Шок за шоком. Как туристическая отрасль Казани выстраивает новую траекторию

Команда Экспертного KF решила разобраться, как трансформировался рынок туристических операторов в столице Татарстана за последние годы и каковы перспективы его развития. А также обсудила с игроками рынка основные вызовы и направления отдыха, к которым стоит присмотреться.

Двойной удар

За последние пять лет сфера туризма в России в целом и Татарстане в частности пережила два крупных шока. Сначала по ней ударила пандемия коронавируса. Затем, в 2022 году, российские туроператоры столкнулись с различными ограничениями со стороны иностранных государств на фоне начала СВО.

Пандемия коронавируса

По итогам 2020 года турпоток в Татарстан сократился на 47% по отношению к 2019 году, отмечал председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. По его же оценкам за один только апрель 2020 года туротрасль республики потеряла порядка 2,4 млрд рублей. Региональные туроператоры жаловались на отказ клиентов от бронирования туров и путевок.

В конце июня того же года Иванов обратил внимание на то, что из-за пандемии не закрылся ни один из примерно 100 туроператоров, работающих на территории Татарстана. При этом по состоянию на октябрь примерно половина туроператоров заморозила деятельность, как заявлял тогдашний президент Ассоциации туристских агентств республики Рамиль Мифтахов.

В качестве поддержки турагентства освобождали от некоторых взносов и снижали налоговое бремя. Сам бизнес начал перестраиваться на внутренний туризм. Компании активно организовывали туры в Татарстан из соседних регионов и наоборот. В 2021 году турпоток в республике вплотную приблизился к допандемийному уровню, составляя 90-93% от значений 2019-го. Турбизнес осваивал новые форматы — короткие поездки, weekend-туры.

Международные ограничения на фоне СВО

После начала спецоперации российский турбизнес столкнулся с рядом вызовов со стороны иностранных государств: от прямых санкций и закрытия границ до ограничений на авиасообщение и выдачу виз. Возникали сложности с платежами и валютными переводами, а некоторые зарубежные компании отказывались работать с российскими контрагентами.

Региональные туроператоры учли опыт пандемии, оперативно переориентировав часть туристического потока на внутренний туризм. Помощь в этом оказали межрегиональные программы. Например, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Ульяновская и Самарская области реализовали совместный туристический проект «Великий Волжский путь».

Кроме того, компании обратили внимание на страны, которые не стали вводить жестких санкций, а в те, что ввели ограничения — начали организовывать транзитные туры через нейтральные государства.

По итогам 2024 года туристический поток в Татарстане достиг 4,4 млн человек. Объем услуг в сфере превысил показатель в 100 млрд рублей. Еще одним итогом переориентации турбизнеса стало появление большого количества новых предприятий. За первые шесть месяцев 2025 года в республике открылось более 50 компаний в сфере туризма — по этому показателю регион стал шестым в стране.

Туристический потенциал региона лучшим образом подчеркивает и то, что именно Казань примет I Форум туроператоров России и VIII Туристский форум «Ориентиры будущего», которые пройдут 9-10 октября в Millennium Panorama Hotels (​ул. Фатыха Амирхана, 1в). Организаторами мероприятия выступают Российский союз туриндустрии (РСТ) и Госкомитет Татарстана по туризму.

В форуме будут участвовать представители государственной власти, бизнеса и экспертного сообщества. Основными темами мероприятия заявлены:

А что клиенты?

Как сообщили Экспертному KF представители сервиса Отелло, самым популярным направлением для внутреннего туризма является Краснодарский край (17% бронирований внутри сервиса на период с 1 октября до 31 декабря). Наибольшей популярностью пользуются Сириус, Сочи и Анапа.

Татарстан занимает 4 строчку (5%) после Москвы (15%) и Санкт-Петербурга (13%). При этом по среднему чеку за ночь Татарстан обгоняет всю десятку лидеров бронирования. В республике он составляет 9,5 тыс. рублей.

Жители Казани чаще всего бронируют жилье в Приволжском (Самарская область), Санкт-Петербурге, Москве, в самой Казани и в поселке Эстосадок (Адлерский район, Сочи).

По данным опроса сервиса, 52% россиян путешествуют несколько раз в год. 70% респондентов предпочитают отдыхать летом. При выборе сезона 63% опрошенных ориентируются на погодные условия. 51% ориентируются на график отпусков. 32% стараются избегать дат с большим турпотоком. Столько же планируют отпуск на период с более низкими ценами.

Главными критериями для длительных поездок являются климат (58%), стоимость путешествия (54%) и близость к морю (44%). В коротких поездках путешественники ориентируются на бюджет (57%), удобный маршрут (47%) и погодные условия (41%).

37% опрошенных считают, что впечатления важнее комфорта. Гастротуризм выделили 27% опрошенных. Цифровой детокс (отдых без гаджетов) оценили 19%.

Кто работает в Татарстане?

По данным сводного реестра туроператоров и турагентств, на территории Татарстана зарегистрировано 1 212 юрлиц и ИП, работающих в сфере (данные актуальны на момент подготовки материала). Кроме того, в республике действуют и крупные федеральные операторы.

Федеральные операторы

Anex Tour

По собственным данным, Anex Tour начал работать в 1996 году. Первый офис компании открылся в Москве. В 2003 году компания открыла представительство в Шарм-эль-Шейхе и начала организовывать туры в Египет. Первое региональное представительство открыто в 2005 году в Ростове-на-Дону. На сегодняшний день туроператор представлен в 42 городах России. Также офисы открыты в Беларуси и Казахстане. Anex Tour организует туры в более чем 50 стран, включая Турцию, Египет, Таиланд и ОАЭ. В Татарстане, по собственным данным компании, открыто 28 офисов.

Основным юрдицом Anex Tour считается ООО «Анекс Туризм». По данным Saby, оно зарегистрировано в Москве в декабре 2016 года. Гендиректор — Мусаоглу Элдар. Владелец — Зорбаз Шюкрю. Владельцем и основателем Anex Tourism Group называется турецкий бизнесмен Нешет Кочкар. Выручка ООО «Анекс Туризм» по итогам 2024 года составила 967,6 млн рублей, чистая прибыль — 68,7 млн. Сумма займов оценивается в 177,7 млн рублей.

В 2008 году для работы в Татарстане было зарегистрировано юрлицо ООО «Анекс Тур Казань». Однако в 2019 году оно было ликвидировано.

Pegas Touristik

Компания Pegas Touristik основана в Москве в 1994 году. Основателем считается турецкий бизнесмен Рамазан Акпынар. В 2008 году Pegas приобрел российскую авиакомпанию Nordwind Airlines, сделав ее персональным перевозчиком. На сайте компании указаны 26 международных направлений, на которых она работает. Офисы компании, помимо России, открыты в Беларуси, Грузии, Казахстане, Турции, Египте, Таиланде, Вьетнаме, Китае, ОАЭ и Израиле.

В 2014 году было зарегистрировано юрлицо ООО «Пегас Казань». Сейчас в республике работают 23 офиса компании. Известно, что некоторые офисы Pegas Touristik работают по франшизе.

С одним из франчайзи в Набережных Челнах в 2020 году произошел скандал. Речь идет о компании «Мировой тур+», офисы которой располагались в торговых центрах «Сити Молл» и Sunrise City. На фоне пандемии коронавируса компания закрыла все свои офисы и заявила о намерении обанкротиться. При этом у нее было большое количество неисполненных обязательств перед клиентами, которые уже оплатили свои туры. Клиенты начали жаловаться в соцсетях, после чего Pegas Touristik разорвал договор с челнинским партнером.

В октябре учредитель ООО «Мировой тур+» Марина Петрова была задержана. В ноябре 2021 года суд начал рассмотрение дела о мошенничестве. На тот момент в материалах фигурировали 128 потерпевших, а сумма ущерба оценивалась в 13,9 млн рублей.

По данным Saby, основным юрлицом Pegas Touristik в России является ООО «Пегас Туристик». Оно зарегистрировано в Москве в июне 1998 года. Гендиректор — Анна Подгорная. Владелец — Акпынар Рамазан. Выручка по итогам 2024 года составила 101,8 млн рублей, чистая прибыль — 7,3 млн. Сумма займов — 205,6 млн рублей.

Гендиректор ООО «Пегас Казань» — Андрей Загайнов. Владельцы: Тимур Галямов (65%) и Сергей Скворцов (35%). Выручка по итогам 2024 года составила 112,1 млн рублей, чистая прибыль — 56,2 млн рублей.

Coral Travel

Бренд Coral Travel появился в рамках международной корпорации OTI Holding. Первая компания холдинга — ODEON Tours — была создана в Турции в 1992 году. В 1994 году началась туроператорская деятельность компании в России. В 2022 году группа OTI официально сменила название на Coral Travel Group. На сегодняшний день группа отправляет туристов из Беларуси, Чехии, Эстонии, Грузии, Германии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, России, Швейцарии, Турции. По информации на сайте Coral Travel, из России оператор предлагает 85 направлений для пакетных туров на базе регулярных авиаперевозок.

В Татарстане действуют не менее 20 офисов Coral Travel.

Основное юрлицо под брендом Coral в России — ООО «Корал Тревел». Зарегистрировано в Москве в сентябре 1998 года. Гендиректор — Ирина Морозова. Владелец — ООО «ТО Корал Тревел Центр». Бенефициары: Тав Осман (99%) и Ирина Морозова (1%). Выручка по итогам 2024 года составила 246,8 млн рублей. Чистая прибыль — 65,1 млн.

Fun&Sun

Группа, функционирующая сейчас под брендом Fun&Sun, была создана в 2009 году на базе российских туроператоров VKO Group и Mostravel. Изначально она работала в тесном сотрудничестве с немецкой группой TUI AG и использовала бренд TUI в России.

В марте 2022 года TUI AG расторгла соглашение об использовании бренда TUI в России. После этого российское подразделение начало развиваться самостоятельно. При этом переход на бренд Fun&Sun начался еще с весны 2021 года. После смены бренда права собственности на компанию перешли топ-менеджменту.

Официальное представительство TUI в Казани было открыто в 2012 году. Уже к концу 2014 года было объявлено о закрытии таких представительств во всех российских городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. В компании объяснили такие действия оптимизацией. На сегодняшний день в Татарстане работают 39 офисов Fun&Sun.

Главным юрлицом компании является ООО «ТТ-Трэвел». По данным Saby, компания зарегистрирована в Москве в феврале 2009 года. Гендиректор — Владимир Рубцов. Владельцы: Тарас Демура (75%) и ООО «ФС Холдинг» (25%). До 2022 года Демура являлся гендиректором компании, а Рубцов его заместителем. Выручка по итогам 2024 года составила 104,4 млрд рублей. Чистая прибыль — 5 млрд рублей. Сумма займов — 23,4 млрд рублей.

Местные операторы

«Регион»

Туроператор «Регион», по данным на собственном сайте, работает на рынке более 10 лет. Компания специализируется на туризме внутри России. У «Региона» работают более 50 офисов в городах Поволжья. Туроператор организует автобусные туры в Крым, Краснодарский край, Абхазию, Санкт-Петербург, Москву, Карелию, Беларусь, Алтай, Кавказ.

Компания действует под двумя юрлицами: ООО «Туроператор Южный» и ООО «Туроператор Регион». По данным Saby, ООО «Туроператор Южный» зарегистрировано в Казани в марте 2015 года. Гендиректор и владелец — Эрик Камалиев. Выручка по итогам 2024 года составила 181 млн рублей, чистая прибыль — 20,5 млн рублей.

ООО «Туроператор Регион» зарегистрировано в августе 2022 года. Гендиректором и владельцем также выступает Эрик Камалиев. Выручка по итогам 2024 года составила 250,4 млн рублей, чистый убыток — 7,7 млн.

«Лидер»

По данным на сайте туроператора «Лидер», он работает с 2011 года. Компания занимается турами в Казань и Татарстан из других регионов. Также они специализируются на организации бизнес-мероприятий.

С компанией связаны 3 юрлица: ООО «Туроператор Лидер Казань», ООО «Лидер МАЙС» и ООО «Экскурсионный Сервис Раша». По данным Saby, ООО «Туроператор Лидер Казань» зарегистрировано в августе 2016 года. Гендиректор и владелец — Евгений Григорьев. Выручка по итогам 2024 года составила 244,4 млн рублей. Чистая прибыль — 33,9 млн рублей.

ООО «Лидер МАЙС» зарегистрировано в марте 2016 года. Директор — Анастасия Васенина. Владелец — Аида Казанкина. До ноября 2022 года владельцем являлась Милауша Григорьева. Выручка по итогам 2024 года составила 267,1 млн рублей. Чистая прибыль — 5,7 млн рублей.

ООО «Экскурсионный Сервис Раша» зарегистрировано в мае 2017 года. Директор и владелец — Михаил Томин, который ранее возглавлял ООО «Лидер МАЙС». Владельцем ООО «Экскурсионный Сервис Раша» до ноября 2022 года являлась Милауша Григорьева. Выручка по итогам 2024 года составила 253,4 млн рублей, чистая прибыль — 36,4 млн рублей.

ГК «Бюро путешествий Казань» (БПК)

Группа работает на рынке с декабря 2000 года. Основной деятельностью БПК является организация туров по Татарстану. При этом реализуются программы и в других регионах.

БПК работает через 2 юрлица: ООО «БПК-Тур» и ООО «Алена». По данным Saby, ООО «БПК-Тур» зарегистрировано в феврале 2007 года. Гендиректор и владелец — Ольга Илькун. Выручка по итогам 2024 года составила 16,2 млн рублей. Чистая прибыль — 2,53 млн рублей.

ООО «Алена» зарегистрировано в декабре 2000 года. Гендиректор и владелец — Елена Илькун. Выручка по итогам 2024 года составила 186,1 млн рублей. Чистая прибыль — 3,1 млн рублей.

Skyland Travel

Компания Skyland Travel, по данным на собственном сайте, работает на рынке 18 лет. Они занимаются турами в Татарстане (включая Болгар, Свияжск), путешествиями в Санкт-Петербург и Карелию, а также круизами по Волге.

Компания работает через ООО «Скайлэнд Трэвел». По данным Saby, юрлицо зарегистрировано в июле 2014 года. Гендиректор — Геннадий Косарев. Совладельцы: Виталий Кольгин и ООО «ТАВС» (занимается бизнес-туризмом). Последним также владеет Кольгин. Выручка по итогам 2024 года составила 59,2 млн рублей, чистая прибыль — 7,9 млн рублей.

Мнения экспертов

Елена Илькун, руководитель группы компаний «БПК-Тур»:

«За последние 5 лет количество туроператоров в Татарстане возросло в разы. Все хотят работать на прием в Казани и обслуживать группы и индивидуальных туристов. Конкуренция стала жестче. На арену вышли новые игроки в виде частных экскурсоводов (с аккредитацией и без — все зависит от региона и правил работы, регулируемых местным законодательством). Как правило, они предлагают услуги под маркой «эксклюзив» или «неформат». Это обостряет ситуацию, но не делает конкуренцию здоровой.

С возросшей цифровизацией жизни выросла и цифровизация отрасли. Сегодня турист может выбрать туруслугу на любом маркетплейсе, сотни агрегаторов предоставляют широчайший спектр экскурсий и программ. Вот в этой среде и происходит подмена традиционного качественного турподукта на частный «хендмейд».

Популярность таких услуг продиктована возникновением туриста «нового поколения»: молодые люди 20-45 лет предпочитают самостоятельно организовывать свой «выездной» досуг. Они бронируют частные апартаменты/квартиры или пользуются бонусными и акционными предложениями от отелей. Сами выбирают музеи, маршруты, зачастую обращая внимание на альтернативные предложения от «частников».

Точкой роста для туроператоров в Татарстане эксперт считает этнокультурный туризм. Наращивать привлекательность региона, по ее мнению нужно за счет уникального культурного наследия, развития событийного туризма через фестивали и мероприятия, а также улучшения инфраструктуры и создания новых точек притяжения.

«Татарстан — интенсивно развивающийся регион. Огромным плюсом является его национальный колорит. Сегодня это можно назвать мэйнстримом, популярным течением, которое развивается на уровне администрации города и региона.

В Казани появилось большое количество музейных пространств и локаций, призванных погрузить гостя в особенности культуры и быта татар (Татар бистэсе, Музей чак-чака, Музей чая, локация Юрта, ресторан Калейдоскоп). Городская среда закодирована формами и паттернами в национальной стилистике, на местах стихийных застроек или ветхого жилого фонда появились скверы, бульвары, парки с узнаваемым татарским колоритом (парки Елмай, Урам, скверы в исторической и современной частях Казани).

Появились точки с татарским стрит-фудом, бесчисленное количество сувенирных магазинов, шоу-румы и дегустационные залы местных производств, в которые мы приводим гостей города с гордостью».

Основной проблемой для туроператоров Татарстана эксперт считает завышенные цены на гостиничные услуги и на питание в ресторанах/кафе.

«Главный вызов для туроператора сегодня — это отсутствие регуляции и контроля за ростом стоимости услуг поставщиков. Для формирования адекватного турпродукта, который позволит оставить довольным туриста и в то же время оставаться «на плаву» самому туроператору, необходимо адекватное соотношение цены и качества. 

Еще 10 лет назад можно было четко отнести продукт к категории «вип» или «эконом». Сегодня эти границы размыты. Зачастую, стоимость услуг поставщиков не соответствует их качеству. Для контроля за исполнением туроператор вынужден выделять человеческие ресурсы, работать с обратной связью, которая поступает к нему, но не идет дальше. Часто поставщику проще сменить партнера, чем трудиться и улучшать качество услуг. Другими словами, рынок растет в геометрической прогрессии, но надежных партнеров не становится больше».

Эксперт отмечает, что за последние пять лет цены на турпутевки значительно повысились. Собственные туры компании в Казани подорожали в 2,35 раза, в выездах по России — от 1,38 до 1,69 раза. Основной причиной является повышение стоимости включенных в тур услуг. Также некоторые операторы стали плательщиками НДС.

«С федеральными сетями сложно конкурировать. Местные туроператоры стараются придумывать различные интересные программы, включают в туры авторские интерактивы, квесты. Участвуют в выставках, форумах и воркшопах, чтобы повысить узнаваемость организации.

В арсенале местных туроператоров часто имеется стратегический запас в виде уникальных знаний местности и «тайных троп». Работая здесь и сейчас, видя обстановку изнутри, элементарно зная, где начался/закончился ремонт тротуаров, проще дать качественный продукт. 

Кроме того, местным проще формировать интерактивные/неформатные мероприятия или программы, которые позволяют выделяться на фоне стандартного обслуживания, предлагаемого федералами».

Среди самых популярных направлений Илькун называет Россию, Турцию, Египет, ОАЭ и Азию.

«Путешествия по России занимают лидирующие позиции. Туристический рынок страны качественно вырос за последние 20 лет. С ним возрос и кредит доверия отечественному туроператору. Сегодня туристу значительно проще предлагать путешествие по родным просторам, чем берег турецкий.

Потребителям стоит присмотреться к путешествиям в Дагестан, Краснодарский край, Крым, Дальний восток, Алтай, Байкал. Там работают федеральные или региональные программы развития. Кроме того, страны ближнего зарубежья (Белоруссия, Казахстан, Узбекистан) так же интересны для путешествий и имеют субсидированные программы по транспортному обслуживанию, событийным мероприятиям и маршрутам».

По словам генерального директора Skyland Travel Геннадия Косарева, за период с 2020 по 2025 год рынок пережил кардинальную трансформацию:

Среди точек роста для туроператоров в Татарстане Косарев называет такие направления:

«За пять лет цены на туры выросли в среднем на 40-70%, а по некоторым направлениям — в два и более раз. В период пандемии цены на внутренние туры выросли из-за всплеска спроса и ограниченности предложения. После 2022 года подорожание было обусловлено взлетевшими ценами на авиаперелеты, уходом с рынка некоторых чартерных программ, общей инфляцией и ослаблением рубля».

В ближайший год эксперт ожидает роста стоимости турпутевок на 10-25%. Существенное снижение цен возможно только в случае маловероятных глобальных изменений: снятие санкций, массовое возвращение чартерных программ, стабилизация цен на топливо.

Эксперт советует путешественникам присмотреться к следующим направлениям:

Анвар Мингазов, директор по внутреннему туризму туроператора «Другое Измерение Казань»:

«В Татарстане, и, главным образом, в Казани — огромная нехватка отелей. Это одна из ключевых проблем. Особенно острая нехватка отелей среднего и эконом-класса, расположенных недалеко или в пределах исторического центра города. За последние 10-12 лет, после Универсиады 2013 года, в Казани открывались, в основном, люксовые отели уровня четырех-пяти звезд, стоимость размещения в которых слишком дорогая для сборных туристических групп, особенно если это группы школьников».

По словам эксперта, после пандемии коронавируса многие турагентства перепрофилировались на туроператоров по внутреннему туризму. Мингазов связывает это с уменьшением рынка зарубежных туров: сократилось количество стран, куда можно отправлять туристов. Как итог — кратно выросла конкуренция. Серьезно вырос «черный» рынок: блогеры, делающие «авторские туры», экскурсоводы-туроператоры, которые не платят налоги и не регистрируются в федеральном реестре туроператоров. Этот «черный рынок» составляет серьезную конкуренцию туроператорам по приему в Казани и Татарстане.

«Усугубил ситуацию туристический налог, который привел к дополнительному удорожанию стоимости проживания в 2025 году. Мы видим очень серьезный рост тарифов на проживание в отелях на 2026 год. Заработная плата наших клиентов растет не такими быстрыми темпами. Все это чревато снижением спроса. Общеизвестный факт, что Казань по стоимости туристических программ с проживанием уже обогнала Москву и Санкт-Петербург».

По словам эксперта, местные туроператоры плохо выдерживают конкуренцию с федеральными сетями. Крупные федеральные туроператоры вносят большие предоплаты в отели на год вперед. С такими суммами и объемами региональные операторы не могут конкурировать. Отели предпочитают «федералов» за их гарантированные объемы.

«Предполагаем, что к 2026 году стоимость туров вырастет относительно 2021 года уже в два раза. Дорожает все, не только отели. Понятно, что есть общая инфляция по стране. Но многие туристические сервисы поднимают цены, наблюдая значительный поток туристов, и это не всегда адекватное увеличение. Например, некоторые музеи в 2025 году подняли стоимость входных билетов и экскурсий в два и более раза. Да, в общей структуре стоимости туров у них не такая большая доля, но все это приводит к общему росту стоимости туров.

Рост стоимости бензина, который уже происходит, грядущее повышение ставки НДС и подключение к НДС все большего числа налогоплательщиков, на мой взгляд, станут теми самыми, не сезонными факторами роста стоимости туристических путевок. Будет этот рост существенным или нет — трудно сказать, но он точно будет. Мы в значительной степени зависим от наших партнеров, с которыми мы организуем прием групп: кафе, отели, транспортные компании, экскурсоводы. Повышают они — повышается общая стоимость турпутевок. Единственное, за счет чего мы можем сдерживать удорожание туров в Казань — это наша работа, и ее стоимость мы не поднимаем уже много лет».

Денис Белоножко, руководитель по развитию коммерции Отелло:

«Для отдыха в холодное время года пользуются спросом горнолыжные курорты — из популярных это курорты Краснодарского края (Роза Хутор, Красная поляна), Шерегеш, Манжерок на Алтае. В целом рекомендуем присмотреться к Алтаю, так как это направление активно развивается. Из горнолыжных курортов еще советуем обратить внимание на Архыз и Чегет (около села Терскол), там хорошие курорты, о которых много говорят в последнее время. На ноябрь-декабрь 2025 года средний чек за проживание в Архызе составляет 10 000 рублей, в Терсколе —  7 000 рублей за сутки.

Точно стоит подумать над поездкой во Владивосток, однако делать это лучше летом, так как зимой не самая приятная погода. Прошедшим летом Владивосток вошел в топ-10 популярных направлений».

Из курортных направлений помимо Краснодарского края эксперт советует присмотреться к Кавказским Минеральным водам, особенно к Кисловодску и Пятигорску — летом 2025 года они вошли в топ-50 популярных направлений для путешествий. Из приморских направлений можно рассмотреть Махачкалу — популярность этого направления заметно растет в последнее время. Также многие отправляются в путешествие в Калининградскую область — на Балтийском море располагаются Зеленоградск, Светлогорск, Байкальск, Янтарный и, конечно, Куршская коса. Несмотря на то, что купальный сезон на побережье довольно короткий и вода не такая теплая как в Черном море, такой отдых все же пользуется спросом.

Команда проекта:

Продюсер, редактор — Даниил Ляпунов
Над текстом работал — Сергей Алешков
Фотоматериалы — Сергей Журавлев
В материале использованы фото KazanFirst, а также снимки, предоставленные участниками спецпроекта

Comment section

6 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Без всякой иронии и сарказма хочется сказать, что жить стало лучше, веселее и интересней, маршруты привычные конечно изменились, но в этом есть свои плюсы

  2. Если бы не запреты и санкции когда мы бы еще всем семейством побывали на том же Алтае Горном и на Байкале, всегда нужно видеть плюсы и стараться жить на позитиве

  3. Четвертый год подряд ездим в Сочи на два месяца, мы это называем поехать на «зимние квартиры», ребята это такой кайф я вам скажу, тут у нас грязь и слякоть. потом зима, а мы там балдеем каждый день прогулки у моря, экскурсии, походы в театр, всем рекомендуем подобные переезды из Казани в теплые края к морю

  4. Нашим отельерам еще бы научиться с умом распоряжаться своим номерным фондом и не жадничать, поток туристов еще больше увеличится

  5. Друзья в Китай улетели на пляжный отдых, но через Екат, так у них дешевле получилось да и Кольцово работает исправно, много народа сейчас на Поднебесную переориентируется, тем более с визами стало красиво, тоже собираемся

  6. Сегодня в новостях услышал что на Новый Год будем отдыхать 12 дней, вангую что сейчас у туроператоров начнутся телефоны раскаляться, народ недуром ломанется за путевками новогодними

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *