Фарид Абдулганиев: «Опыт преодоления трудностей укрепляет уверенность в развитии бизнеса»

Последние пять лет были для предпринимателей Татарстана непростым временем. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться в этот период, — в интервью главного редактора KazanFirst Полины Симаковой с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Татарстана Фаридом Абдулганиевым.

— Фарид Султанович, 11 марта исполнилось ровно пять лет с того момента, когда распоряжением Раиса Татарстана вы были назначены на пост Уполномоченного по защите прав предпринимателей. С какими основными вызовами вы столкнулись на посту бизнес-омбудсмена?

— Действительно, пять лет, которые пролетели как один день. Мое назначение пришлось на начало пандемии коронавируса. На ходу приходилось учиться работать в новых условиях. Пожалуй, тогда мы и представить не могли, насколько кардинально поменяется весь ландшафт бизнеса за эту пятилетку.

Самый главный вызов того периода, с которым столкнулся каждый бизнес и Татарстана, и России, конечно, связан с отсутствием возможности вести предпринимательскую деятельность. Благо в тот момент Раис Татарстана Рустам Минниханов сразу же нашел эффективный формат, который позволял оперативно решать вопросы. Встречи с бизнесом проходили два-три раза в неделю. На них решались самые острые вопросы, с которыми столкнулись различные отрасли экономики.

Также для нас, как института Уполномоченного, серьезным техническим вызовом стало возросшее количество обращений — за сутки поступало до 650 звонков.

— Впечатляет!

— Да. Для понимания — это в 100 раз больше, чем мы до этого отрабатывали в норме. Звонки поступали даже из других регионов, где местные власти не успели организовать свою систему оперативного информирования и консультирования предпринимателей. Всего за пять лет к нам поступило порядка 28 тысяч обращений. И в 75% случаев законные интересы и права бизнеса нам удалось защитить.
— Как удалось справиться с таким валом обращений?

— Пришлось воспользоваться опытом бизнеса: внедрили у себя систему CRM по управлению взаимоотношениями с нашими основными «клиентами» — предпринимателями. Эта система помогает обрабатывать и структурировать большой объем поступающих обращений, отслеживать их статус.

И, что крайне важно для бизнеса, решать все вопросы как можно более оперативно. Могу с уверенностью сказать, что те вопросы, которые до начала пандемии решались месяцами, мы научились закрывать за считанные дни и даже минуты. Максимум речь сейчас идет о неделе-другой. И то в случае, когда для решения вопроса требуется межведомственное взаимодействие.

— Можно ли сказать, что в таком режиме вас научила работать именно пандемия?

— Думаю, что дело не только в пандемии. Скорее в тех подходах и установках, которые в работе с бизнес-сообществом выстраивает Раис Татарстана Рустам Минниханов. А мы, как команда лидера республики, их внедряем.

И они оказываются действенными вне зависимости от внешней ситуации. Ведь потом было и много других вызовов, оказавших влияние на бизнес: санкции, разрыв многих логистических, производственных и финансовых цепочек с зарубежными партнерами, СВО. Также пандемия дала мощный импульс развитию электронной торговли. Татарстан одним из первых среди субъектов России обратил внимание на эту тенденцию и начал активную работу по развитию у себя рынка eCom.

Опыт и технологии по преодолению вызовов, которые мы наработали за последние годы, позволяют с уверенностью смотреть в будущее.
— Откуда в основном поступают обращения — из крупных городов или районов республики?

— Около 60% обращений к нам поступает из крупных городов Татарстана, 40% — из муниципальных районов. Чтобы помочь предпринимателям оперативно на месте решать их вопросы, в апреле 2020 года создан институт общественных представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в муниципальных районах и городских округах республики.

В закрепленных районах общественные представители организуют приемы предпринимателей, помогают им составлять обращения и жалобы, участвуют в проверках, обращаются с вопросами и предложениями к руководству республики во время регулярных встреч.

С 2020 по 2024 год ими было проведено 990 личных приемов предпринимателей (в 2024-м — 131), принято и отработано 3 207 письменных и устных обращений (в 2024-м — 1 730), они участвовали в 654 мероприятиях по вопросу защиты прав предпринимателей. Общественные представители сформировали и направили в адрес Уполномоченного 391 предложение по темам улучшения условий предпринимательской деятельности в своих районах.

— Какие вопросы более всего волнуют предпринимателей: как тогда и как сейчас?

— Все эти годы наиболее востребованной среди предпринимателей оказалась услуга по разъяснению вопросов, связанных с соблюдением требований законодательства и порядка получения мер господдержки. Актуальность этого вопроса сохраняется до сих пор: по итогам 2024 года на эту тему приходится 28% от всех поступающих обращений в наш адрес.

В конце марта 2020 года для оперативного информирования мы создали телеграм-канал «Деловорот», где ежедневно публикуются блок-схемы и чек-листы с максимально понятным алгоритмом действий для решения того или иного вопроса. С 2020 года в «Деловороте» было опубликовано 1 086 блок-схем, в том числе 234 — в 2024 году.
— По вашему мнению, какие меры помогли сохранить стабильность ситуации в условиях пандемии?

— В самый сложный период, в конце марта — начале апреля 2020 года, безусловно, значимую роль сыграло внимание к вызовам, стоящим перед предпринимателями, со стороны Раиса Татарстана Рустама Минниханова. Повторюсь, он несколько раз в неделю проводил встречи с предпринимателями со всей республики.

В таком режиме, например, был решен вопрос доставки товаров и работы курьеров в условиях самоизоляции. На встрече с представителями туристической отрасли был определен порядок их работы. Решены вопросы самозанятых, которые в период самоизоляции первыми в России получили возможность оформлять цифровые пропуска для перемещения по городу с целью осуществления своей деятельности. Таким же образом мы первыми в России смогли найти решение, позволяющее возобновить работу парикмахерских, салонов бытовых услуг, автомастерских.

После обработки поступивших к нам предложений от предпринимателей нами были сформулированы 28 инициатив по организации работы в условиях антиковидных ограничений. В ходе онлайн-встреч с участием рестораторов и Роспотребнадзора разработаны предложения по открытию летних кафе и веранд, которые легли в основу соответствующего постановления Кабмина РТ.

Значительную помощь в стабилизации ситуации в МСП Татарстана оказало принятие дополнительных мер поддержки предпринимателей, которые не вошли в перечень наиболее пострадавших отраслей. Отмечу, что наша республика одной из первых приняла свой пакет мер поддержки предпринимателей и первой среди других регионов стала постепенно снимать антиковидные ограничения. Введение республиканских мер поддержки в значительной мере снизило остроту ситуации — это мы ощутили по характеру обращений на нашу горячую линию.

Мероприятиями с участием Уполномоченного и сотрудников охвачены все муниципальные районы и городские округа республики. Так, с 2020 года нами проведено 97 круглых столов, 240 встреч с предпринимателями в формате видеоконференций, в ходе которых обсуждались наиболее актуальные законодательные нововведения или проблемные ситуации в конкретных отраслях. Выработанные предложения затем выносятся на рассмотрение руководства республики.
В 2024 году еженедельно проводились приемы предпринимателей в форматах «Бизнес и власть: откровенный разговор», в том числе с выездом во все муниципальные районы.

Высокую эффективность показала практика проведения совместных приемов предпринимателей. По их итогам удается найти решение многих сложных вопросов. По итогам 2024 года было проведено 14 совместных приемов, в том числе с прокурором Татарстана Альбертом Суяргуловым.

— Вернемся к основным темам обращений. На втором месте — жалобы на действия или бездействие органов государственной и муниципальной власти, обжалование их решений. О чем идет речь?

— Опять же сошлюсь на опыт пандемии. После введения карантинных ограничений в ряде муниципалитетов были попытки по-своему трактовать требования к предпринимателям. Совместно с оперативным штабом по борьбе с коронавирусной инфекцией, который тогда возглавила вице-премьер Лейла Фазлеева, а также Минюстом РТ и Роспотребнадзором мы в считанные дни, а иногда и часы готовили разъяснительные материалы.

Также в ходе проведения проверки предпринимателей нашими юристами оказывалась оперативная юридическая консультация при составлении протоколов сотрудниками правоохранительных органов, которые в первое время нередко неправильно толковали нормы права. При нашей помощи предпринимателям удалось отменить или снизить административные штрафы.

За последние пять лет налаженное межведомственное взаимодействие и активная работа Общественной приемной Уполномоченного по оперативному реагированию на жалобы предпринимателей позволили добиться стабильного сокращения доли таких обращений. По итогам 2024 года она составила порядка 20%. Мы продолжаем держать эту тему в фокусе нашего внимания.
— Есть ли какие-то темы обращений предпринимателей, которые за пять лет полностью сошли на нет?

— Мы гордимся тем, что за последние пять лет доля жалоб предпринимателей на действия контрольно-надзорных органов сократилась с 25% от всех обращений в адрес Уполномоченного в 2020 году до 0% в 2024 году, когда не поступило ни одной жалобы.

Значительный вклад в снижение жалоб на деятельность контрольно-надзорных органов внес мораторий на плановые и внеплановые проверки, который был установлен решением Правительства России. Но также это стало результатом нашей системной работы по снижению административного давления на бизнес, которая осуществляется по распоряжению Раиса Татарстана.

Так, совместно с прокуратурой Татарстана мы регулярно проводим анализ деятельности контрольно-надзорных органов по росту количества профилактических мероприятий. По итогам 2024 года в Татарстане было проведено 38 915 профилактических визитов, выдано предостережений и проведено других профилактических мероприятий, в том числе с моим личным участием. Отмечу, что это на 45% больше, чем в 2023 году.

Также мы регулярно посещаем малые и средние предприятия, общаемся с руководством компаний и в процессе выявляем проблемы, которые препятствуют их развитию. В случае необходимости к решению этих вопросов подключаем руководство районов и коллег из профильных министерств и ведомств.

В качестве положительного примера могу также привести масштабную работу, связанную с переводом индивидуальных предпринимателей с ЕНВД на патентную систему налогообложения. Тема отмены Единого налога на вмененный доход стала очень острой в конце 2020 года. К нам посыпался вал обращений, так как в качестве замены ЕНВД индивидуальным предпринимателям предлагалось перейти на патентную систему налогообложения, которая на тот момент не пользовалась особой популярностью.
На фоне роста обращений мы провели сбор предложений от предпринимателей по повышению привлекательности патентной системы. По поручению Рустама Минниханова была сформирована рабочая группа для подготовки республиканского закона о патентной системе налогообложения, которая учла собранные нами предложения.

В кратчайшие сроки совместно с депутатами Госсовета Республики Татарстан, министерством финансов, министерством экономики, УФНС по РТ, ТПП РТ и экспертным сообществом удалось предложить индивидуальным предпринимателям адекватную альтернативу ЕНВД. При этом простота администрирования, присущая ЕНВД, сохранилась.

При этом общественные представители Уполномоченного продолжили выявлять конкретные виды бизнеса, по которым необходимо было внести уточнения в закон. В апреле 2021 года такие поправки депутатами Госсовета РТ были приняты, после чего количество обращений от предпринимателей на тему патентной системы налогообложения практически было сведено к нулю.

— Я знаю, что вы неоднократно принимали участие в судебных слушаниях, где отстаивали интересы предпринимателей…

— Действительно, с каждым годом растет количество обращений к нам предпринимателей с просьбой оказать юридическую помощь в представлении их интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Начиная с 2020 года юристы нашей Общественной приемной участвовали в более чем 350 судебных спорах в качестве третьего лица. Неоднократно я лично участвовал в судебных слушаниях. В большинстве случаев после наших ходатайств суд либо вставал на сторону предпринимателя, либо сокращал исковые требования к нему — в среднем на 65%.

Также, хотя Уполномоченный по защите прав предпринимателей не может вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов, зачастую предприниматели сами просят нас помочь решить спор со своими контрагентами, не доводя его до суда. С 2020 года сотрудники Общественной приемной Уполномоченного провели 43 процедуры медиации. Примерно в половине случаев удалось достичь компромисса.

— Как часто к вам обращаются по теме уголовного преследования предпринимателей?

— Таких обращений к нам в 2024 году поступило 11, что соответствует уровню 2023 и 2022 годов. Это самое низкое значение среди всех субъектов ПФО и один из лучших показателей в России.

Тем не менее за каждым таким обращением стоит судьба предпринимателя, членов его семьи и сотрудников компании. Поэтому обращение такого рода находится у нас на особом контроле. Я и юристы моего аппарата регулярно посещаем СИЗО и проводим юридические консультации для лиц, подозреваемых в преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности.
Для координации работы по защите и восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности в ноябре 2024 года нами было подписано соглашение о сотрудничестве с Управлением федеральной службы исполнения наказания (УФСИН) России по РТ. Сейчас телефоны нашей горячей линии есть в каждой камере СИЗО, причем обращения заключенных под стражу в наш адрес не подлежат цензуре.

— Какие темы обращений стали особо актуальными в последнее время?

— С каждым годом пополняется список товаров, подлежащих обязательной маркировке. И каждый раз мы фиксируем всплеск количества обращений в наш адрес.

Пока речь шла о производимой в России продукции, вопрос обычно касался только технических и организационных проблем, которые решались в рабочем порядке. Однако с 1 апреля 2024 года начался процесс перехода на обязательную маркировку товаров легкой промышленности, 80-90% которой завозится из-за рубежа и, как показывает практика, в значительной части по серым схемам.

Это затронуло интересы значительного количества индивидуальных предпринимателей, которые годами занимали нишу розничных продаж белья, одежды и обуви. Начиная с середины прошлого года мы видим рост числа обращений на тему обязательной маркировки. Сейчас они составляют порядка 5% от общего количества обращений.

Отмечу, что введение маркировки находится в компетенции федеральных властей. Главная заявленная задача маркировки — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции, обеспечить возможность проследить путь товара от производителя до потребителя. Задача, безусловно, важная и нужная. Но при этом нельзя игнорировать и интересы микробизнеса, для которого эта деятельность является единственным источником семейного дохода.
Со своей стороны мы стараемся максимально сгладить негативные последствия для продавцов при переходе на прозрачную схему работы. Для информирования предпринимателей аппарат Уполномоченного проводит круглые столы, вебинары, публикуются методички на канале «Деловорот». Также нами организуются рабочие встречи с предпринимателями и экспертами системы «Честный знак» для выработки предложений по решению проблем на федеральном и региональном уровнях.

— Помимо работы по обращениям предпринимателей чем вы еще занимаетесь?

— Одним из важных направлений работы аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей является проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Пожалуй, данную практику можно назвать одним из самых действенных инструментов для защиты прав бизнеса.

Создание института ОРВ, инициатором которого является Президент Российской Федерации, полностью оправдывает вложенный им смысл — обязанность органов власти выявлять замечания и предложения предпринимателей по проектам нормативных правовых актов и через дискуссии устранять разногласия.

В 2020-2024 годах совместно с бизнес-сообществом мы рассмотрели 305 проектов нормативных актов. Причем с каждым годом их количество увеличивается. Так, если в 2020 году было рассмотрено 32 проекта, то в 2024 году уже 83. Из них 18 проектов постановлений правительства РФ и Кабинета министров РТ, 65 федеральных и республиканских законопроектов.

За пять лет нами были внесены предложения в 274 проекта рассмотренных нормативных актов (90%), учтено — свыше 250. Например, были внесены изменения в проекты, регулирующие сферы размещения НТО, земельных отношений, ветеринарии, административных регламентов предоставления государственных услуг, меры поддержки предпринимателей.

Что мешает бизнесу: непосильные ставки и дефицит кадров

— Фарид Султанович, как вы оцениваете текущую ситуацию в малом и среднем бизнесе Татарстана?

— Несмотря на все экстраординарные сложности последних пяти лет, количество МСП в Татарстане по сравнению с принятым за базу доковидным 2019 годом выросло на 13%, с 157,7 тыс. субъектов в 2019 году до 178,2 тыс. в 2024 году. В том числе на 3,3% в 2024-м. Единственным годом, когда произошел отток предпринимателей на 2,9%, стал пандемийный 2020 год.

Основной приток количества субъектов МСП произошел за счет роста на 15,1% категории «среднее юридическое лицо» (доход за предыдущий год — от 801 млн до 2 млрд рублей, среднесписочная численность персонала — 101–250 человек. — Ред.) и на 32,6% индивидуальных предпринимателей категории «микро» (доход до 120 млн рублей, численность персонала — до 15 человек. — Ред.).

В то же время за пять лет на 10,1% снизилась численность субъектов МСП в категории «микро ЮЛ» (в 2024 году на 1,6%) и на 7,1% «малое ИП» (доход до 800 млн рублей, средняя численность персонала до 100 человек. — Ред.). Отмечу, что в 2024 году отток по этой категории практически прекратился и составил 0,1%, то есть минус одно предприятие, которое, скорее всего, перешло в разряд средних ИП, которых за год стало на 50% больше.

Таким образом, исходя из макроэкономических показателей, можно сделать вывод об эффективности оперативно предпринятых на федеральном и республиканском уровне мер поддержки, что позволило сохранить стабильную ситуацию в малом и среднем бизнесе и помочь адаптироваться значительной части субъектов предпринимательской деятельности к новым экономическим реалиям, создать базу для дальнейшего развития.
— Что сейчас мешает бизнесу развиваться?

— В декабре 2024 года Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина был проведен очередной опрос предпринимателей, в том числе из Татарстана. Согласно ему факторами, которые мешают развитию бизнеса, татарстанские предприниматели назвали растущие налоги, неопределенность экономической ситуации, рост ставки по кредитам, спад внутреннего спроса и рост стоимости комплектующих и сырья.

Судя по опросу, предприниматели настороженно воспринимают вступившие в силу с 1 января 2025 года масштабные изменения, затрагивающие практически все налоги и налоговые режимы. НДС на УСН, повышение ставки по налогу на прибыль, прогрессивная шкала НДФЛ — это только часть нововведений.

По оценкам УФНС по РТ, 96,6% плательщиков УСН нововведение не коснется. Только 3,4% татарстанских предпринимателей, работающих на УСН, превысят рубеж доходности 60 млн рублей в год и станут плательщиком НДС. В то же время, согласно опросу, около половины предпринимателей опасаются роста налоговых платежей.

Как обычно в случае масштабных нововведений, предприниматели в первую очередь нуждаются в подробной информации. В связи с этим в 2024 году мы провели 12 вебинаров и круглых столов с приглашением экспертов, а также опубликовали в телеграм-канале «Деловорот» 9 блок-схем на тему изменений в налогообложении. В декабре совместно с руководителем УФНС по РТ Маратом Сафиуллиным была проведена встреча с бизнес-сообществом Татарстана, на которой обсуждались последствия налоговых изменений.

— Насколько сейчас доступно кредитование для субъектов МСП?

— Почти четверть опрошенных татарстанских предпринимателей продолжает кредитоваться по льготной ставке до 10%. Отмечу довольно существенную долю таких предпринимателей.

Однако более четверти предпринимателей вынуждены кредитоваться по ставкам от 21 до 30% и выше. Очевидно, что такие ставки вымывают оборотные средства и ставят под угрозу долгосрочную финансовую стабильность бизнеса. А для почти половины (44,7%) опрошенных предпринимателей кредиты не доступны ни по какой ставке.

Для решения проблемы Минэкономразвития разработало новые условия по льготным кредитам для малого и среднего бизнеса, а также для самозанятых. До конца марта 2025 года министерство выберет банки-участники федеральной программы.
Максимальная ставка для заемщиков по обновленной программе составит 17,5% годовых на период субсидирования кредитов при ключевой ставке 21%. То есть ставка по программе льготного кредитования МСП будет зависеть от ключевой ставки Центробанка.

Это, конечно, не манна небесная, но при условии довольно-таки непростой экономической ситуации в стране, думаю, данная возможность станет подспорьем для предпринимателей, которые стремятся развиваться.

— Насколько критична для татарстанских предпринимателей проблема дефицита кадров?

— Только треть опрошенных (33,2%) татарстанских предпринимателей не чувствует дефицита кадров. Еще 12,5% самостоятельно сумели справиться с этой проблемой. А вот у 49,1% предпринимателей дефицит кадров негативно сказывается на ведении бизнеса.

Эксперты говорят, что ситуация носит системный характер. Для ее решения с 1 января 2025 года стартовал новый национальный проект «Кадры». Его задача — помочь качественно и оперативно готовить сотрудников под потребности работодателей. Достичь этого можно благодаря скоординированной работе образовательных учреждений, компаний и государства.

— Спасибо за интервью! Что бы вы хотели пожелать предпринимателям Татарстана?

— Хочу пожелать предпринимателям устойчивости, уверенности в своих силах и готовности адаптироваться к новым условиям. Мы всегда готовы поддержать их и помочь в решении любых вопросов. Вместе мы сможем преодолеть любые вызовы и добиться новых успехов!
Над материалом работали:

Автор — Полина Симакова
Фото — Сергей Журавлев
Видео и монтаж — Андрэс Энтальцев и Наргиз Мамедова
Верстка — Сергей Алешков и Роман Мусиенко

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *