Рустам Абдулхаков: «Хотелось бы за один раз все модернизировать, но это требует не только больших денег»

От того, в каком состоянии находится водоснабжение и водоотведение Казани зависит благополучие жителей города-миллионника. О современном состоянии стратегических объектов «Водоканала», а также планах на будущее рассказал в интервью главного редактора KazanFirst Полины Симаковой директор МУП «Водоканал» Рустам Абдулхаков.

— Рустам Рифгатович, чуть более года назад вы возглавили «Водоканал». Расскажите, в каком состоянии вам досталось хозяйство МУПа?

— «Водоканал» обслуживает 2 192 км сетей холодного водоснабжения и 1 489 км сетей водоотведения. Помимо этого, в ведении предприятия находятся 200 насосных станций, 16 подземных водозаборов, комплекс сооружений Волжского водозабора, Биологические очистные сооружения, 8 снегоплавильных станций и комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты.

За последние пять лет общая протяженность этих сетей в Казани выросла на 10%. В неудовлетворительном состоянии находится 70% сетей. В целом, как и по всей России, может быть за исключением Москвы, очень большой износ. Мы видим, что в некоторых частях города мощностей у нас не хватает, так как идет активная стройка.

В целом — тяжело, если говорить об этих вещах. Но благодаря раису Татарстана Рустаму Минниханову, который дал старт программе модернизации коммунальной инфраструктуры, есть определенные инструменты, чтобы ситуацию постепенно исправлять. На весь регион выделено порядка 10 млрд рублей. Нам на этот год 741 млн рублей, хотя мы заявлялись на 2,5 млрд рублей, которые нам необходимы. Кроме того, по нашей собственной инвестиционной программе вкладываем в инфраструктуру 2 млрд рублей. Порядка 500 млн рублей — по программе капитального ремонта.

В совокупности это как раз те инструменты, которые в перспективе трех-пяти лет помогут снизить процент износа, повысить надежность сетей.

Если говорить о самом предприятии, то у нас собран очень работоспособный коллектив, парк укомплектован необходимой техникой, материалами и инструментами. Все настроены на результат, на решение поставленных задач. Остро стоял вопрос финансирования, но сейчас и этот инструмент появился.

— Как за этот период изменилась ситуация в ту или иную сторону?

— По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (январь – июнь) мы на 15% снизили количество аварий на сетях водоснабжения. Приобрели буровую установку, которая позволяет снизить аварийность на сетях. Как правило, как было: труба течет, хомут надели, а вода уже в другом месте течет, особенно если труба старая. Сейчас у нас появилась возможность сразу менять аварийные участки длиной более сотни метров и это дало снижение аварийности.

На замену труб крупного диаметра направлена наша инвестиционная программа. Это очень важно, потому что трубы крупного диаметра — это как магистральная дорога, куда стекается весь поток. И если тут возникает затор, как в случае с дорожным трафиком, то и количество домов, которые останутся без воды или водоотведения, будет велико. И у нас сейчас есть трубы, проложенные в 1920-1930 году, из чугуна, асбеста, даже из дерева. Удивительно, что местами они еще нормально функционируют за счет того, что с годами образовывается химический нарост, они становятся очень крепкими. Но, конечно, тоже начинают течь.

Большая проблема — железобетонные коллекторы. Из-за канализационных газов верхние своды подвержены коррозии, разрушению. Верхний свод коллектора разрушается и образуется провал грунта.

— В каком районе Казани самые изношенные коммуникации?

— В центральной части города, где застройка очень плотная, и трубы просто так не поменяешь. Когда ведется застройка, мы смотрим, что можно сделать в плане реконструкции сетей. Но нагрузка в основном ложится на действующие сети. Наши инженеры, технические службы при начале строительства дома оценивают ситуацию, чтобы не допустить излишней нагрузки. В целом, сети изношены во всех районах города.

— Когда приходит новый руководитель, он меняет команду. Что поменяли вы и какой эффект это принесло?

— Возглавив предприятие, я внимательно посмотрел, как распределена нагрузка на моих заместителей, какие обязанности. Сразу отметил, что очень много задач замкнуто на главном инженере. А это практически нереально — одному отвечать и за водозабор, и за очистные сооружения, и за сети. Тогда было принято стратегическое решение передать водозабор и очистные отдельному заместителю. А главного инженера, Леонида Карагузина, попросил сосредоточиться на сетях, в первую очередь поправить ситуацию с аварийными участками. У него появилось больше времени для планирования, возникли свежие идеи. Появился отдельный заместитель, который отвечает только за строительство и реконструкцию сетей, он максимально погружен конкретно в этот вопрос.

В общем и целом, распределили обязанности, сферы ответственности, таким образом, чтобы каждая задача решалась максимально эффективно.

«Мы не можем перекопать весь город, надолго приостановить водоснабжение, поэтому идем поэтапно»

— С вашей точки зрения, каковы ключевые показатели эффективности вашей организации, и каким образом вы оцениваете свою работу?

— Наша задача — обеспечить для жителей надежные и качественные услуги по водоснабжению и водоотведению.

Эффективность в нашем случае выражается в строительстве, реконструкциях и оперативном устранении аварийных ситуаций. Конечно, хотелось бы за один раз все модернизировать, но это требует не только больших денег, но и времени, специалистов. И мы не можем перекопать весь город, надолго приостановить водоснабжение, поэтому идем поэтапно, устраняем износ участками, но по всем объектам.

В 2024 году работы шли на более чем 160 объектах. Это стало возможным благодаря участию в республиканской программе по модернизации коммунальной инфраструктуры, реконструкции сетей по инвестиционным программам самого предприятия. Также велось строительство сетей по договорам технологического присоединения.

При поддержке Правительства Татарстана и исполкома Казани за прошедшие два года нам удалось существенно нарастить объемы обновляемой инженерной инфраструктуры и превысить показатели прошлых лет.

— С какими финансовыми показателями заканчивает «Водоканал» год под вашим руководством?

— За прошедший год доходы предприятия составили 6,3 млрд рублей без учета НДС. В том числе, порядка 2,6 млрд рублей по водоотведению, около 2,2 млрд рублей — по водоснабжению. В сравнении с 2023 годом доходная часть предприятия выросла на 759 млн рублей.

Прибыль «Водоканала» по итогам 2024 года составила 619 млн рублей. Стоит отметить, что эти средства являются целевыми — после уплаты налога на прибыль мы направляем их на исполнение инвестиционной программы. Основная деятельность предприятия, водоснабжение и водоотведение, является убыточной, а прибыль формируется за счет платы за технологическое присоединение, негативное воздействие и «прибыли на капитальные вложения», заложенной в тарифе для выполнения инвестиционной программы.

«В ближайшей перспективе у нас в приоритете реконструкция Волжского водозабора»

— Износ сетей, инфраструктуры в целом, наверное, один из самых болезненных вопросов. Каков план работ на 2025 год, какие инвестиционные программы реализуются? Какие проекты станут самыми значимыми и масштабными?

— Как уже отмечал, мы реализуем две масштабные инвестиционные программы: основную долгосрочную и дополнительную. Основная программа стартовала в 2014 году, планируем завершить ее в 2028. Объем вложений за весь период — 15,6 млрд рублей. В 2024 по 2028 годы на реализацию будет направлено 7 млрд рублей.

Дополнительная программа утверждена в 2022 году. Она направлена на модернизацию и реконструкцию магистральных сетей до 2028 года. На эти цели направим 7,9 млрд рублей из прибыли на капитальные вложения, включенной в тариф в 2021 году.

Мы также активно участвуем в муниципальных и региональных программах, привлекая бюджетные средства. В этом году планируется реконструировать более 2,1 км канализационных сетей, порядка 1,6 км сетей водоснабжения и два километра новых водопроводных сетей. На эти цели выделено 1,91 млрд рублей.

В рамках инвестиционных программ мы проведем реконструкцию двух камер для переключения канализационно-насосной станции (КНС) «Заречная». Также продолжится перевод на отечественное программное обеспечение шкафов управления декантерами и инсинераторами на сооружениях термомеханической обработки илового осадка.

Планируем реализовать и ряд других крупных проектов. В Дербышках построим водовод длиной 1,95 км и диаметром 225 мм. На водозаборе «Танкодром» будут пробурены три новые скважины, которые заменят старые.

На Аметьевской магистрали будет проложен Ново-Ометьевский коллектор глубиной более 10 метров, протяженностью 120 метров.

Продолжим реконструкцию третьего северного коллектора. На участке возле «Татнефть Арены» и на улице Чистопольской будет восстановлено 1 296 метров коллектора, из которых на данный момент отремонтировано 372 метра. На проспекте Ямашева в районе парка «Континент» ведется реконструкция 656 метров коллектора, методом санации восстановили 441 метр.

Еще 520 млн рублей собственных средств будут направлены на устранение аварий на сетях, ремонт зданий и сооружений предприятия, а также на замену оборудования для улучшения качества водоснабжения.

— Расскажите подробнее о модернизации системы водоснабжения. Планируете ли внедрение новых технологий, например, связанных с очисткой воды?

— В ближайшей перспективе у нас в приоритете реконструкция Волжского водозабора, который является основным источником питьевой воды для населения. Сейчас мы изучаем успешный опыт реализации таких проектов на водозаборах нашей страны и стран СНГ, чтобы максимально охватить всевозможные практики.

Завершили реконструкцию городских Биологических очистных сооружений, но еще продолжаем пуско-наладочные работы. Есть такой показатель, как НДТ — наилучшие доступные технологии, которые отличаются наименьшим уровнем негативного воздействия на окружающую среду, а также экономической эффективностью. По итогу выполнения пуско-наладочных работ мы достигнем этого показателя.

— Есть ли планы расширить спектр услуг или внедрить новые виды взаимодействия с потребителями, связанных с цифровизацией и автоматизацией процессов?

— С жителями у нас налажено тесное взаимодействие, мы всегда на связи и оперативно информируем об отключениях, выполненных работах. В диспетчерском пункте в режиме реального времени отображается текущее состояние сетей и сооружений с возможностью дистанционной регулировки параметров их работы.

Круглосуточно наша аварийно-диспетчерская служба принимает заявки по телефону. Ежедневно обрабатываем в среднем 104 заявки по телефону, еще около 15 заявок поступает по нашим официальным соцсетям. За 2024 год поступило более 38 тысяч заявок, при этом 2 288 не были связаны с нашей деятельностью и были переадресованы по службам города. Такой объем входящей информации сложно обрабатывать вручную, также всегда присутствует человеческий фактор. Поэтому мы внедряем роботизированную технологию приема заявок, это оптимизирует рабочее время, нагрузку и исключит человеческий фактор.

С октября работает система приема заявок от управляющих компаний в электронном виде, посредством передачи через личный кабинет УК, размещенный на сайте нашего предприятия. Это позволило более оперативно отрабатывать аварийные ситуации. Планируем создать такие же кабинеты для ТСЖ.

В этом году нашу работу по цифровизации снегоплавильных пунктов отметили вторым местом на V Всероссийской «Межрегиональной многоотраслевой Премии профессионалов предприятий городского хозяйства» в номинации «Цифровая трансформация деятельности организации». Это большой конкурс, где участвует вся Россия, а премию присуждают за важные изменения в профессии, которые требуют от специалистов высочайшего профессионализма, трудолюбия и изобретательности.

В нашем случае – это переход всех СПП Казани на автоматизированный режим, что позволило полностью отказаться от бумажных талонов на утилизацию снега, повысило пропускную способность транспорта и снизило нагрузку в части учета и контроля лимитов по утилизации снега.

«Предприятие существует не только за счет тарифа, всегда идет поиск дополнительных источников финансирования»

— С 1 июля 2025 года в Татарстане вырастут тарифы на ЖКУ. Из чего будут складываться эти тарифы, что в нем заложено? Считаете ли вы тарифы достаточными для эффективного функционирования и развития компании или они только позволяют сохранять статус-кво?

— Вопрос повышения тарифа детально прорабатывали с государственным комитетом Татарстана по тарифам, принимали активное участие в тарифной кампании 2025 года.

Структура тарифов на водоснабжение и водоотведение немного различна. В первом заработная плата составляет 38,3%. Оставшиеся 61,7 % — это затраты на электроэнергию, прибыль на капитальные вложения, химические реагенты, амортизация, расходы на капитальный и текущий ремонт, налоги, прочие операционные расходы.

В тарифе на водоотведение заработная плата составляет 25,33% и на все остальное — 74,67%. Прибыль на капитальные вложения в любом случае направляется на выполнение мероприятий инвестиционной программы предприятия. В 2024 году эта сумма составляла 1,064 млрд рублей (без НДС), в 2025 году ожидается на уровне 1,316 млрд рублей (без НДС).

Тариф всегда зависит не только от конкретного предприятия или решения руководства, на него напрямую влияют экономическая ситуация в стране, ввод в эксплуатацию крупных производственных объектов и сетей. При этом предприятие существует не только за счет тарифа, всегда идет поиск дополнительных источников финансирования, работает комплексный подход. Любой шаг в изменении тарифа должен быть четко выверен и направлен на улучшение и доступность услуг ЖКУ.

— Какое значение имеет работа с населением и повышение осведомленности жителей города относительно бережного отношения к воде, ответственного пользования канализацией? Какая работа ведется в этом направлении «Водоканалом»?

— Мы постоянно напоминаем жителям о правилах пользования канализацией, это наша боль. За прошлый год на сетях водоотведения произошло 16,5 тысяч засоров — и это одна из основных причин аварий.

Мусор накапливается в сетях, возникает засор и приводит к течи из люков, а где-то и к большим разливам. Постоянно рассказываем, что в канализацию нельзя смывать ничего, кроме хозяйственно-бытовых стоков. Все равно при каждом засоре бригада извлекает влажные салфетки, комки волос и крупный мусор— от детских игрушек до шин. Может быть, однажды создадим музей предметов, которые мы достаем при прочистке, потому что каждый раз это шок.

Практически каждый день наши сотрудники выявляют незаконные врезки в централизованные сети водоснабжения в частном секторе. Жители строят сети самостоятельно, без проектной документации, гидравлических расчетов, не предусматривают закольцовку линий, нормативную глубину и диаметры трубопроводов.

Как итог — в других домах получается слабый напор воды, происходит утечка, наносится ущерб экологии и коммунальной инфраструктуре города. Часто незаконные врезки становятся причиной аварий на водопроводе. Работу в этом направлении ведем постоянно, только за первый квартал текущего года выявили 53 незаконных подключения в частном секторе. За весь 2024 год — 144 таких случая. И это несмотря на то, что за незаконные врезки предусмотрены административные штрафы.

«Наибольшей модернизации подверглись стадии механической и биологической очистки»

— Какие трудности возникают при обеспечении населения водой в условиях активного роста города и увеличения нагрузки на сети? Что необходимо, чтобы справиться с этими вызовами?

— Существующие объекты — БОСК, Волжский водозабор — изначально рассчитывались с учетом развития города. Но надо брать во внимание и износ оборудования: чем выше нагрузка, тем больше требуется амортизации. Рост города предполагает и развитие инфраструктуры, поэтому мы стараемся применять энергоэффективные технологии, которые каждый год улучшаются. Необходимо в этом плане поспевать и где-то опережать прогресс.

Для увеличения наших мощностей прорабатываем вопросы реконструкции и модернизации водопроводных насосных станций «Южная-1» и Южная-2», планируем строительство водопроводного узла «Дербышки» с магистральными водоводами, строительство водовода диаметром 800 мм вдоль пляжа Локомотив, реконструкцию КНС «Искож», а также строительство напорных коллекторов от КНС «Заречная» и реконструкции еще ряда других сооружений и трубопроводов.

Готовим технические задания, будем заявляться в федеральные, республиканские и городские программы для определения источника финансирования.

— В декабре 2024 года был получен акт ввода в эксплуатацию после реконструкции биологических очистных сооружений Казани. На каком этапе сейчас проект, в какой срок планируется завершить пуско-наладочные работы? Каков суммарный объем вложений в проект?

— По плану — завершим в декабре 2025 года. Реконструкция БОСК шла в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги», объем вложений составил чуть более 8 млрд рублей.

— Какие системы очистных сооружений были подвергнуты наибольшей модернизации? Какие новые объекты построены?

— Построили 30 зданий и сооружений, плюс еще 46 реконструировали. Улучшение затронуло все стадии очистки городских сточных вод, наибольшей модернизации подверглись стадии механической и биологической очистки.

— Какого эффекта позволит добиться такая масштабная реализация?

— В двух словах — это улучшение качества очистки и уменьшение объемов сброса загрязняющих веществ в Волгу, а также переход на современное и энергоэффективное оборудование.

Например, установили автоматические стержневые решетки, благодаря которым уменьшился объем мусора, который попадает в систему. Предусмотрена автоматизация технологического процесса удаления песка из песколовок, что позволило полностью отказаться от песковых карт. Построили здание обезвоживания песка с четырьмя циклонами-сепараторами, откачка пульпы из приямков песколовок производится в автоматическом режиме. Песок в сепараторах обезвоживается и передается на дальнейшее использование.

Существенно увеличилась эффективность процесса биологической очистки, она стала глубже и экологичнее, удалось снизить удельный расход воздуха и электроэнергии.

Построили центральный диспетчерский пункт, который позволяет дистанционно управлять и контролировать все процессы, которые происходят на БОСК.

— Татарстану предстоит большая кампания по обновлению коммунальных сетей. По планам она будет настолько же масштабной, как и проект «Наш двор», запущенный 5 лет назад. Как вы относитесь к этой инициативе, считаете ее насущной?

— Действительно, кампания, о которой вы говорите, по масштабу сравнима с программой «Наш двор». Это модернизация коммунальной инфраструктуры на региональном уровне. Раис принял решение о выделении 10 млрд рублей ежегодно на эти цели. Это те средства, которые помогут в дальнейшем увеличить процент замены наших сетей. Это дополнительные средства на модернизацию инфраструктуры вдобавок к нашей инвестиционной программе.

С учетом износа сетей более, чем на 70% — проблема очень насущная. От нехватки денежных средств у нас коллекторы стоят вскрытые, огороженные металлическими заборами. Мы просто не можем подойти туда, реконструировать этот участок.

— Будет ли «Водоканал» участвовать? На что бы вы, как профессионал, обратили внимание в первую очередь?

— Отвечу так. Первичные участки на ближайшие три-пять лет, где уже «красным» горит, они нам известны. В списках они есть, по ним идет проектирование, защита проектно-сметной документации. Но трубы наши в основном под дорогами, асфальтом. В условиях плотной застройки редко где они находятся в зеленых зонах. Поэтому в любом случае приходится нарушать благоустройство, затем восстанавливать. И стоимость работ может быть высокой, особенно если это крупные коллекторы.

В целом, по предприятию, я сейчас вижу, сейчас стоит вопрос реконструкции водозабора. Если по БОСК мы видели, что реконструкция завершилась, и сейчас находимся на этапе пуско-наладочных работ. То следующий для нас большой вызов — реконструкция водозабора. Он достаточно давно был построен. И это такая масштабная работа. Только проектирование займет порядка полутора-двух лет.

При этом мы не можем остановить подъем воды. Водоснабжение должно продолжаться. Поэтому сама реконструкция займет порядка четырех-пяти лет. То есть по всему циклу работ — около семи лет.

«Дефицит составляет 842 человек, больше всего не хватает традиционно рабочего персонала»

— Столкнулся ли «Водоканал» с дефицитом кадров? Какова численность сотрудников предприятия, средний возраст, заработная плата? Каких специалистов не хватает?

— Также как и все отрасли, мы испытываем нехватку кадров. При штатном расписании 2 994 человека, на сегодняшний день на предприятии трудятся 2 152 человек. Дефицит составляет 842 человек, больше всего не хватает традиционно рабочего персонала — слесарей, электрогазосварщиков, водителей специальной техники, электромонтеров, машинистов насосных станций, операторов на очистные сооружения канализации, контролеров водопроводного хозяйства, лаборантов химического анализа, мастеров.

Рабочие зарабатывают в среднем до 72 480 рублей, инженеры и производственно-технические работники — в среднем до 84 324 рублей. В целом средняя заработная плата на данный момент составляет 75 772 рублей, это на 6,5% больше, чем за первый квартал 2024 года. Как я уже сказал, она формируется исходя из тарифов, но мы все равно изыскиваем разные возможности для повышения, в апреле увеличили оклады на 10%. Средний возраст сотрудников составляет 46 лет, с сотрудниками пред пенсионного и пенсионного возраста — 50 лет.

— За счет чего удается выигрывать конкуренцию за кадры?

— Соискателю важно понимать, что работодатель готов дать еще какие-то возможности помимо зарплаты — повышение квалификации, условия для отдыха, корпоративную культуру. Мы всегда идем навстречу, помогаем освоить смежную профессию, организуем обучение, профсоюзная организация проводит праздники и выездные мероприятия, действует совет молодежи.

На базе нашего объекта по ул. Родины, 9 работает спорткомплекс, где обустроены тренажерный зал, спортивный корт, раздевалки и душевые. В обеденный перерыв, после работы наши сотрудники бесплатно занимаются спортом, проводят командные соревнования.

Для мотивации существующих и привлечения новых сотрудников с ноября прошлого года запустили акцию «Приведи друга — получи премию». Акция пользуется популярностью — за время действия по ней трудоустроились 66 человек.

— Приходит ли на предприятие молодежь? Что делается в плане взаимодействия с образовательными учреждениями?

— Мы активно взаимодействуем с профильными учебными заведениями по подготовке будущих кадров — на время прохождения производственной практики трудоустраиваем совершеннолетних студентов и платим им полноценную зарплату. За 2024 год на нашем предприятии практиковались 73 студента, ребята получили реальные навыки работы с техникой, такая возможность есть не у каждого учебного заведения. Из них трудоустроились 4 человека.

А вообще сейчас у нас работает 300 специалистов до 35 лет. Очень радуют трудовые династии, когда дети берут пример с родителей. Всего у нас таких 5 семейных династий, часто рассказываем о них и ставим в пример.

«Наша основная задача – это качественное и надежное обеспечение жителей питьевой водой, отведение и очистка стоков»

— Давайте представим, что вся изношенная инфраструктура заменена, никаких аварий и коммунальных коллапсов в ближайшие сто лет не будет, и как будет развиваться МУП «Водоканал» дальше?

Снижение аварийности сетей у нас в приоритете, но наша основная задача – это качественное и надежное обеспечение жителей питьевой водой, отведение и очистка стоков, не только от жителей, но и от промышленных предприятий. Также в нашем ведении находятся снегоплавильные пункты, каждый год мы принимаем и перерабатываем снег. Казань развивается, прирастает новыми территориями, для них всегда нужно будет прокладывать новые коммуникации. И даже через сто лет все эти объекты будут требовать обслуживания, будут нужны рабочие, специалисты. Поэтому перспектива на ближайшие сто лет и дальше – качественная и бесперебойная работа всех наших коммуникаций на благо города.

Comment section

7 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Желание очень похвальное, взять и все разом сделать, но это настолько фантастично и нереально, даже если бы прилетели очень добрые гуманоиды у них тоже бы не хватило ресурсов все разом сделать

  2. Коллектив хороший, люди замечательные, денег маловато — все как всегда, плюс текучка, потому как особо ценные кадры как водится на сторону переманивают, а удерживать особо не чем, «пряников» на всех не хватает

  3. Что хочется сказать, чисто по женски. Глаза умные, лицо располагающее, можно сказать симпатичное, образ положительного и думающего начальства присутствует, мне вот очень хочется пожелать Рустаму только всего самого наилучшего, так как хорошо представляю себе какое беспокойное и огромное хозяйство досталось и как тяжело и трудно всем этим рулить

  4. Мудро поступил изучив детально вопрос функционирования вверенного хозяйства, разгрузил Главного инженера, Замов загрузил по направлениям, делегировал полномочия и зоны ответственности, все это выдает толковый и системный подход, без которого бесполезно думать о модернизациии движении вперед, так и будешь заниматься латанием дыр и ничего более

  5. Как всегда все упирается в деньги, просят одну сумму, дают хорошо если вдвое меньше и как быть?

  6. Предприятие стратегическое, огромный город водой снабжает, причем вода должна быть чистой, соответствующей всем санитарным нормам, а еще это все нужно тщательно охранять

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *