Маркируйся и/или умри: государство наносит очередной удар по бизнесу

С начала 2021 года для предпринимателей вводится обязательная маркировка ряда товаров
С начала 2021 года для предпринимателей вводится обязательная маркировка ряда
товаров, причем все за их счет. Немаркированную продукцию продавать нельзя – ее
конфискуют.

В России расширится список товаров, подлежащих обязательной маркировке, – для борьбы с теневым бизнесом. Но, как говорится, благими намерениями. Прошедший локдаун, введенные ограничения, падение спроса и покупательной способности вкупе с прочими ковидными ужасами, которые постигли бизнес в последнее время, поставили многих предпринимателей на грань выживания. Так что очередная статья расходов, которая полностью ляжет на бизнесменов, вполне способна угробить значительную часть МСБ, который ухитрился остаться на плаву. 

Напомним, в конце 2017-го в России начал действовать закон об обязательной маркировке товаров, которая призвана отследить путь изделия от завода до потребителя и предотвратить появление подделок на рынке. В качестве приложения к закону выпускаются списки маркируемых товаров и даты внедрения системы – поэтапно этот процесс будет продолжаться до 2024 года. Однако если в 2017 году это еще было как-то оправданно и о грядущей пандемии никто, само собой, не догадывался, то теперь продолжение этой истории начинает выглядеть как откровенный садизм. 

В 2021 году запретят продавать немаркированными некоторые виды одежды (кожаную одежду, текстильные куртки, пальто и ветровки, женские блузки и рубашки), постельное белье, скатерти и полотенца, шины и покрышки, духи и парфюмерную воду, а также молочную продукцию. Ведутся эксперименты по маркировке упакованной питьевой воды, кресел-колясок, а также курительных смесей и табака.

За несоблюдение норм – штрафы, которые способны пустить ко дну множество предпринимателей. За первое нарушение придется заплатить от 50 до 300 тысяч, за повторное – до 600 тысяч рублей. Всю немаркированную продукцию конфискуют. 

Маркируйся и/или умри: государство наносит очередной удар по бизнесу

Расходы по реализации закона лягут на производителей и продавцов. Им самим придется покупать принтеры для этикеток или заказывать готовые (одна стоит 50 копеек), приобретать двухмерные сканеры для считывания кодов, перепрошивать программное обеспечение в онлайн-кассах, покупать лицензии, переобучать персонал. 

Кстати, участники оборота будут обмениваться только электронными документами, производитель уже не сможет выписать бумажную накладную оптовику или розничному торговцу. Он должен формировать УПД с кодами маркировки и каждый документ передавать в информационную систему в электронном виде. Так что всем имеющим отношение к обороту товаров, которые подлежат обязательной маркировке, придется перейти на электронный документооборот.

Сейчас дополнительные расходы, даже если они будут невелики (не будут), для предпринимателей окажутся неподъемны. Многие из них размышляют, стоит ли вообще возобновлять деятельность. В таких условиях продолжение практики внедрения обязательной маркировки можно принять за сигнал от государства: «Не открывайтесь, вы не нужны». У нас любят использовать метод кнута и палки. 

Один из наших собеседников-предпринимателей, который пожелал остаться неназванным, высказался резко против этой инициативы. 

Маркируйся и/или умри: государство наносит очередной удар по бизнесу

— Эта маркировка усложняет рабочие процессы, вводит дополнительные ограничения. Делать дополнительное наклеивание этих марок само по себе затратно. Если объемы большие, то это придется автоматизировать, а это очень дорого. Либо, если это будут делать люди, опять же, оплачивать трудозатраты. И каждая эта марка тоже стоит денежку. Многие предприниматели просто не могут пойти на дополнительные траты, особенно сейчас, — отметил собеседник. 

По его мнению, сегодня, когда значительная доля бизнеса и так на ладан дышит, это может окончательно добить его. Введение маркировки он приравнял к дополнительному налогу, который в конечном счете отразится на цене и ляжет на потребителей. Если бизнес вообще это переживет. 

– В целом это плохо, плохой тренд. Выжимание дополнительного вида налогов, – сетует предприниматель. 

Вообще бизнесмены очень неохотно соглашаются говорить на эту тему, хотя на условиях анонимности однозначно не одобряют идею и радуются, если обширный список подлежащих маркировке товаров их не затрагивает. При этом критиковать закон многие не готовы, хотя для этого есть все поводы. 

– Я не хочу давать комментарий, ругать сейчас. Может по шапке прилететь, – с ходу сказал один из бизнесменов. 

Председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев тоже немало обеспокоен этой мерой, но не ее сутью, а тем, что вводится она не вовремя. 

Маркируйся и/или умри: государство наносит очередной удар по бизнесу

– Мы на эту тему отправили в правительство России свои обоснования, что да, это может быть правильная мера, но не в это время. Потому что необходимо оборудование, марки приобретать и так далее, – сказал Агеев. 

Кроме того, по его словам, это дополнительная загрузка интернет-сетей, а ведь на них сейчас и так висит немало – от госуслуг до удаленки для школьников. Тем не менее серьезной опасности в этой мере для бизнеса Агеев не видит. 

– Бизнес у нас ничего не добьет. У нас бизнес такой – если бы его такие инициативы добивали… В этом отношении за бизнес беспокоиться не надо, – заверил собеседник. 

Впрочем, у самих предпринимателей подобной уверенности нет. И понять их нетрудно. Именно сейчас решается, будет бизнес в России жить или бесславно погибнет. А у государства выбор — подать руку или пнуть лежачего. Пока все выглядит как выбор второго варианта. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *