Как архитекторы пытались избавить Казань от типовой застройки и примитивных насаждений

В «Солнечном городе» открылся первый в столице Татарстана арт-сквер, завершивший
фестиваль малых архитектурных форм «Архстоун»

Лейсана Набиева, Казань

Проект сквера в жилом комплексе «Солнечный город» архитектора Вагиза Ахметзянова, оформленного в стилистике шахматных фигур и настольных игр, реализовал Казанский домостроительный комбинат (КДСК, входит в группу «Ак Барс Девелопмент»). Открытием этого арт-объекта по задумке организаторов завершился фестиваль малых архитектурных форм «Архстоун». Идея состояла в том, чтобы отойти от монументализма, «разбавив» академическую городскую скульптуру более модерновыми решениями.

«Пока сквер — это вот пятачок на бульваре длиной 450 метров. Стройка продолжается, в течение ближайших двух-трех лет мы что-то еще построим», — обещает организатор проекта, советник «Ак Барс Девелопмент» по градостроительству и архитектуре Дмитрий Пузырев. 
Как архитекторы пытались избавить Казань от типовой застройки и примитивных насаждений

Перед инсталляцией пришлось приводить проект в соответствие с производственными возможностями: фигуры в арт-сквере обтекаемые, криволинейные, и поскольку КДСК выпускает преимущественно панельные плиты, объектам придавали более правильную геометрию.

Организаторы «Архстоуна» ставили перед собой цель возродить городскую декоративную архитектуру. «В современной стилистике декоративные формы, скульптуры совершенно отсутствуют на улицах города», — говорит Гузель Файзрахманова, старший преподаватель КГАСУ, кандидат искусствоведения и соорганизатор фестиваля. Декоративные скульптуры, считают организаторы, привносят эстетическое разнообразие, служат украшением города и даже являются в каком-то смысле новинкой. «Везде типовая застройка с заасфальтированной территорией и примитивными газоном и насаждениями. Это далеко от понятия “благоустройство”», — сетует Файзрахманова.
Как архитекторы пытались избавить Казань от типовой застройки и примитивных насаждений По ее словам, в Казани в наше время представлена только академическая скульптура реалистического плана, проще говоря, памятники известным людям. Декоративная же городская абстрактная скульптура, широко распространенная в советскую эпоху и даже в 19 веке, в 1990-2000-е годы исчезла с улиц. «Целое поколение выросло за 20 лет, которое не видело, чтобы каждый двор имел композиционный художественный центр, который придавал образность этому месту», — добавляет Файзрахманова.

На фестивале работали ведущие современные художники и дизайнеры: Андрей Люблинцев, автор известных «Красных человечков» в Перми, и Олег Татаринцев, известный за рубежом художник-керамист, — провели мастер-классы для студентов КГАСУ.
Как архитекторы пытались избавить Казань от типовой застройки и примитивных насажденийУчастники «Архстоуна» попытались обратиться к малым архитектурным формам — уличной мебели, павильонам, урнам — всему, что присутствует в городской среде. Участники разделились на шесть команд, чтобы разработать проекты благоустройства Солнечного бульвара, привокзальной площади, территории на Меридианной, Ярмарочной площади около здания Цирка.

Победила команда Петра Сафиуллина. Пока не воплощенный проект расположится у офиса «Ак Барс Девелопмент» на улице Меридианной. Второе место заняла команда магистров кафедры теории истории архитектуры КГАСУ Лилии Гиззятовой и Анны Федорович, которая разработала целую линейку уличной мебели «Код города».
Как архитекторы пытались избавить Казань от типовой застройки и примитивных насаждений«Как архитектор скажу, что у нас нет мелких заполнений в городе: все масштабно, крупные объемные объекты зачастую стоят отдельно и не создают комплекс. Не хватает объединяющих доминант», — говорит Ахметзянов. По его мнению, нынешний небольшой проект станет началом перерождения Казани, если идею подхватят и остальные архитекторы. «Этот проект — первая ласточка, первый пример продвижения современного дизайна в городском пространстве. В Москве художники, дизайнеры, архитекторы и девелоперы более тесно сотрудничают», — резюмировала Файзрахманова.

«Мы хотели внести в городскую среду яркость и краски, чтобы сам “Солнечный город” приблизился к западным стандартам», — рассказывают студенты из команды-победителя. «Когда мы выходим на улицы Нью-Йорка, видим очень много объектов современной архитектуры и скульптуры в городе — самые крупные авторы просто выставляются на улицах».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *