2014 году
Дмитрий Ахмеров — Казань
97,5 млрд рублей заработал в прошлом году «Камаз» согласно Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО). Компания продала 29 704 автомобиля, сообщила накануне пресс-служба предприятия.
В 2014 году компания получила 110,5 млрд рублей выручки и продала 38 644 автомобилей. Таким образом, выручка упала на 12%, а уровень продаж на треть |
«Камаз» записал в доходы 12,2 млрд рублей, полученных от государства в виде субсидий. В 2014 году госсубсидий было 13,1 млрд рублей, говорится в консолидированной отчетности автогиганта. Доход выразился в уменьшении себестоимости, управленческих и финансовых расходов, часть субсидий вошла в прочие операционные доходы компании.
В этом году группа получит еще 2,8 млрд рублей субсидий причитающихся за 2015 год, обязательства по которым компания уже выполнила. Если бы не госпомощь убыток «Камаза» был бы гораздо больше: в 2015 году по МСФО — 2,3 млрд рублей против 211 млн рублей прибыли в 2014 году.
В компании же считают, что повысили эффективность бизнеса: гендиректор «Камаза» Сергей Когогин, комментируя итоги года, говорил, что «за счёт различных управленческих, технических и технологических решений мы сэкономили свыше 17 млрд рублей».
Убытки не помешали «Камазу» увеличить вознаграждение (заработную плату, разовые премии и прочие выплаты) членам совета директоров из 11 человек и правления из 8 человек. Выплаты с 76 млн рублей в 2014 году выросли до 84 млн рублей. Сейчас максимальный бонус топ-менеджерам за четыре года работы составляет 150 млн рублей. Пресс-секретарь компании Олег Афанасьев ранее пояснял рост выплат увеличением «количества членов правления».
Еще «Камазу» помогло Министерство финансов России, с которым автозавод в декабре заключил соглашение по так называемому «японскому займу». По нему, «Камаз» сможет выплачивать заем по фиксированному курсу японской йены к рублю, по ставке 11,82% годовых, кроме того автогигант признал доходы в 2,2 млрд рублей от договоренностей с Минфином.
Японский заем В прошлом году «Камаз» был должен Минфину 6,4 млрд рублей в японских иенах со сроком погашения в 2034 году, после переоценки из-за курсовой разницы сумма выросла на 2,5 млрд рублей. Автозавод был бы в прибыли, если бы не удорожание номинированного в иенах «японского» кредита из-за девальвации рубля, говорил в прошлом году, комментируя убытки 2014 года Афанасьев Минфин обязался в 1996 году за счет средств федерального бюджета погашать кредит, предоставленный «Камазу» по соглашению 1995 года между Эксимбанком Японии и Внешэкономбанком для оплаты контракта с японскими фирмами «Канемацукорпорейшн» и «Мицубиси хеви индастриз, лтд». В 2005 году Минфин в суде взыскивал с автозавода 17,3 млрд японских иен по этому кредиту, тогда было заключено мировое соглашение. Заем обеспечен залогами — это недвижимость на 1,2 млрд рублей и 52% акций дочерней компании «Камаз-Металлургия» на ту же сумму (по номинальной стоимости), говорится в консолидированной отчетности за прошлый год |
Также государство просубсидировало процентные ставки по другим займам «Камаза» на 487 млн рублей. Госкомпании тоже помогают «Камазу» —у группы на 20,3 млрд рублей долгосрочных контрактов на поставку им техники.
Бизнес в Казахстане
В мае прошлого года «Камаз» продал бизнес по продажам автомобилей в Казахстане, отчего получил убыток в 223 млн рублей, говорится в отчетности.
«Это лизинговая компания, бизнес в Казахстане остается», — пояснил KazanFirst Афанасьев.
Ситуация на казахстанском рынке сложная: обвалился тенге, страна ввела утилизационный сбор на автомобили, от которого грузовики из России стали дороже. «Но в этом году продажи “Камаза” в Казахстане останутся на уровне прошлого года (более 2000 грузовиков), у компании там сборочное производство, поэтому утилизационный сбор не влияет на продажи», — отмечает Афанасьев.
Казахстан с Туркменистаном в прошлом году — самые крупные экспортные рынки для автогиганта. Например, грузовики «Камаза» занимают половину казахского рынка.
Поставки «Камаза» в СНГ сократились в прошлом году на 20% до 4200 машин, а экспорт в страны дальнего зарубежья вырос вдвое — до 1600 машин. «Мы переориентировались на дальнее зарубежье. У нас же было всегда 70% — СНГ, а 30% [дальнее зарубежье]. Это, я считаю, успех — переориентация экспорта», — говорил Когогин в конце марта.
Группа «Камаз» имеет доли участия в двух десятках (на начало прошлого года — 17) ассоциированных компаниях и совместных предприятиях. В прошлом году «Камаз» купил 51% в ООО «Кран центр «КАМАЗ» (производство и реализация спецтехники), 18,87% акций ОАО «Тутаевский моторный завод», в мае проведена реорганизация СП ООО «ФКТ Рус» в форме присоединения к СП ООО «МБ Тракс Восток» |
В марте российский рынок грузовиков оживился. Продажи впервые с апреля 2014 года выросли год к году на 19% до 2959 штук. Эксперты считают, что рост временный — инвестиционный спрос в стране низкий, крупных инфраструктурных проектов мало: упали объемы строительства, розничных продаж, сократились грузоперевозки. По их мнению, благодаря господдержке рынок в лучшем случае останется на уровне не самого лучшего 2015 года
В этом году «Камаз» также ориентируется на прошлый год. Автозавод планирует продать 32 000 автомобилей, из них 25 000 — на российском рынке и 7000 — на рынках зарубежных стран.
Comment section