Елабужский орнитолог Ринур Бекмансуров рассказал о спасении орланов

Не обошлось без жертв.
Не обошлось без жертв.

Лето — время активной работы по исследованию гнездования орланов-белохвостов и солнечных орлов, могильников для научного сотрудника Елабужского института Казанского федерального университета Ринура Бекмансурова. Специалист рассказал о спасении птиц, ходе кольцевания и мониторинге гнезд.

— Недавно, когда поднялся в гнездо окольцевать птенцов, обнаружил бытовую травму у молодой самки-птенца. Острая сухая веточка диаметром около 3 мм из подстилки гнезда глубоко воткнулась в лапу птицы. Это привело к воспалению и скоплению гноя в области цевки и голени. Вынул ветку из лапы птицы, но кольцевать ее не стал, а вот молодого самца — окольцевал, — поделился ученый.

Спустя две недели, орнитолог вновь наведался к своим подопечным. Спасенная им самка чувствовала себя отлично, воспаление ноги полностью прошло, а вот самец погиб. Дерево, где находится гнездо, пострадало во время недавнего урагана. Березу гнуло так, что лопнула даже кора. Дерево устояло, и гнездо, расположенное в глубокой развилке, также осталось невредимым. Обычно самки при опасности ложатся в гнездо, прижимаясь к нему. А вот самцы пытаются воевать с противником. Бекмансуров предположил, что во время бури самца сдуло с гнезда и на земле он погиб.

Научный сотрудник Елабужского института КФУ уточнил, что за этим гнездовым участком в Альметьевском районе он ведет наблюдение уже 10 лет. Долина аномальна на ветра: уже дважды гнезда здесь оказывались на земле во время сильной бури. Однако птичья пара сменила тактику. Третье гнездо расположилось ниже вершины в глубокой и прочной развилке, потому оно уцелело.

Еще одна история по спасению птиц связана с судьбой трех птенцов солнечных орлов, могильников. К орнитологу обратились специалисты из природоохранных структур Татарстана. Они сообщили, что пенсионер в лесу подобрал птенцов, а потом принес их в местное лесничество. Ученый предпринял все меры для спасения птенцов, подсадив их по отдельности в жилые гнезда в новые семьи.

— Повезло, что во всех трех случаях родители были на охоте и не видели процесса подселения. Птенцы-хозяева на подселенца не среагировали и, к счастью, оказались сыты, с полными зобами, значит, родители здесь справляются хорошо. Они даже не пытались съесть оставленную мною еду. А вот подселенцы, наоборот, сразу же начали глотать все, что я положил в гнездо, да еще и принялись есть остатки добычи орлов. Подселенцы примерно одного возраста с птенцами-хозяевами, только в третьем гнезде хозяева оказались чуточку помладше, — рассказал орнитолог.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *