Но иногда она необходима для безопасности детей, — отмечает Снежана Грушева.

Некоторых смущает именно многочисленность визитеров.

— Вот чисто психология. Никогда бы не пустила нескольких теток смотреть квартиру! Одно дело, если бы пришел только учитель, один. Тогда могла бы впустить, но только если бы меня заранее учитель предупредил, — рассуждает Надежда Анисимова.

Третьи категорически высказывались против — задача эта не для учителей, помочь они вряд ли чем-то смогут, да и по-настоящему «сложные» семьи почему-то вниманием обделяют.

— Система образования конкретно чем-то может помочь таким семьям? Материально, морально? Иначе зачем все это? — недоумевает Ангелина Лина.

В прокуратуре города четко заявили, что зайти в квартиру представители школы могут только с разрешения владельца жилья.

— Без согласия проживающих классные руководители не вправе обследовать бытовые условия обучающихся и их законных представителей, — резюмировали в надзорном ведомстве.

Челнинцы пожаловались на «беспредел» учителей

Однако вопрос того, почему учителя вообще начали ходить по квартирам, остается запутанным. Проверка неблагополучных семей в обязанности педагогов не входит, да и к пьющим или буйным родителям посылать классного руководителя попросту опасно — это дело для участкового уполномоченного и отдела по делам несовершеннолетних. Назвать это реакцией на постоянно неопрятно одетого или побитого ученика тоже нельзя — тут логичнее передать информацию в органы опеки и попечительства, которые самостоятельно проведут проверку, чем заставлять бегать по квартирам учительницу.

Соответствующее положение о работе межведомственной муниципальной системы социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, утвердила в июне 2019 года республиканская комиссия по делам несовершеннолетних. В документе говорится, что сбор информации, учет семей осуществляется «всеми ведомствами и учреждениями системы профилактики в пределах компетенции, предусмотренной законодательством».

Челнинцы пожаловались на «беспредел» учителей

В приложениях — те самые «сигнальные карты» и «акты обследования семьи» (первичный и вторичный). Среди вопросов не только личные данные (от уровня образования до ИНН и паспорта), но и источники дохода, а также жилищно-бытовые условия — нуждается ли в ремонте квартира, есть ли отопление, гигиеническое состояние помещения для приема пищи и посуды, задолженность ЖКУ, внешний вид детей, достаточное наличие игрушек и отдельное спальное место. Также «ревизору» необходимо оценить наличие проблем в семье — от стиля воспитания до психоэмоционального состояния.

Спору нет, внимание к правам и состоянию детей — дело благое. Особенно в свете недавних случаев с нахождением в квартирах приличных с виду людей детей-«маугли». Другой вопрос, что на местах исполнение инициативы оставляет желать лучшего — то ли из-за недостаточной информатизации самих жителей Татарстана, то ли из-за излишней «ответственности» исполнителей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *