Из-за закона о лицензировании навоза 800 предприятиям в Татарстане грозят штрафы. Необходимых отныне сертификатов нет ни у одного сельхозпроизводителя

а бизнес не уложился в переходный период. Команда бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова готовит предложения по законодательству об обращении с отходами
Требования по лицензированию оказались сырыми и преждевременными, а бизнес не
уложился в переходный период. Команда бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова
готовит предложения по законодательству об обращении с отходами

Артем Малютин — Казань

Месяц тому назад сотни сельхозпредприятий в республике и тысячи по всей стране де-юре стали нарушителями. В декабре 2014 года Госдума приняла ФЗ-458 об отходах производства и потребления, который предписывал юрлицам и индивидуальным предпринимателям до 1 июля 2016-го сертифицировать деятельность по сбору, обработке, транспортировке и утилизации отходов 1-4 классов опасности.

Этот закон вызвал смятение среди предпринимателей в аграрном секторе: по новым правилам они должны были получить лицензии на использование навоза — ГОСТ относит его к отходам 3-го (умеренно опасные) и 4-го (малоопасные) класса. Закон оказался сырым и преждевременным, а бизнес, не получив разъяснений от профильных ведомств, не уложился в переходный период.

Необходимой лицензии сейчас нет ни у одного из сельхозпроизводителей в Татарстане, говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов. По его словам, за получением сертификата в Росприроднадзор обратилось только одно предприятие из Набережных Челнов, но ему отказали из-за неполного комплекта документов.

________________________________________

Федеральные власти должным образом не информировали бизнес о новых требованиях, а СМИ эту тему проигнорировали; многие предприниматели до сих пор не в курсе изменений, хотя формально уже сейчас в случае проверок попадают под ответственность, продолжает Нагуманов. За отсутствие лицензии предусмотрены штрафы либо наказание по ст. 171 УК («Незаконное предпринимательство»).

Следуя логике закона, в регионах должны существовать компании-операторы, которые специализируются на навозе, но таких компаний в Татарстане нет, отмечает Нагуманов.

________________________________________

В мае Минприроды РФ дало разъяснение по применению закона, из которого следует, что новые правила по лицензированию касаются предприятий всех организационных форм, кроме личных подсобных хозяйств, иначе говоря, всех, кто использует навоз для получения прибыли.

По данным Совета по предпринимательству при президенте РТ, в республике под требования ФЗ-458 попадают около 800 предприятий и крестьянских фермерских хозяйств. Ни одно мелкое КФХ не соответствует лицензионным стандартам, говорила на заседании Совета руководитель профильной рабочей группы Венера Камалова.

Мелким товаропроизводителям сертификаты не по карману, подтверждает Нагуманов. Стоимость лицензии начинается от 100 000 и может достигать 1,5 млн рублей, ссылается он на подсчеты экспертов. «Это только процедура, связанная со сбором и подготовкой документации», — уточняет омбудсмен. В отдельных случаях, чтобы соответствовать закону, может потребоваться хранилище, и тогда затраты могут составить от 400 000 до 20 млн рублей на одну ферму, продолжает собеседник.

Из-за закона о лицензировании навоза 800 предприятиям в Татарстане грозят штрафы. Необходимых отныне сертификатов нет ни у одного сельхозпроизводителя

Сертификаты не по карману бизнесу, говорит Нагуманов

Процедура сертификации «чрезвычайно долгая, сложная и затратная», особенно для низкорентабельного сельхозбизнеса, говорит юрист Совета по предпринимательству Юлия Каплевская.

В подзаконных актах правительства РФ перечислено огромное количество требований, которым обязан соответствовать лицензиат. В зависимости от вида операций с навозом (транспортировка, утилизация, обработка) он должен располагать помещениями, оборудованием, передвижными средствами, персоналом со спецподготовкой и прочим.

При определенной трактовке, отмечают эксперты, новые требования применимы даже к организациям, которые просто хранят навоз на своей территории и не используют его для бизнеса. «Закон разъяснения не дает, просто устанавливает обязанность лицензирования и говорит, что субъектами являются предприниматели», — объясняет Каплевская.

Команда Нагуманова готовит предложения по изменению федерального законодательства об обращении с отходами, однако, признается омбудсмен, шансов, что поправки пройдут, мало.

В первую очередь надо решить вопрос трактовки закона на федеральном уровне, рассуждает уполномоченный: «Сейчас мы отрабатываем с контролирующими органами механизм применения этих норм». Плюс, говорит Нагуманов, нужно срочно разработать региональную схему обращения с навозом.

Фото: pikabu.ru

Comment section

Добавить комментарий

Войти: