Астрофизики с помощью телескопа КФУ обнаружили невидимые звезды

Уникальность обнаруженного эффекта в том
Уникальность обнаруженного эффекта в том, что гравитационная линза оказалась
двойной звездной системой.

Наблюдения, полученные на телескопах Казанского университета — РТТ-150, помогли выяснить природу гравитационной линзы Gaia16aye. Заведующий кафедрой астрономии и космической геодезии Института физики Казанского федерального университета, член-корреспондент АН РТ Ильфан Бикмаев объяснил, как удалось обнаружить линзой двойную звездную систему.

— Если между звездой нашей Галактики и наблюдателем на Земле массивный объект (звезда-линза) движется поперек луча зрения, тогда при прохождении линзы точно на луче зрения эффект гравитационного линзирования будет проявляться в виде кратковременного (часы-дни) поярчания фоновой звезды. Такие события называются событиями гравитационного микролинзирования. Они достаточно редки, единичны, кратковременны и непредсказуемы, — прокомментировал заведующий.

Чтобы зарегистрировать событие микролинзы в Млечном пути, ученые отслеживают ежедневно блеск сотен миллионов звезд. Любые изменения блеска на десятки процентов у небесных источников, которые попадают в поле зрения космической обсерватории GAIA, сообщаются на Землю. А далее международная сеть телескопов по всему земному шару начинает отслеживать эти объекты и выявлять природу переменности.

— Астрономы Казанского федерального университета с 2016 года совместно с турецкими коллегами участвуют в программе классификации объектов спутника GAIA. Подавляющая часть переменных объектов является катаклизмическими переменными, некоторая часть – сверхновые звезды, часть — активные ядра галактик, которые время от времени изменяют свою яркость. Но встречаются объекты, которые, не являясь переменным, изменяют свою яркость на короткий промежуток времени, а затем происходит ее затухание. Такие случаи уникальны, —  говорит заведующий кафедрой астрономии  и космической геодезии, — сообщил Ильфан Бикмаев.

Уникальность обнаруженного эффекта микролинзирования в том, что гравитационная линза оказалась двойной звездной системой, и 4 года тому назад астрономы мира в рамках кооперативной программы наблюдали 4 периода усиления яркости объекта.

Читайте также: Казанские учёные разрабатывают методику лечения рака без лекарств.