Руководитель корпоративного университета ОЭЗ «Алабуга» Дмитрий Аникин о своих студентах, новом наборе и будущем особой экономической зоны

Руководитель корпоративного университета ОЭЗ «Алабуга» Дмитрий Аникин о своих студентах
Корпоративный университет ОЭЗ «Алабуга» объявил второй набор студентов.
Стипендия составит 13 000 рублей

Беседовала Кристина Иванова

Новоиспеченный руководитель корпоративного университета «Алабуга» Дмитрий Аникин свое первое интервью в новой должности дал KazanFirst. Он рассказал, что к 2023 году в лучшей в России особой экономической зоне появятся 100 новых заводов, поэтому ОЭЗ нужны люди, умеющие работать над крупными проектами. Юристов, проектных менеджеров, специалистов по продажам или HR приглашают принять участие в отборе 2016 года.

Только 25 человек из подавших заявки смогут пройти трехмесячное обучение с пансионом, стипендией в 13 000 рублей и практически гарантировать себе трудоустройство в «Алабуге». С 1 февраля по 29 апреля 2017 года им предстоит пройти образовательную программу в корпоративном университете «Алабуга» и получить знания в сфере промышленного менеджмента, необходимые для работы над проектами ОЭЗ.

— Это ваше первое интервью в новой должности?

— Да. Я стал руководителем корпуниверситета только в середине июня.

— Как вам поступило предложение и почему вы решили поменять стезю и согласились возглавить университет?

— Да почему поменять? Стезю я на самом деле не менял. Более 10 лет я занимаюсь развитием персонала в разных компаниях. Если говорить о том, как поступило предложение, то все началось уже в декабре прошлого года. Тогда я приехал на отбор первой группы студентов.

Руководитель корпоративного университета ОЭЗ «Алабуга» Дмитрий Аникин о своих студентах, новом наборе и будущем особой экономической зоны

— Как тренер?

Да, тогда я приехал как тренер. Я встретился с частью наших студентов. С февраля по апрель я довольно плотно работал с группой из 25 человек. Я говорю про первую волну обучавшихся в корпоративном университете. Я влюбился в этот проект.

Есть такие проекты, которые заставляют в очередной раз гордиться своей страной, людьми, которые тут живут. В конце апреля я прощался с выпускниками, и проходило это буквально со слезами на глазах, а в мае мы уже обсуждали, смогу ли я выйти [на новую работу здесь]. Но сначала мне нужно было закончить свои проекты в Москве. Поэтому в «Алабугу» я вернулся только в середине июня.

— Вы обсуждали назначение с руководством особой экономической зоны?

— Да, конечно. Это было приглашение от [генерального директор ОЭЗ «Алабуга»] Тимура Шагивалеева.

— Почему в прошлом году в университете не было директора, а в этом году решили, что он нужен?

— Все очень просто. В том году это был стартап. Была создана проектная команда, которая попробовала и воплотила в жизнь этот проект. Сейчас корпоративный университет — это постоянная бизнес-единица в нашей компании. Соответственно, ей нужно управлять, у нее есть свои цели и задачи. Меня пригласили для этой работы. То доверие, которое оказали мне, а наверняка претендентов было много, надо максимально использовать. Я благодарен проектной команде и Тимуру Шагивалееву. Потому что именно он является идеологом проекта.

2

— Чем он принципиально отличается от других?

— В большинстве своем корпоративные университеты — это внутренняя структура компании, которая нацелена на развитие внутренних кадров и все. Наша задача — не только внутренние кадры. Прежде всего, мы хотим найти и мобилизовать самых ярких и талантливых молодых людей со всей России, чтобы они побывали в уникальной ситуации — стыке серьезных коммуникационных потоков. С одной стороны — это государственная власть и госструктуры, которые являются соучредителями ОЭЗ. С другой стороны — наш российский бизнес, у которого есть своя ментальность, западный бизнес, восточный, азиатский. У каждого своя культура. Здесь работают уникальные люди, которые умеют общаться с этими культурами, выстраивать правильные и нужные процессы так, чтобы у нас появлялись новые заводы и производства. А это влияет не только на развитие Татарстана, но и всей страны. Это наше будущее, наши дети и внуки, которые будут жить в нормальной, развитой промышленной стране.

— В прошлогоднем, первом наборе в университете, были студенты только из России?

— У нас были выпускники из Москвы, Волгограда, Ростова-на-Дону, Челябинска, Екатеринбурга, Казани и других городов. 25 человек в возрасте от 25 до 37 лет. Были девушки и парни. Одна девушка из первого выпуска, кстати, осталась работать в ОЭЗ. Другая девушка не попала к нам, потому что ей предложили очень-очень хорошее место, когда узнали, где она учится. Было и такое, что компании говорили: «Ребята оставайтесь у нас. Мы дадим вам высокие должности и оклады после корпуниверситета». Есть ребята, которые остались работать в своих компаниях, мы уважаем их выбор.

Сейчас мы не ограничиваемся рамками России. К нам приходят заявки из Украины, Белоруссии, Казахстана. Если это действительно сильные, гибкие, готовые развиваться молодые кадры, именно не транслирующие, что надо развиваться, а действительно с огоньком в глазах, рвущиеся в бой — мы готовы их развивать. Не только в рамках университета, но и далее внутри ОЗЭ «Алабуга».

3

— Сколько из 25 выпускников прошлого набора остались работать в «Алабуге»?

— 12 человек получили предложения от нас и работают здесь до сих пор. Насколько я знаю, никто из них не хочет увольняться (смеется). При выпуске из корпуниверситета они защищали проекты, изначально полученные от нас. За три месяца проект до конца довести практически невозможно. После выпуска проекты были перераспределены,  ребята сейчас продолжают развивать их. Задача только одна — брать не какие-то условные бумажные проекты, а те, что будут двигать ОЭЗ «Алабуга» завтра и в ближайшие несколько лет. Мы хотим, в том числе, с помощью этих ребят, двигаться вперед, постоянно меняться, находить новые варианты, чтобы мы были лучшими.

Но что говорить. 10 лет на рынке, 60% процентов всех денег, которые поступают в бюджет от российских особых зон — это «Алабуга». Наша задача состоит в том, чтобы эти цифры никак не падали, а, напротив, росли. А если кто-то захочет использовать студентов корпуниверситета еще, то мы их не скрываем, на сайте есть их фотографии, биография, их легко найти, чтобы позвать работать к себе. Потому что они действительно оказались очень сильными.

— Эти 12 выпускников, оставшихся в ОЭЗ, работают в головном офисе? Никто не трудоустроился к резидентам?

— Они все работают в головном офисе «Алабуги».

Руководитель корпоративного университета ОЭЗ «Алабуга» Дмитрий Аникин о своих студентах, новом наборе и будущем особой экономической зоны

— Какие сферы затрагивают проекты студентов?

— Один из проектов был реализован в бухгалтерии, другой — в плановом экономическом отделе. Один из студентов у нас занимался проектом, каким образом можно реализовать на территории нашей ОЭЗ тепличный кластер. Это такой большой стратегический проект.

— Что будете выращивать?

— Овощи. У нас на рынке есть крупные российские агрокомпании. Но большинство овощей к нам поступает из-за границы. Почему, когда у нас здесь есть вся инфраструктура для выращивания овощей, потребитель, который готов их покупать?

— А уже есть конкретные мысли, что будут засеивать на этих площадях?

— Это уже вопрос специалистов отдела привлечения инвесторов, мы пока не будем комментировать ход переговоров.

— Если говорить о новом наборе, сколько студентов смогут пройти обучение в университете в этом году? Сколько заявок уже поступили?

— Мы активно запустили набор людей, проводим различные кампании. Наша задача — вновь набрать 25 лучших. Это тот оптимальный состав группы, который нужен нам. На этот момент поступило уже почти 1500 заявок. В прошлом году поступило 1688 заявок.

4

Мы смотрим резюме. Их присылают абсолютно разные ребята. Есть те, которые пишут: «Я закончил юридический вуз. Вышел с этой корочкой на порог и понял, что никому не нужен. Что делать? Поработал в нескольких компаниях юристом, но хочу развиваться». Вот такие мотивационные письма, которые мы попросили написать ребят, захватывают. В них четко видно, когда человек пишет мотивационное письмо потому, что он хочет учиться или когда он это делает просто в надежде, что хоть здесь повезет.

Люди, которые думают — «Вдруг мне здесь повезет» — наверное, не про нас. Про нас именно те, кто горят, говорят о том, что развитие на территории своей страны, республики у них в приоритете. Иногда задают конкретные вопросы — что будет, как будет, а будут ли у нас выходные дни. Им отвечаем: «Вы знаете, по-разному. Потому что программа действительно очень плотная. Мы сделаем все, чтобы вы получили максимум знаний и опыта». Если они отвечают: «Хорошо, не проблема», то это те люди, которые нам действительно нужны. Поэтому если будет 2000 заявок — прекрасно. Мы все равно будем разговаривать со всеми, каждое резюме и заявку отсматривать. Но в итоге все равно останутся 25.

— Каковы будут критерии отбора 25?

— Для начала будет организовано онлайн-тестирование. Не западные тесты, а тесты, которые были разработаны в России. Они не оценивают психологическое состояние людей, а позволят понять, насколько люди открыты к развитию, коммуникации, насколько в них развиты лидерские компетенции. Следующим этапом будут онлайн-скайп интервью. Бесспорно, мы раздадим кейсы. Будет интересно посмотреть, как люди здесь и сейчас размышляют над тем, как можно решить задачу. Нас в школе учили, как нужно правильно решать задачу. Но мы живем в мире, когда правильное решение можно достичь разными путями. Весь вопрос, как мыслит человек, насколько он не ограничен и не зашорен в поиске решения задачи, которая стоит перед ним. Наша задача — посмотреть, увидеть и отобрать лучших. В декабре к нам приедут 60-70 финалистов. В «Алабуге» они будут проходить очный отбор, после которого мы оставим только 25.

6

— В чем будет заключаться очный этап?

— Это будет стратегический кейс, который мы разрабатываем, и бизнес-симуляция, связанная с бизнес-работой, стратегическим мышлением, управлением компаниями.

— Потом студенты будут проходить трехмесячное обучение. Их, как я понимаю, ждут и практические и теоретические занятия…

— Действительно, три месяца они будут учиться с максимальным погружением. Где-то 10% времени займет тренинговая программа, остальное время — практика. Она будет идти сразу по нескольким направлениям: практические задания, бизнес-симуляции, семинары с топ-менеджментом нашей компании, посещение заводов, общение с топ-менеджерами резидентов ОЭЗ. Студенты должны с разных сторон увидеть жизнь особой экономической зоны, чтобы люди понимали, насколько это действительно масштабный проект. Не стоит забывать, что к 2023 году ОЭЗ «Алабуга» прирастет еще 100 производствами. Все это нужно обеспечить кадрами, управлять. Мы готовим ребят к тому, что если они будут вести проект по строительству предприятия, они могут в дальнейшем возглавить его.

— Вы рассчитываете, что из второго выпуска около половины останутся работать в ОЭЗ?

— Очень хотелось бы, чтобы все 25 работали у нас. Бесспорно, за три месяца у ребят может что-то измениться, мы смотрим на каждого. Но хочется, чтобы работали все и были максимально про нас и для нас.

7

— То есть изначально при отборе одним из критериев является готовность остаться работать в ОЭЗ «Алабуга»?

— Да, именно так.

— Насколько я помню, в прошлом году в качестве тренера в университет приезжал магистр «Что? Где? Когда?» Максим Поташев. В этом году уже есть договоренности?

— Мысли по этому поводу есть. Мы будем привлекать профессионалов. Основная задача — максимально эффективно обучить людей. Мы не хотим завлекать кого-то красивыми именами. Люди должны получить те знания, которые мы должны дать, чтобы они работали у нас. Пока не буду говорить конкретных имен. Часть занятий буду вести я, часть — топ-менеджеры компаний, а часть — привлеченные спикеры.

— Корпоративный университет — это отдельное здание? Где студенты будут жить, и учиться?

— Основное обучение будет проходить на территории административного центра ОЭЗ, в головном офисе. Хотя мы будем пользоваться аудиториями на производствах. На данный момент у КУ пока нет своего здания, отдельной площадки. Так что студентам придется поездить, и каждую неделю у них будет меняться площадка, где они будут получать новые знания.

Жить они будут в кампусе на территории поселка «Три медведя». А стипендия поможет ребятам питаться у нас в столовой.

8

— Размер стипендии?

— 13 000 рублей. Это ведь лучшие люди, мы заинтересованы в их привлечении. Тем более за эти деньги они будут три месяца работать над проектами для особой экономической зоны. По-моему, это достойно и логично.

— Можете ли назвать сумму, в которую ОЭЗ «Алабуга» обходится университет?

— Мне очень нравится вопрос: сколько же все это стоит? Я всегда говорю: «Да какая разница». С одной стороны, это те средства, которые мы закладываем. Но с другой — мы хотим получить тех профессионалов, которых на рынке просто нет. Есть проблема кадрового голода. 10 лет я занимаюсь развитием персонала, производственные компании все больше со слезами на глазах говорят, что у них просто нет кадров, не хватает образованных ребят, управленцев, не высших управленцев, а среднего звена, линейных управленцев. Наша задача при учете кадрового голода, который уже есть на рынке, еще и найти для себя лучших. Это бесценно.

— Что студенты получают на выходе из университета. Что им дает этот документ?

— Они получат сертификат о прохождении 3-месячного курса у нас по промышленному менеджменту. У них наверняка будут сертификаты от компаний, которые будут проводить для них обучение. В прошлом году у них были сертификаты от Поташева и других подрядчиков, проводивших обучение. Это сертификаты, которые они смогут вписать себе в резюме. Сейчас, как известно, на рынке много консалтинговых компаний, но мало сертификатов, которые действительно ценны. Мы отбираем лучшее для них.

9

— Вы говорили, что даете студентам уже разработанные проекты для их дальнейшей реализации. Или студенты могут сами разработать проекты?

— Было бы счастьем, если бы они приехали и предложили нам проект. Но для того, чтобы воплотить проект в жизнь, его нужно придумать, а для этого надо понимать, что происходит в компании. Проект должен быть связан со стратегическими целями компании, среднесрочными целями, а студенты могут внести свою лепту, более точно и правильно описать проект.

— Сейчас у вас есть 25 проектов, которые вы планируете раздать?

— У нас есть несколько сотен проектов, которыми мы с удовольствием поделимся с ребятами.

— Можете обозначить сферы?

— Это все направления, которые есть в нашей ОЭЗ — кадры, бухгалтерия, стратегическое, экономическое развитие, строительное подразделение и многие другие.

— В прошлом году вы отбирали 25 студентов, и в этом году такое же количество. Есть ли перспектива увеличения количества студентов и строительства здания под университет? 

— Перспективы есть, и они большие. Наша задача не гнаться за количеством людей, а выдавать качество. 25 людей — это та группа, которую мы «переварим». Если нужно будет больше или нашим проектом заинтересуются предприятия с соседних площадок, мы сможем и расшириться, и говорить об отдельном здании. В планах все это есть, но не буду всего раскрывать. Планов огромное количество. Этот проект должен развиваться, потому что ему нет аналогов в стране. Тем более, идеолог проекта стоит во главе ОЭЗ. Он за него болеет душой. При такой поддержке мы можем говорить, что КУ будет развиваться.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: