Александр Перепёлкин: Лучше чувствовать себя счастливым, чем жить в дискомфорте, но с пачкой денег

Во второй части интервью спортивному обозревателю KazanFirst старший тренер женского волейбольного клуба «Динамо-Казань» рассказывает об отношениях с игроками
Во второй части интервью спортивному обозревателю KazanFirst старший тренер
женского волейбольного клуба «Динамо-Казань» рассказывает об отношениях с
игроками, почему вернулся в столицу Татарстана и как петербуржец может болеть за
московский «Спартак»

Во второй части интервью спортивному обозревателю KazanFirst старший тренер женского волейбольного клуба «Динамо-Казань» рассказывает об отношениях с игроками, почему вернулся в столицу Татарстана и как петербуржец может болеть за московский «Спартак».  


Александр Егоров — Казань

«Казань и аура «Динамо» свое дело делают»

— Вы вернулись работать в Казань старшим тренером, хотя в череповецкой «Северянке», команде Высшей лиги А, четыре сезона были главным. Почему?

— Сразу скажу: из «Северянки» меня никто не выгонял, это было мое решение. Команда у нас была хорошая, боеспособная, хотелось повышать свой уровень. Да, в прошлом году по положению о соревнованиях в Суперлигу выходила только первая команда, а мы заняли второе место, но предложения о том, чтобы играть в Суперлиге, поступали каждый год. Руководство клуба не хотело этого, предпочитая развивать базу, детскую спортивную школу. И надо сказать, что система в Череповце выстроена хорошо — в России что-то подобное есть у Николая Васильевича [Карполя] в «Уралочке», было в Одинцове. Начинается все с детских садов, их шестьдесят, затем — общеобразовательные школы, ДЮСШ, в которой есть все самое лучшее, «Северянка-3» в Первой лиге, «Северянка-2» в Высшей лиге Б. И, наконец, первая команда, которая несколько раз выходила в финальный этап Кубка России. Все это работает через городской спорткомитет и клуб. И городу понятно: чтобы добиваться серьезных успехов в Суперлиге, нужно серьезно увеличивать бюджет. С тем, что имелся, мы, скорее всего, были бы в аутсайдерах, хотя «Северянка» — боеспособная команда и с клубами Суперлиги мы играли на равных. Работая, я и перед собой, и перед девочками ставил задачу выйти в Суперлигу. И в какой-то момент решил произвести перезагрузку своей карьеры — покинул Череповец. Хотя если когда-нибудь будет возможность вернуться туда, с удовольствием это сделаю, поскольку знаю: в Череповце все отлажено, там работают потрясающие люди.

— Ситуация для России нетипичная — обычно у нас с крыши строят: сначала — результат, затем — фундамент. Но и в Казани вроде бы все хорошо с условиями для работы, не так ли?

— Я бы не вернулся в Казань, если бы в свой первый приход не увидел, что в клубе четко выстроена система работы, главный тренер, который организует весь процесс, пользуется большим авторитетом, подбирает людей под себя и решает, кто будет кем. Здесь каждый на своем месте. Что касается игроков, то перед ними ставятся максимальные задачи, при этом клуб полностью закрывает все бытовые вопросы, что, конечно же, всем нравится. А работают в «Динамо-Казань» высокомотивированные ответственные люди, нацеленные на максимальный результат.

foto_2

— Такая хорошо выстроенная система вкупе с тем, что Казань по комфорту — не самый последний город России, помогает экономить на контрактах? Поедут сюда игроки за меньшие деньги, чем в другой топ-клуб?

— Думаю, все это должно учитываться игроками, хотя конкретных цифр я не знаю. Во всяком случае, для меня и для моей жены очень важно жить и работать там, где комфортно и хорошая атмосфера, ради чего можно частично пожертвовать финансовой стороной. Лучше чувствовать себя счастливым, чем жить в раздрае и дискомфорте, но с пачкой денег. Думаю, и Казань, и аура клуба свое дело делают.

«Есть люди, которых иногда надо жестко поругать»

— Еще одна особенность спортивной Казани: тренеры здесь работают подолгу — в волейболе это Гилязутдинов и Алекно, в хоккее — Билялетдинов, в футболе — Бердыев. Что это — специфика региона и менталитета здешних руководителей или стечение обстоятельств?

— Для ­начала напомню, что любой тренер должен быть готов к тому, что его уволят (улыбается). Что касается персоналий, то все эти люди сначала заработали авторитет своими делами. И руководители, понимая, что специалист уже добивался успехов, при локальных неудачах не делают скоропалительных выводов. Это хорошая черта татарстанских спортивных руководителей.

— Полагаю, не последнюю роль играют человеческие качества специалистов, потому что был случай, когда одного тренера уволили после большой международной победы. Насколько серьезное внимание при комплектовании команды тренер Александр Перепелкин уделяет личности игрока? Как вы ищете баланс квалификации и человеческих качеств?

— Поначалу я очень большое внимание уделял этому, но в какой-то момент понял, что проявление тех или иных черт характера человека во многом зависит и от тех, с кем этот человек общается. К примеру, говорят обо мне плохо, но в один прекрасный день я встречаю того, кто понимает, чего я хочу от волейбола, спорта, жизни. И я меняюсь. У меня был такой игрок. Девочка как-то не очень хорошо уходила из четырех клубов, и в работе со мной тоже случился момент, когда я попросил ее уйти с тренировки. Потом поговорили, обнялись, она слезу пустила… И нормально работали. Все зависит от того, как выстроить отношения, ведь в основном все люди одинаковые. И задача тренера — наладить коммуникацию так, чтобы его подопечный из непонятно кого стал игроком топ-уровня, приносил пользу команде. Сейчас этому критерию — «такой-сякой» — придаю гораздо меньшее значение.

foto_3

— Потому что есть понимание, что вы способны выстроить нормальные отношения с игроком и внедрить его в коллектив?

— Пытаюсь на это уповать.

— Мне кажется, у вас это замечательно получается еще и потому, что вы очень позитивный человек. Когда я вас вижу на предматчевой разминке, настроение повышается и хочется улыбаться. У вас этот позитив с детства или плод работы над собой?

— Наверное, с детства. Еще мой первый тренер учил нас играть с эмоциями. Положительных эмоций в игре мне не хватало, и сейчас я понимаю, что мне как игроку всегда их хотелось. Общаясь с женой, с игроками, я понимаю, что отрицательные эмоции деструктивны. Да, есть люди, которых надо жестко поругать, встряхнуть негативом, отрезвить. Но в основном ты должен быть на позитивных эмоциях, причем контролируемых. И отрицательные эмоции нужно контролировать. Все видят, как кричит Карполь, но при этом Николай Васильевич себя полностью контролирует. Сам я очень редко ругаюсь или делаю вид, что ругаюсь, но когда это происходит, контроля над собой не теряю.

— У Карполя научились?

— Думаю, это у меня наследственное, от мамы. Она у меня по жизни позитивный человек. Ну и мое отношение к жизни тоже играет роль. Негативом ничего не добиться.

«Со школы я спартаковец, но очень рад, что в Петербурге появились деньги на спорт»

— Вы не скрываете, что ваша кровь — красно-белая. Как так получилось, что петербуржец болеет за московский «Спартак»?

— Дедушка у меня москвич, болел за «Спартак». Это передалось папе, а потом и мне. Со школы я спартаковец.

— Как с этим жили в Санкт-Петербурге?

— Почему-то раньше было намного проще. Я даже в шарфике ходил. И ничего — все шутками ограничивалось. «Спартак» тогда еще играл в Лиге чемпионов, а когда побеждал, меня одноклассники поздравляли. А к болельщикам «Зенита» я отношусь уважительно, за «Зенит» тоже болею. И очень рад, что наконец-то в Петербурге появились деньги на спорт. А пока я там жил, года до 2005-го, мне было непонятно, почему во втором городе страны нет финансов на профессиональный спорт. Наверное, сейчас есть определенный перегиб, но мы, петербуржцы, будем это считать компенсацией за то время, когда в Москве было четыре хоккейных клуба и пять футбольных, а «Зенит» играл в первой лиге.

foto_4

— Как пережили 1:5 от «Зенита»?

— Нормально. Мне изначально казалось, что «Зенит» должен выиграть. Мой друг Сергей Горбачев обязательно звонит мне в день рождения и тогда, когда «Зенит» обыгрывает «Спартак». В этот раз я первый ему попытался набрать при счете 3:1 — хотел спросить, будет он мне звонить или нет. Потом уже он мне сказал: «Саня, я посмотрел — счет уже 4:1.  И решил тебе не звонить».

— В Казани удается на футболе бывать?

— Редко. В прошлом году только два раза были. На «Спартак» еле попали только ко второму тайму.

«Нормально отношусь к соцсетям: возможно, твоя интересная жизнь для кого-то станет мотивацией»

— «Динамо-Казань» в прошлом сезоне серьезно обновилось и, как сказал главный тренер, сделало большой шаг в своем становлении. О задачах на этот сезон я даже спрашивать не буду — и так все понятно.

— Задачи руководством еще не ставились, но для «Динамо-Казань» они всегда максимальные. И в этом сезоне команда продолжает обновляться — три новых игрока на ключевых позициях: Малыгина, Маммадова, Самойленко. Им надо еще встраиваться в концепцию команды, тем более двум диагональным, а Маммадова приедет только после чемпионата Европы. Проще, чем в прошлом сезоне, точно не будет. Если год назад мы четко понимали, что у нас новая команда, и это нам где-то помогало — не все понимали, какая она, Казань, без Гамовой, то сейчас, когда есть определенный результат, ниже него опускаться не хочется.

— В прошлом сезоне играли на психологическом расслабоне?

— Не было мысли «А что будет, если мы проиграем?», было только «Давай-давай!».

— Рассчитываете на то, что опыт Маммадовой поможет ей максимально быстро встроиться в игру «Динамо»?

— Конечно. И на Дашу Малыгину рассчитываем, надеемся, что она скоро восстановится после травмы плеча. Это два сильных диагональных, хотя на какой позиции кто будет играть — посмотрим.

— Вы активно пользуетесь соцсетями — заходил на вашу страничку «ВКонтакте».

— В «Инстаграме» интереснее. На днях вывесили там видео, как мы на разминке мячами играем. У нас это видео забрал волейбольный сайт — уже 80 тысяч просмотров. Я нормально отношусь к соцсетям. Считаю, что если людям что-то интересно, особенно какие-то волейбольные вещи, почему бы этим не поделиться? И потом, если у тебя есть возможность показать, что твоя жизнь интересна, разнообразна, что ты спортсмен, — покажи! Возможно, для кого-то это станет мотивацией. Мне одноклассники часто пишут: «Саня, ты нас заражаешь своим примером!» В хоккей поиграл — выложил фото, на рыбалку съездил — рассказал и показал, что все успел. Кто-то задастся вопросом: «А почему я не успеваю?» И, возможно, станет успевать.

— Кроме того, ваши соцсети — это популяризация волейбола вообще и «Динамо-Казань» в частности, не так ли?

— Согласен. Многие мне пишут через соцсети, зная, что я в «Динамо-Казань» работаю и люблю прокатиться на «Жигулях» первой модели.

«В перерывах между тренировками — в гараж: красить, варить, шкурить»

— У вас, кажется, четыре ретроавтомобиля?

— Сейчас два осталось. Свой самый любимый, ВАЗ-2102, я продал другу-бизнесмену в Череповце — потом прислал мне фотки со свадьбы другого олигарха, на которую поехал на этой «двойке», украшенной по всем свадебным канонам. Одна машина, «тройка» 1975 года, стоит в Питере, одна, «копейка» 1975-го, здесь, в Казани.

foto_5

— Они аутентичны?

— В основном – да. Ставить на «Жигули» другие двигатели мне пока неинтересно. Хотя есть задумка купить ГАЗ-69 для рыбалки — вот там уже можно подумать о двигателе от «УАЗика», каких-то более современных мостах, поскольку планирую этой машиной активно пользоваться. Хотя на «копейке» я по Казани езжу — все равно больше 80 не разгонишься, так как кругом камеры. У меня даже есть видео, где я на «копейке» желтый «Порш» обгоняю.

— Еще не стали узнаваемы в Казани по машине?

— Я на ней мало езжу. А в Череповце узнавали.

— Судя по фото в соцсетях, вы свои ретромашины до ума доводили своими руками?

— Любимой «двойкой» я в Череповце много занимался. Как только перерыв между тренировками — в гараж: красить, варить, чистить, шкурить. С ребятами-мастерами познакомился, они мне на выходные даже ключи от бокса давали. Интересно было. А потом и результат увидел.

foto_6

— Откуда у вас эти умения по авторемонту?

— Сам научился. Первой моей машиной была «семерка», которая все время ехала налево, приходилось подруливать. Я в ней много чего делал. Помню, даже термостат на морозе менял — чуть руки не отморозил, хотя, как выяснилось, дело было не в термостате.

— Не так давно вы познакомились с серфингом. Какие еще у вас увлечения?

— Было бы время — серфингом, думаю, зафанател бы! Грибы? Когда на рыбалке не клюет, могу сходить по грибы. А вообще, пытаюсь рационально использовать свободное время — жить для себя и окружающих.


Читайте первую часть интервью: Александр Перепёлкин: Карполь — глыба, но на нынешнем этапе очень многое беру от Янко


Фото: из личного архива и с официального сайта ВК «Динамо-Казань». Видео: youtube.com

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *