Как «Камаз» попрощался с Европейским банком развития

Бывший кредитор «Камаза» — Европейский банк реконструкции и развития — вышел из капитала автоконцерна. Его доля перешла немецкой Daimler
Бывший кредитор «Камаза» — Европейский банк реконструкции и развития — вышел из
капитала автоконцерна. Его доля перешла немецкой Daimler, которая в результате
сделки стала контролировать 15% «Камаза»

Никита Анисимов, Казань

О перераспределении долей в уставном капитале «Камаз» сообщил в раскрываемых документах 7 ноября. Из сообщения компании следует, что один из ее действующих акционеров — немецкий автоконцерн Daimler — увеличил долю в «Камазе» с 11 до 15%, докупив порядка 29 млн голосующих акций. Компания-продавец в сообщении не названа. По данным «Интерфакса», Daimler прибрел долю у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщил, что за свою долю банк получил около $100 млн — примерно ту же сумму, за которую покупал акции.

Связаться с представителем «Камаза» не удалось.

Отчуждение акций в пользу немецкого концерна произошло по опциону 2010 года. Сделка по выкупу доли совершена в соответствии с договоренностями, достигнутыми между банком и Daimler на момент приобретения доли в «Камазе» в июне 2010 года, уточнил агентству представитель ЕБРР.

Как «Камаз» попрощался с Европейским банком развития

«В конце прошлого года мы приняли решение не увеличивать долю в “Камазе”. Совместно с ЕБРР мы управляли пакетом в 15% компании, и, согласно нашим договоренностям, мы всегда планировали получить пакет ЕБРР в свое прямое владение», — сказал «Интерфаксу» представитель Daimler.

Крупнейшим на сегодняшний день акционером «Камаза» является государство в лице корпорации «Ростех» Сергея Чемезова, которая контролирует 49,9% татарстанского автоконцерна. Еще 20,8% «Камаза» владеет кипрская Avtoinvest Limited. Она держит акции в  пользу бывших владельцев компании «Тройка-диалог». На начало октября у концерна было несколько миноритарных акционеров-физлиц, в числе которых гендиректор «Камаза» Сергей Когогин (0,0028%, см. ранее по теме). Ранее сам Когогин говорил агентству Reuters, что ему принадлежат 5% акций предприятия.

Взамен долгов

ЕБРР числился в списке акционеров «Камаза» с 2001 года. Доля в капитале досталась банку по долгам автоконцерна. В 1995 году «Камаз» под залог всего движимого имущества получил от европейского банка трехлетний кредит на $141 млн. Деньги занимались на новый цех дизельных двигателей — прежний сгорел в 1993 году. Вернуть заем в срок «Камазу» не удалось, тогда ЕБРР подал против него иск в лондонский арбитражный суд. Позже, в 2000 году, стороны подписали договор о реструктуризации: «Камаз» до 2012 года должен был вернуть ЕБРР $70,5 млн, а другая половина суммы была погашена акциями.

По словам старшего аналитика Rostargetplus Анатолия Ламбоцкого, в последнее время участие в «Камазе» приносило Daimler убытки, которые, по его оценке, с начала года превысили 900 тысяч евро.

В прошлом году «Камаз» вдвое сократил чистую прибыль по РСБУ, она составила 2 млрд рублей. Выручка снизилась на 3,2%, до 107,2 млрд. Падение продолжилось и в 2014 году. По итогам девяти месяцев выручка компании по российским стандартам снизилась на 39,9%, до 70,2 млрд рублей. За первые два квартала «Камаз» впервые за последние годы показал убыток по МСФО в 1,5 млрд рублей.

Как «Камаз» попрощался с Европейским банком развития

Ранее руководитель департамента компании по связям с общественностью Олег Афанасьев связывал ухудшение результатов с падением рынка грузовых автомобилей. Одновременно Афанасьев отмечал: продажи тяжелых грузовиков в России сократились на 25%, но «Камазу» удалось зафиксировать падение на уровне 11%.

Несколько лет подряд «Камаз» теряет капитализацию, говорит Ламбоцкий. Сейчас средняя цена одной акции на Московской бирже — менее 30 рублей, тогда как несколько лет назад переходила отметку в 70 рублей. В прошлую пятницу капитализация «Камаза» выросла на 5%, передало агентство «Финам» комментарий аналитиков Промсвязьбанка.

По мнению Ламбоцкого, нынешняя сделка вряд ли в дальнейшем отразится на поведении компании на бирже. Во-первых, объясняет он, Daimler ранее заявляла, что не собирается наращивать долю в «Камазе». Во-вторых, стоимость компании не будет расти на фоне плохой ситуации на рынке и отсутствия перспектив ее корректировки, рассуждает он. Причем, говорит Ламбоцкий, речь идет не только об автомобильном рынке, а о перспективах российской экономики в целом на ближайший период.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *