Четверть жителей Татарстана готовы уехать из республики ради лучшей работы. Куда и зачем они едут

У ученых нет однозначного ответа на вопрос
У ученых нет однозначного ответа на вопрос, полезна или вредна трудовая
миграция. Мобильность труда делает экономику более гибкой, но грозит оттоком
жителей из регионов

Фото: 100dorog.ru

Артем Малютин — Казань

До 2007 года Андрей Шубин жил в Зеленодольске, учился в техникуме и играл в панк-группе. Затем бросил учебу и уехал в Москву. Теперь он живет в Санкт-Петербурге; о своем решении девятилетней давности не жалеет. Маловероятно, что в Казани можно было рассчитывать на такую же зарплату, объясняет он. Но дело не только в этом.

В Москве Шубин поступил в институт и на первых курсах устроился в компанию «Яндекс»: «Ту самую — спасибо моему отцу, который по счастливой случайности учился в одном классе с Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем (основатели “Яндекса”KazanFirst)».

Должность была «принеси-подай», зарплата — 15 000 рублей, рассказывает собеседник. «Я снимал комнату в квартире у 90-летней бабули за 4000 рублей, еще пара тысяч уходила на налоги, итого на все остальные расходы оставалось 9000 рублей. Что было на тысячу больше, чем зарабатывала моя мама в конструкторском бюро (между прочим, обладатель диплома Ленинградского кораблестроительного института с солидным опытом работы). Именно после первой зарплаты я задумался о неравномерности распределения денег по стране», — вспоминает Шубин.

1

Оставалось 9000 рублей — больше, чем получала мама в конструкторском бюро, вспоминает Шубин

Затем были другие места — компания по продаже автомобилей, небольшой онлайн-магазин, а в 2012 году Шубину предложили работу в холдинге Sanoma Independent Media (издает газеты «Ведомости», журналы Mean’s Health, Cosmopolitan, Esquire, National Geographic и др.)

«Я получил водительские права, купил первую в жизни машину (причем американского производства), стал позволять себе отпуск раз в год вдали от дома с полноценным перелетом, гостиницей, экскурсиями, блэкджеком и поэтессами. При этом не обращаясь к помощи банков и прочих кредиторов», — рассказывает Шубин.

На чемоданах

В июле этого года служба исследований HeadHunter просмотрела более 1,5 млн резюме от соискателей из Приволжского ФО, выясняя, готовы ли люди переезжать в другой город ради привлекательной работы. Положительно ответили четверть жителей Татарстана (26%) — меньше, чем в Чувашии (37%), Ульяновской области (33%), Удмуртии (32%), Самарской (29%) и Саратовской (31%) областях. Еще меньше положительных ответов было у нижегородцев — 23%.

Сервис Superjob.ru опрашивал на эту же тему жителей Казани и других городов-миллионников. В сентябре сменить место жительства были согласны 22% соискателей в Казани (66% среди мужчин и 34% женщин), 25% — в Самаре, 28% — в Челябинске и 29% — в Екатеринбурге.

Чаще всего в Казани о готовности к переезду сообщают соискатели в сфере добычи сырья (58% кандидатов), на втором месте — строители (36%), на третьем — работники промышленных предприятий (31%), рассказывает ведущий специалист пресс-службы Superjob.ru Владислав Гладенков. Традиционно более мобильны управленческие кадры; по словам Гладенкова, переезжать ради карьеры готовы 36% топ-менеджеров из разных отраслей.

Решающими доводами в пользу переезда становятся (в порядке приоритетности) более высокая зарплата и бонусы, предоставленное жилье, карьерные перспективы и, наконец, интересная работа, отмечают в HeadHunter. Независимо от города проживания, большинство соискателей, решившихся на отъезд, хотят работать в Москве или Санкт-Петербурге. У татарстанцев также пользуются популярностью соседние Самара, Уфа и Нижний Новгород.

3

Фото: ria.ru

Плохо или хорошо

У ученых нет однозначного ответа на вопрос, полезна или вредна трудовая миграция. Говорят, мобильность трудовых ресурсов — признак гибкой экономики и фактор развития домохозяйств. Еще говорят, что концентрация экономически активного населения в крупных городах обескровливает нестоличные регионы. Например, власти Татарстана видят в этом проблему: периодически чиновники с тревогой рассказывают об оттоке профессионалов и молодых талантов из республики. В декабре 2014 года президент РТ Рустам Минниханов даже утвердил специальную республиканскую программу с необычным названием «Стратегическое управление талантами…» стоимостью 500 млн рублей — одна из ее целей остановить поток выезжающих из региона в поисках хорошей работы молодых людей.

________________________________________

В 1990-2000 годах уровень межрегиональной трудовой миграции сокращался, а начиная с 2011 года ее масштабы стали стремительно расти, достигнув 1,9 млн человек в год, писала группа ученых в аналитическом докладе «Внутренняя миграция и российский рынок труда» (Юлия Флоринская, Никита Мкртчан, Татьяна Малева, Мария Кириллова, РАНХиГС, 2014 год).

В постсоветский период, с переходом на рыночные отношения часть населения с севера и востока устремилась на запад страны. Отдельные регионы из-за этого потеряли значительную долю жителей: население Чукотки сократилась более чем наполовину, Магаданской области — на 40%. Продолжает сокращаться численность жителей Крайнего Севера: стабильный миграционный баланс есть только в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, остальные северные территории имеют устойчивую убыль, говорится в докладе.

________________________________________

Логично, что любая столица оттягивает наиболее квалифицированные кадры, говорит доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Денис Стребков. Но в основном это проблема реального сектора экономики, а за его пределами это явление заметно все меньше. Год от года растет число фрилансеров — людей, которые могут работать на федеральные и международные компании, находясь в любой точке страны, объясняет Стребков.

Хоть уровень самозанятости в России — один из самых низких в мире, фрилансеров год от года становится больше; достаточно сказать, что на крупнейшей бирже удаленной работы FL.ru зарегистрировано больше 1,5 млн пользователей, добавляет собеседник.

Тему утечки кадров в очередной раз подняли в августе на встрече Минниханова с руководителями СМИ. «Татарстан должен быть привлекательной территорией; во-первых, чтобы отсюда поменьше уезжали — если только чтобы подучиться или замуж выйти», — заявил Минниханов.

⇒ Рустам Минниханов: «Не надо искать счастья в Европе, в Америке — твое счастье здесь. Живи в прекрасном городе Казань, в Иннополисе, в Челнах»

Надо учитывать общую обстановку в городе, говорит Шубин. «За все время в Москве и Питере серьезные неприятности у меня были три раза. В том же Зеленодольске я был вынужден жить в каком-то постоянном страхе, что не так оденусь, что “пацаны” не поймут, что скажу что-то, что задевает нежные чувства этих самых “пацанов”. Если есть возможность жить в большом, красивом городе, где уровень культуры выше, где всегда откроешь для себя что-то новое, где можно не бояться выглядеть как-то не так и при этом зарабатывать больше и иметь пространство для маневра, зачем оставаться там, где ты ценишься меньше?» — рассуждает Шубин.

Минтруда Татарстана не ответило на запрос.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *