Три миллиарда туда, три миллиарда сюда

Гособвинение раскрывает в суде схемы вывода денег из Татфондбанка.
Гособвинение раскрывает в суде схемы вывода денег из Татфондбанка.

В Вахитовском райсуде Казани продолжается оглашение обвинения в превышении должностных полномочий по делу экс-главы Татфондбанка Роберта Мусина. Второе слушание длилось порядка трех часов, в течение которых двое гособвинителей — Руслан Губаев и Динар Чуркин подробно рассказывали, как и когда бывший банкир нарушал закон. За публичной поркой следили по меньшей мере несколько десятков «погорельцев» банка, один из них даже заявил ходатайство о переносе слушания в новый зал. 

«Сегодня потерпим» и мат как жизненная позиция

За полчаса до начала слушания в коридоре суда уже стоят несколько десятков человек, яростно обсуждающих Мусина. Они — «погорельцы» ТФБ. Как только в коридоре появляется Роберт Мусин, обманутые вкладчики начинают кричать ему оскорбления. То же самое началось и в этот раз. Потерпевшие так разошлись, что одна из женщин получила замечание от судебного пристава: «Давайте без мата в стенах суда!». 

— Это не мат, а жизненная позиция и правда! — парировала она. 

Три миллиарда туда, три миллиарда сюда

Перед тем как пригласить слушателей и участников процесса в зал, приставы предусмотрительно занесли дополнительную лавочку. Это не помогло — места всем все равно не хватило. Позже станет известно, что один из слушателей подал в адрес судьи ходатайство о переносе процесса в «зал побольше». Единственным подходящим — самым большим — оказался 410-й зал, который в этот день был занят, но «вот завтра будем рассматривать там», — заверил секретарь суда, — а сегодня потерпим». 

Бинбанк не помог

В прошлый раз гособвинители заявляли: действия Мусина привели к тому, что банку был нанесен непоправимый ущерб на 18 мдрд 45 млн 780 тысяч 976 рублей, а также процентов на 652 млн 834 тысячи 844 рубля.  

На очередном слушании обвинение рассказало, что к банкротству банка, в том числе, привела выдача кредита на 133,7 млн рублей компании «Аида и Д» и невыплаченных процентов на почти 4 миллиона. Из указанных 133,7 млн деньги были распределены следующим образом: 80 млн отправились лично Мусину, еще 20 млн рублей на расчетный счет некой «Банной усадьбы» и только 33,7 млн на погашение того самого кредита. 

— Мусин посредством злоупотребления своими полномочиями разработал план по получению незаконного кредита, — уточнил прокурор. 

Три миллиарда туда, три миллиарда сюда

Зная о вероятности краха банка, Мусин, по версии обвинения, с середины октября 2015 года по конец сентября 2016-го продал облигации ТФБ одному из крупных федеральных банков — Бинбанку — на общую сумму около 2,7 млрд рублей. Реальная стоимость облигаций была значительно ниже. В этот момент Мусин понимает, что ситуация становится хуже некуда и по старой дружбе предлагает компании «Московская инжиниринговая группа» (МИГ), контролируемой Бинбанком, уступить кредитные договоры на общую сумму 2,7 млрд рублей. Кстати, именно МИГ должна была выступать покупателем тех самых (бес)ценных бумаг ТФБ. 

Как «Оргсинтез» закредитовал «Нижнекамскнефтехим» 

В середине 2016 года Мусин, по версии обвинения, действуя на основании согласованного плана по оздоровлению ТФ, для повышения финансовой устойчивости банка привлекает 2,2 и 1,8 млрд рублей «Оргсинтеза». Эти деньги глава ТФБ планировал вернуть до 2024 года, да ещё и с процентами. 

18 июля 2016 года Мусин проворачивает обратную сделку с «Нижнекамскнефтехимом», которому он выдает те самые 2,2 и 1,8 млрд, которые НКНХ был обязан вернуть до 2024 года с процентами. 

Три миллиарда туда, три миллиарда сюда

Позднее Мусин реализует другую схему — в банке компании подписывают внутреннее соглашение о смене кредитора и заемщика. При такой сделке Банк России не выдает кредит. Но обвиняемый, по версии следствия, этот факт скрыл и в конце сентября 2016 получил 3,1 млрд кредитных рублей. 

9 декабря этого же года Мусин подписывает письмо о том, что базовый размер капитала ТФБ упал ниже минимальных 4,5%. На тот момент реальный уровень составлял 5,45%. После этого Мусин переводит обязательство по кредиту с себя на «НовуюНефтехимию», хотя подобные изменения запрещены Банком России. 

— Поскольку в одностороннем порядке изменен предмет залога, вследствие чего Банк России утратил возможность обращения взыскания по правам требования, — рассказал гособвинитель.

Сам себе выдал кредит на 260 миллионов 

Высокие должности в ТФБ (член правления и совета директоров) позволили Мусину «обуть» свой же банк через невозвращенные кредиты от «Казанской сельхозтехники» на 256,9 млн рублей и процентов на 22,68 млн рублей. Банкир, по версии следователей, разработал план по выводу кредитных денег через подставные организации, (среди которых BARG AG -аффилированная к банкиру компания), зарегистрированные, в том числе, на Кипре. Мусин взял кредит на 259,9 млн рублей для «Казанской сельхозтехники», к которой он имел непосредственное отношение — был контролирующим лицом этой организации. Гособвинение утверждает: Мусин знал, что никто возвращать этот кредит не будет. 

Генеральный директор «Казанской сельхозтехники», не понимая, что делает Мусин, но по его указке перечисляет в адрес одной из оффшорных фирм деньги. Оттуда они переходят на расчетный счет третьей фирмы, где рубли превращаются в 8 млн долларов. Далее эта сумма поступает в адрес ТФБ под предлогом возврата кредитных средств, а затем сотрудник банка, управляемого Мусиным, переводит деньги из разряда «кредитных» в «инвестиционные» для развития в международный рынок ценных бумаг. Но и это еще не все — полмиллиона долларов из банка уходят на личный счет Мусина в BARG AG. 

Со слов гособвинения, по этому эпизоду в итоге в банк вернулись только 3 000 000 рублей.

Перенос слушания на самом интересном месте 

Последний эпизод, который лишь наполовину успел озвучить гособвинитель, касался вывода из залогового имущества завода имени Горького, ПСО «Казань», «Ягодинской слободы», Хлебозавода №3 и ГЖФ РТ. Из-за этого Татфондбанк лишился возможности требования на общую сумму 27,65 млрд рублей. По версии следствия, злоупотребляя полномочиями, Мусин с октября 2016-го по декабрь 2016-го вывел имущество организаций. 

Три миллиарда туда, три миллиарда сюда

Слушание, которое длилось больше двух с половиной часов, остановил председательствующий судья Наиль Камалетдинов, заявив о переносе слушания на завтра и не забыв напомнить о том, что следующее слушание будет в самом большом зале Вахитовского суда.

После процесса Руслан Губаев, сотрудник уголовно-судебного управления прокуратуры Татарстана, уточнил, что на следующем слушании оглашение материалов займет примерно час. Затем приступят к допросам потерпевших и свидетелей (последних 152 человека).

Роберт Мусин пробудет под домашним арестом до 4 января 2020 года. Отбывает его он в своей квартире площадью 520 «квадратов» в самом центре Казани.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *