экзамена, а потому они оказываются не готовы к дорожной жизни.
В прошлом году на дорогах Татарстана в ДТП погибли 367 человек. Цифра довольно пугающая, но этому есть логические и объективные причины, и еще 5 600 получили различные травмы.
Если взять абсолютные цифры в сравнении с 2018-м, то число погибших снизилось на 12 человек, но поводов для гордости и радости тут совсем немного. В 17 муниципалитетах республики не удалось достичь целей национального проекта, а в 21 районе число погибших даже выросло. Так, в Казани, в Актанышском, Алексеевском, Арском, Буинском, Лаишевском и Тукаевском районах рост числа погибших наблюдается на протяжении последних двух лет.
По данным статистики, 64 процента всех погибших во время аварии находились в салоне авто. Львиная доля из них не были пристегнуты ремнями безопасности, на что обращает внимание начальник УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. Кроме того, традиционно в топе причин аварий со смертельным исходом — превышение скорости и выезд на встречную полосу во время обгона.
Плохое освещение и дети
Пешеходы и водители никогда не поймут друг друга. Они воюют десятки лет и редко приходят к компромиссу. Одни говорят, что за рулем хамы и неучи, а другие уверены: те настолько глупы, что даже не могут нормально перейти дорогу. В чем мнения одних и других сходятся, так это в том, что в Татарстане ужасное освещение. Это касается не только трасс и отдаленных городов, но даже центральных улиц Казани.
Примечательно, что из 130 погибших пешеходов — 98 (75 процентов) получили смертельные травмы в темное время суток. Водители банально не видят пешеходов. К тому же в республике лишь единицы носят одежду со светоотражающими элементами.
Еще одна вечная проблема — дети. Из 19 погибших в прошлом году — 14 были пассажирами. То есть их смерть полностью на совести взрослых. Девять малышей ехали в салоне без детских кресел. Кто, как не взрослые должны заботиться о безопасности своего ребенка?
Автошколы готовят камикадзе
Даже в 2020 году монолог таксиста из фильма «Брат-2» все еще актуален. Обучение на права в татарстанских автошколах оставляет желать лучшего. Причем если раньше молодые люди учились водить на дедовских «Москвичах» и папиных «Волгах», то нынешние 18-летние с ходу прыгают на «автомат» и оказываются абсолютно не готовы к дорожной жизни.
Рейтинг татарстанских автошкол, опубликованный на сайте региональной ГИБДД, — это Клондайк для поиска белых пятен. Там всего три показателя: «теория», «площадка», «город». Если с первым экзаменом справляются 85-90 процентов, со вторым уже 45-55, то с первого раза «город» сдают не более 15 (!) процентов. Водители, получившие права совсем недавно, — это мина замедленного действия. Они шарахаются на дороге, создают аварийные ситуации и невосприимчивы к критике.
— На дороге необходимо быть предельно внимательными, уважительно относиться к окружающим, строго соблюдать правила дорожного движения. Наша общая задача — повысить уровень правосознания, культуру поведения, привить всем участникам дорожного движения чувство ответственности за себя и окружающих, — отметил Габдурахманов.
В республиканской ГИБДД считают, что многие автошколы просто «натаскивают» учеников на теорию, в целом даже «зажимая» часы практического вождения. В итоге человек получает права, даже знает правила, но водить не умеет.
— Такая проблема действительно есть, — говорит руководитель ФАР Татарстана Рамиль Хайруллин. — Сегодня автошколы думают только о коммерции и все эти рейтинги лишь красивая картинка. Никаких санкций к автошколам применить нельзя. Они действительно только «натаскивают» на экзамен. Нужно больше проверять молодых в боевых условиях, прокладывать маршруты по городу. Если оглянуться назад, то раньше молодых водителей обучали по-другому. При этом нельзя сказать, что на дороге как-то заметно, что водитель начинающий. Многие же отказываются от знака «восклицательный знак». Бывает, что едешь за кем-то и думаешь: «Ну что ты так тупишь?». А потом обгонишь, а там, вроде, опытный мужик за рулем. Сейчас ведь люди, сдавая город, заранее не знают маршрут. Может проблема еще и в этом. Хотя, я думаю, и там информацию сливают.
Как готовят водителей
Если просто забить в адресной строке словосочетание «автошкола Казань», то через секунду выйдут больше 170 предложений. Обучение на категорию В стоит примерно от 23 до 26 тысяч рублей. Учиться надо будет четыре месяца. Занятие раз в неделю, плюс внутренний экзамен в школе по пройденной теме. К практике допускают на второй месяц обучения. Параллельно нужно пройти медкомиссию. Общую за 700 рублей можно сдать в самой автошколе, а психиатр и нарколог принимают отдельно и тоже платно.
Как и ожидалось — каждая автошкола позиционирует себя как лучшая.
— Нельзя ставить вопрос таким образом: высокий ли у вас процент сдачи? — говорит представитель автошколы «За рулем». — Все люди разные. Если человек спокоен, не нервничает и не волнуется, то он сдаст с первого раза. И на дороге у него не будет никаких проблем. У нас очень высокий процент, потому что мы не набираем много классов, как большинство автошкол, а спокойно и тщательно обучаем один класс.
В автошколе «Нур Драйв» в курсе о неподдельном интересе со стороны ГИБДД.
— Только сегодня утром ГАИ города просила у нас данные по выпускникам. За два года всего один водитель, получивший права у нас, попал в аварию. И то в не очень серьезную. Так что нам можно доверять, — отмечает собеседник. Автошкола «Мотор» имеет четыре филиала в Казани и 80 процентов выпускников сдают экзамен в ГИБДД с первого раза.
— Во всех рейтингах мы всегда занимаем самые высокие места, — говорит администратор. — К нам часто обращаются мужья, которые очень переживают за жен, проходящих обучение. Сегодня начинаются занятие в группе, где 16 девушек и всего один парень. Мужья часто приходят, слушают первую лекцию, понимают, что у нас работают профессионалы, и оставляют своих жен. За наших выпускников можно не беспокоиться.
Впрочем, статистика ГИБДД показывает обратное. В 2019 году по вине начинающих водителей произошло 300 ДТП, в которых погиб 31 человек (практически двукратный рост) и еще 419 получили тяжелые травмы.
Читайте также: Народный sale: «красивые номера» на машину разрешат покупать официально
Comment section