FNR_2301

Что такое экстремистский пантюркизм и есть ли он в Татарстане


В интервью KazanFirst специалист Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Валерий Горшунов рассказывает, какие течения пантюркизма сегодня можно отнести к экстремистской идеологии. По его словам, надо отличать крайний пантюркизм, призывающий к развалу России, созданию конфедерации тюркских народов во главе с Турцией и Азербайджаном, от тюркизма, который является конструктивным течением, направленным на развитие общих культурных ценностей, традиций, языка и так далее.


Беседовал — Ильнур Ярхамов

— Чем опасны пантюркистские взгляды сегодня? Всё-таки большой пласт татарской культуры привязан к этому общественному течению. В своё время выразителями пантюркистских взглядов были Гаяз Исхаки и Садри Максуди. 

— Да. Пантюркизм — широко существующее явление. В то же время оно достаточно неоднозначно. У понятия «пантюркизм», говоря образно, берега широкие на самом деле. Сейчас в социальных сетях, в интернете превалирует такая специфика вопроса: пантюркизм — это призыв к развалу Российской Федерации и создание государственной объединенной конфедерации под названием «Туран» или призывы к межнациональной розни — нежелание жить в одном государстве с народами, имеющими иное происхождение. Это следует назвать «крайним пантюркизмом».

Но есть ещё понятие, несущее иную смысловую нагрузку, — тюркизм. Это течение общественной мысли не подразумевает создание каких-либо пантюркистских конфедераций, политического главенства Турции. Это естественное развитие своей культуры, своего национального языка, одежды и защита нации в тех государственных образованиях, в которых они проживают.

В социальной сети «ВКонтакте» есть комьюнити ЕТН («Единый тюркский народ», более 22 000 подписчиков). Это тюркская группа, публикует новости тюркского мира. Не используют термин «пантюркизм». То есть у них «тюркизм» есть, а «пантюркизма» нет. Есть по названию почти такая же группа «Лига тюркских народов» — ЛТН, около 4 000 подписчиков, они откололись от ЕТН и регулярно выкладывают контент, направленный на разжигание межнациональной розни.

Я сам осторожно отношусь к термину «пантюркизм» и считаю, что есть явление, называемое «крайний пантюркизм». В продолжение темы скажу, что, например, есть нейтральная, на первый взгляд, группа «Есть же, я тюрк». В ней я встретил 2 мая материал, где сделали свастику из георгиевской ленточки. Экстремизм в чистом виде.

Сейчас есть деструктивные технологии, особенно через соцсети и интернет, которые призваны ликвидировать внутреннее стабильное положение в России. Они не направлены на развитие какого-либо народа, на их просвещение или консолидацию. Они прямо направлены на разжигание межнациональной вражды.

Есть же ещё пантюркистские фашистские группы — это тюрки национал-социалисты. Вот как с ними бороться? Это сообщество ведет туркмен, который переехал в Турцию, откуда и вещает. В его сообществе много казахов, самих татар пока мало. Но его группа в начале формирования. У него используются запрещенные символы, например, свастика наложена на казахский «шынгырак» (символ юрты).

Понятие «крайний пантюркизм» можно в принципе заменить «тюркскими деструктивными группами». Но лучше всё же использовать пантюркизм. Его основная черта — призыв к развалу Российской Федерации и создание Туранского государства.

— Резюмируя ваши слова, крайний пантюркизм — это призыв к развалу Российской Федерации?

— Не обязательно к развалу. Есть, например, призывы к межнациональной розни. Так, 3 мая справляется «День межтюркской солидарности». В Турции был такой деятель Нихаль Атсыз. Он в открытую говорил, что иранцам, армянам, славянам место на свалке истории. У него во взглядах есть созвучие с нацистскими идеями национального и расового неравноправия. Если почитать его тексты, то такое ощущение, что полностью с немецких фашистов списано.

И само турецкое правительство его же и посадило. И день, когда его посадили в тюрьму, то есть 3 мая, справляется как День тюркской солидарности. Причем праздник идет из Турции с деструктивным посылом. Его у нас в Казани татарские национал-сепаратисты любят справлять. Они собираются у памятника Садри Максуди.

Я не против самого праздника, но ведь явная деструктивная личность легла в его основу. Ведь по факту отмечают, что несправедливо Нихаля Атсыз посадили, который и был против других народов, тех же самых курдов. Он ведь по своему типу поведения представляет крайнюю девиацию — никогда не думал, что говорил и писал. Хотя да, надо признать, что Атсыз — пантюркист.

11234

Валерий Горшунов

— Агентами распространения его идей в Казани кого можно назвать?

— Я не могу точно утверждать. Но есть группа лиц, и у одного из участников этой группы на персональной странице был выложен пост и фотографии, что «День Тюркской солидарности 3 мая — это когда посадили Нихаля Атсыз…». В некоторых группах преподносится этот исторический факт таким образом, что он сел в тюрьму по доносу социалиста. Но есть данные, что донос на него сделал другой пантюркист.

Сегодня в пантюркистской литературе существует символ государства Туран. Если посмотреть на историю возникновения этого понятия, то если быть точным — это географически территория Ирана, Средней Азии, Афганистана и части Индии и Пакистана. Туран был создан Тамерланом, который сам не был тюрком, но был эмиром Турана. Ему ведь удалось создать полиэтничное государство. Вот это государственное образование и называлось Тураном.

Но сейчас в умах людей хотят укоренить такую мысль, что Туран — это конфедерация, состоящая из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и половины России, включая Татарстан и Башкирию, а также Уйгурии. Во главе этого процесса собирания земель стоят объединенные Азербайджан и Турция. В качестве символа используют зеленую волчью голову на голубом полотнище.

Сейчас венгры очень любят писать про Туран. Но они под этим понимают гуннскую державу. Нам ведь в понятиях просто надо определиться, но сами историки пока не определились. Оформилась своеобразная историческая каша. Даже вопрос, откуда происходят тюрки, не решен.

Сегодня в Казахстане стало модно вести происхождение тюрок от скифоф. Казахи говорят, что всех скифов хоронили в курганах, что они говорили на казахском языке.

Современная тюркология за последние 100 лет очень сильно переориентировалась, получила новый огромный фактический материал.

Например, тот же Исмаил Гаспринский писал об объединении не в рамках пантюркизма, а в рамках Российской империи. Он предлагал создавать тюркский сегмент везде: тюркскую партию в Госдуме. Хотя в итоге они создали мусульманскую партию.

— А что можно сказать о панславизме? Есть ли у этой общественной идеи крайние формы деструктивной направленности?

— А как вы представляете единую общность русских и поляков? Или русских и западных украинцев? Никак, согласитесь!? У этой идеи нет же вообще никакой государственной политики.

Возможно, что актуальность панславизма была обострена в связи с последними событиями на Украине, когда началась так называемая Русская весна. Тогда придется признать Русскую весну деструктивным движением. Я не специалист по этому вопросу, не готов так сразу ответить на ваш.

Панславизм ведь предполагает, например, что русские и поляки вместе должны создать одно супергосударство. Должна проводиться какая-то идеологическая работа. Но её нигде нет. Поляки и русские даже не дружат ни физически, ни виртуально.

— В таком случае возможен ли пантюркский союз, например, между азербайджанцами-шиитами и башкирами-суннитами?

— Со стороны Турции есть специальная идеологическая политика, которая направлена на объединение тюркских народов, вне зависимости от религиозных и других взглядов.

Например, есть ярко выраженный символ, определяющий сопричастность к пантюркизму, — сложенные особым образом пальцы в виде знака «Бозкурт». Он ведь значит «серые волки». В Азербайджане и Турции, например, целые стадионы салютуют этим знаком.

Если вместе поставить панславизм и пантюркизм, то даже по символьному ряду пантюркизм далеко опередил панславизм. Вот где общий знак у славян? Этот знак же — часть общей религиозной памяти. Пантюркизм, кстати, в некоторых своих формах выступает против мусульман: «Долой исламизацию» и прикрепляют к этому лозунгу фото Ататюрка.

— В Турции пантюркизм, на ваш взгляд, какую роль играет?

— Помните, когда в Турции наш самолет сбили, там с турецкой стороны были три основных действующих лица. Эрдоган, который защищал морально свои вооруженные силы, турецкий летчик, который сбил самолет, и тот член группировки «Бозкурт», который расстрелял российского пилота, спускавшегося на парашюте, из автомата. Реджеп Эрдоган поначалу выступил в их защиту. Сказал: «Это наши ребята, они нормальные и выполнили свой долг». Тогда вся Турция была в упоении. У них наблюдался национальный подъем.

Но сейчас эти два человека сидят в турецкой тюрьме. Одного на пять лет осудили за незаконное хранение оружия (член «Бозкурта»), а второй — летчик — находится в заключении за принадлежность к секте «Хизмет», которая недавно совершила попытку госпереворота. И он за это, скорее всего, получит 15 лет тюрьмы. Поэтому пантюркизм в Турции — это политический инструмент. Когда надо оправдать внешнюю политику, он востребован, когда не нужен, то затихает на время.

— Наше Духовное управление мусульман, например, недавно издало книгу против ИГИЛа… Может, нам тоже надо выпустить небольшую книжку против пантюркизма и популяризировать конструктивный тюркизм?

— Крайний пантюркизм на сегодня пока ещё не приобрел широких границ распространения, сравнимых с идеологией ИГИЛ. Пантюркистские идеи сегодня в Казани находятся в спящем виде, потому то на День тюркской солидарности у нас приходят всего-то 8-10 человек.

Сегодня пантюркистских групп-то никто не закрывает. Знаете, как много игиловских групп в соцсетях закрыли? Десятки. Неонацистских групп несколько сотен также закрыли.

— Предположим, среди участников тюркистских сообществ в соцсетях объявился человек с очень критическими взглядами на Российское государство и условия жизни в нем. Возможно, что он даже примкнул к сторонникам Навального. В таком случае этот человек кто по своей сущности: радикальный исламист/пантюркист или он просто оппозиционно настроенный мусульманин/тюрк?

— Здесь надо понимать, где гражданское право, а где деструктив. Это очень тонкие вещи, по большому счету. Человек как гражданин имеет право распространять оппозиционный контент. Так-то нам ведь свобода слова важна. Мы же не в полицейском государстве живем.


Читайте также: Рафаэль Хакимов: Ислам не един, он разный


 


Опубликовано 09.06.2017

2 комментария

Ринат

Валерий в курсе, что в АН РТ, где он сам работает, работают пантюркисты?

Сандугач

Что-то какие-то горшуновы повылазили учить коренное население как жить, что думать, кого любить и с кем хотеть в одной стране жить. Как его вообще Академии наук РТ держат.

Комментировать