Фриланс или офис: много ли в России внештатников и как к ним относятся работодатели

Около 5% специалистов в стране работают удаленно. «Камаз» и «Татспиртпром» пользуются услугами фрилансеров
Около 5% специалистов в стране работают удаленно. «Камаз» и «Татспиртпром»
пользуются услугами фрилансеров, а «Яндекс» предпочитает долгие отношения с
работниками

Фото: pixabay.com 

Артем Малютин — Казань

Это явление кто-то называет традиционно — удаленной работой. Кто-то — фрилансом. Другие придумали для этого определение «электронная самозанятость». В разных странах внештатных специалистов зовут консультантами, независимыми подрядчиками или портфельными работниками.

Дистанционная работа получила распространение с конца 1990-х годов — интернет связал заказчиков с работниками по всему миру; и хоть по уровню самозанятости Россия отстает от большинства развитых стран (здесь он в два раза ниже, а разрыв с развивающимися странами еще больше), количество внештатных специалистов с каждым годом увеличивается, говорит Денис Стребков, кандидат социологических наук и руководитель исследования Высшей школы экономики о развитии русскоязычного рынка удаленной работы (2009-2014 годы).

Сколько фрилансеров

Сейчас взрывного роста фриланса, какой был в начале 2000-х, уже нет, но все равно рынок ежегодно растет на 10-15%, рассказывает руководитель пресс-службы HeadHunter в Поволжье Наталья Парфенова.

Судя по прошлогоднему опросу ВЦИОМа, однозначно к фрилансерам себя причисляют около 5% работников в России (доля одинакова среди мужчин и среди женщин). Это подтверждают данные HeadHunter: например, в Татарстане работу удаленно подразумевает около 5% вакансий, говорит Парфенова.

Исследования HeadHunter показали, что более трети наемных работников когда-то пробовали стать фрилансерами, а большинство из них по-прежнему не против зарабатывать на дому, если им предложат проект по душе. В свою очередь фрилансеры готовы согласиться работать в офисе при условии большой зарплаты. «То есть удаленным работникам все же не хватает денег, а офисным — интересной работы», — отмечает Парфенова.

1

Многие офисные работники — бывшие фрилансеры | Фото: isvideo.ru

Удаленная форма занятости привлекает соискателей свободным рабочим днем, отсутствием затрат на дорогу и привязки к офису, а также возможностью делать только то, что нравится, рассказывает собеседница. У противников фриланса свои аргументы: им нужен официальный трудовой стаж, которого удаленная работа не дает. Многим фриланс не нравится еще и потому, что они не умеют продавать результаты своего труда, добавляет Парфенова.

_________________________________________

В 2015 году опрос ВЦИОМа на тему удаленной занятости показал, что больше всего фрилансеров в Дальневосточном федеральном округе. Для 15% жителей округа фриланс — единственный источник дохода; 23% респондентов ответили, что работают удаленно и не состоят в штате какой-либо организации, но имеют и другой доход. В остальных округах нашлось гораздо меньше людей, для которых фриланс — единственный источник заработка: в Центральном ФО — 4%, в Северо-Западном — 6%, в Южном — 3%, Северо-Кавказском — 5%, Приволжском — 2%, Уральском — 7%, Сибирском — 6% и в Крымском — 5%. В целом стране 83% респондентов сказали, что не являются фрилансерами, 8% не смогли ответить. Еще 9% граждан заявили, что так или иначе занимаются фрилансом.

_________________________________________

За и против

Фриланс принято противопоставлять работе по найму. В фундаментальном смысле фрилансеров от «офисных работников» отличает автономия — они сами выбирают заказы и заказчиков, по своему усмотрению организуют рабочий день, имеют больше одного источника доходов и не зависят от коллективной культуры (не должны посещать корпоративные мероприятия, соблюдать дресс-код и т.д.).

Практика удаленной работы еще не стала повсеместно привычной, отмечается в докладе ВШЭ: «В современной экономике, где основными хозяйствующими единицами являются именно фирмы, такая занятость зачастую рассматривается как атипичная форма экономической деятельности».

У работодателей отношение к фрилансерам тоже разное. Но половина компаний в России согласны принять бывших фрилансеров на постоянную работу, отмечает Парфенова. На западе работодатели более привычны к удаленным специалистам: там бывшие удаленные работники есть в 67% организаций.

По словам Парфеновой, чаще всего работодатели нуждаются в удаленных специалистах в области дизайна, интернет-маркетинга, продаж, бухгалтерии и подборе персонала.

«Многие руководители компаний, которые нанимают в штат бывших фрилансеров, отмечают, как сложно удержать таких сотрудников на месте — при малейшем недовольстве чем-либо их может потянуть на волю и свободные заработки, — рассказывает Парфенова. — А вот работодатели, которые не желают принимать на постоянную работу независимых подрядчиков, объясняют это “излишним индивидуализмом” подобных соискателей и их привычкой “распоряжаться своим временем как заблагорассудится”».

3

Некоторые работодатели не любят фрилансеров за излишнюю независимость | Фото: moneyandwork.ru

Вопрос с фрилансерами везде решают по-своему. К примеру, в «Яндексе» не пользуются их услугами: «Мы предпочитаем работать подолгу и при необходимости обучать сотрудников», — сообщили в пресс-службе компании.

«Татспиртпром», напротив, часто обращается к удаленным специалистам. В основном — в области дизайна и маркетинга, говорят в пресс-службе предприятия. Чаще всего фрилансеров привлекают для работы над конкретными проектами, при разработке и запуске новых продуктов. «При этом не имеет особого значения, где физически находятся фрилансеры — они могут работать удаленно, осуществляя коммуникации с заказчиком по видеоконференцсвязи и электронной почте. Работа с такими специалистами, на наш взгляд, достаточно эффективна, поскольку они, как правило, имеют достаточно высокую квалификацию и мотивированы сделать работу качественно и в необходимые сроки», — рассказывают представители компании.

«Камаз» тоже прибегает к услугам удаленных работников. Например, для выпуска корпоративной газеты компания обращается к верстальщику из Санкт-Петербурга, поскольку такого специалиста в штате нет, говорит представитель «Камаза» Олег Афанасьев. Сегодня уже отпала необходимость содержать всех в штате, какие-то задачи проще решить дистанционно, объясняет он.

⇒ Четверть жителей Татарстана готовы уехать из республики ради лучшей работы. Куда и зачем

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *