Командир самолета Ил-76 о побеге из плена талибов: Минтимер Шаймиев очень много делал, чтобы нас оттуда достать

Владимир Шарпатов рассказал
Владимир Шарпатов рассказал, как 25 лет назад экипаж российского самолета
казанской компании «Аэростан» находился в плену у движения Талибан*.

Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев оказал огромную помощь экипажу российского самолета Ил-76 казанской компании «Аэростан» по освобождению из плена у движения Талибан* (запрещено в России как террористическое) в 1996 году. Об этом рассказал Герой России Владимир Шарпатов, командир самолета Ил-76.

Самолёт Ил-76 казанской авиакомпании «Аэростан», выполнявший транспортный рейс из Албания в Северный Афганистан, был захвачен талибами 3 августа 1995 года. Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителем талибов и был вынужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Всех 7 членов экипажа самолета посадили в тюрьму, так как на борту было 34 тонны патронов для автомата Калашникова. Экипаж пробыл в плену более года, им удалось угнать свой самолет из плена ровно 25 лет назад – 16 августа 1996 года.

Владимир Шарпатов рассказал, что сразу отказался от предложений талибов работать на них и обучать их летчиков. По его словам, экипажу постоянно угрожали расправой, а усилия переговорщиков с российской стороны были тщетными.

— Несколько раз к нам приезжали делегации из МИДа, приезжали делегации из Татарстана. Делегация МИД нам лекарства однажды привезла. Мы должны выразить особую благодарность Минтимер Шаймиеву, он очень много делал, чтобы нас оттуда достать. Он талибам деньги предлагал, присылал муллу своего, чтобы их убедить отпустить нас, но они не соглашались, — сказал Шарпатов в интервью с RT.

Побег из плена удалось совершить 16 августа 1996 года. Рано утром экипаж подняли и вывезли на аэродром – менять колесо.

— На аэродроме окончательно решили — взлетать будем в любом случае: разобьемся так разобьемся, собьют так собьют. Все согласились, — вспоминает Владимир Шарпатов.

Завести самолет сразу не удалось, так как сели аккумуляторы, а двигатели не заводились.

— Дождались, когда талибы ушли на молитву, Шарпатов сел за штурвал и начал движение по рулежке. На взлетной полосе самолету пытались перекрыть дорогу «Уралом» и автобусом, но не успели. Командир смог поднять в воздух самолет. На борту, кроме экипажа, остались три охранника-талиба, — рассказал Шарпатов в интервью РИА Новости.

У них получилось. Экипаж сообщил расчетное время прилета в Шарджу и попросил, чтобы их встречала полиция, так как на борту охранники и оружие. После того, как они приземлились, полиция забрала талибов, а членов экипажа стали допрашивать.

— Включили телефон, я один тюменский был, остальные — казанские. Звоню жене, говорю, так и так, мы на свободе. Звони в Казань, скажи, что все живы-здоровы, ждите информации, — вспоминает Шарпатов.

Позже экипаж перевезли в Абу-Даби, а оттуда — в Москву.

— Посадка в Москве, пресс-конференция, банкет. Шаймиев прислал свой самолет, прилетаем в Казань, пресс-конференция, банкет, — рассказывает Владимир Шарпатов.

Уже 22 августа 1996 года указом президента России Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героев России.

*движение запрещено в России


Читайте также: Летчик-герой Газинур Хайруллин из Казани поделился воспоминаниями о побеге из Кандагара


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *