«Когда ресурсы будут исчерпаны, захороненные отходы для нас станут как золото». 22-летний предприниматель из Казани делает деньги на пластиковом мусоре

Какая судьба ждет небольшой экологический бизнес с приходом на рынок регионального оператора
Какая судьба ждет небольшой экологический бизнес с приходом на рынок
регионального оператора, который будет отвечать за сбор, переработку и
утилизацию отходов, и сколько можно заработать на мусоре в Казани

Юлия Яковлева — Казань

«Мама всегда меня пугала: будешь плохо учиться — пойдешь бутылки собирать», — шутит 22-летний предприниматель Богдан Сабуров, который с сентября занимается сбором пластиковой тары и отправляет ее партнеру — «Поволжской экологической компании». Идея делать деньги из мусора пришла студенту в голову спонтанно. Занять эту нишу на рынке, который все еще не слишком популярен в Казани, он, как заверяет сам, смог без чужой помощи. Вложиться пришлось только на первом этапе — в изготовление металлических контейнеров, которые расставил рядом с привычными баками. Местные ТСЖ дали добро.

Реакция людей, которые привыкли выбрасывать мусор в один контейнер, была вялой. Сначала компания Сабурова «Эко-приоритет» собирала всего 8-9 тонн мусора за месяц. К тому же экологический бизнес —сезонный, так как зимой люди мало потребляют газированную воду и другие напитки из пластиковой тары. Но очень скоро объемы собираемого вторсырья увеличились вдвое — до 17 тонн. Килограмм собранных и прессованных бутылок он оценивает в 21 рубль.

Таким образом, предприниматель сумел окупить все вложенные средства (около 2 млн рублей) — на производство контейнеров, содержание склада, зарплату восьми сотрудникам (водителю, двум грузчикам, сварщикам и самому себе), а недавно новой статьей к основным расходам стала и аренда офиса. Сейчас мусорное дело приносит Сабурову 150 000 рублей чистой прибыли в месяц. В сезон она должна увеличиться на 50%, уверен он.

Пока он занимается сбором ПЭТ бутылок только в Приволжском районе, но уже скоро планирует расставить тары для их сбора в каждом районе города. Сейчас их 350, но ближе к лету количество возрастет до 500. Чтобы сэкономить на текущих расходах, предприниматель открыл свой цех по производству контейнеров и небольшую мусоросортировочную станцию в Усадах. В ближайших планах — моюще-дробильное производство для переработки полиэтилена. Это позволит ему сократить расходы на сортировке отходов, которые в дальнейшем можно будет использовать для производства новой продукции.

«Самое тяжелое в этом деле — сделать первый шаг. Лишь каждая сотая бутылка из общего контейнера попадает на переработку. Все остальное закапывается в землю, поэтому вырастают горы мусора, — рассуждает бизнесмен. — Те, кто бросает мусор на землю, — не наша аудитория».

Более масштабно сбором и сортировкой мусора в Казани занимается компания «Чистый город». Кроме пластика здесь вручную раскладывают картон, ТБО, стекло, а после отправляют на переработку, что отчасти помогает разгружать свалочные полигоны. Сейчас сортируются лишь 25% бытовых отходов, к 2035 году их сортировка должна достичь 100%. Половину отходов из этих процентов переведут во вторсырье. В октябре прошлого года кабмин Татарстана опубликовал постановление «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными».

Из документа следует, что 43 муниципальных района Татарстана поделены поровну на две зоны деятельности региональных операторов. В Западной зоне образуется 1,04 млн т отходов в год, население зоны 1,9 млн человек, при этом 1,2 млн человек живут в Казани.

В Восточной зоне проживает 1,9 млн человек, отходов накапливается 1,03 млн т ежегодно. При этом в трех городах — Нижнекамске, Набережных Челнах и Елабуге — проживают 836 280 человек.

Lu_e_FY94ZU

«Эти вещи очень часто заканчиваются глубоким фиаско»: в правительстве Татарстана решились на радикальную реформу рынка твердых бытовых отходов

С 16 до 50% возрастет доля извлекаемого при сортировке вторичного сырья. Этим целям будет способствовать плановое наращение количества пунктов приема утильсырья: если сейчас их по республике всего 15, то к 2035 году должно быть 313, включая контейнерные площадки для раздельного сбора бытовых отходов. Мусор с районных станций будет свозиться на межмуниципальные полигоны, которых всего пять: два под Казанью и по одному в Верхнеуслонском, Черемшанском и Елабужском районах.

Так называемые сборные пункты планируют оснастить коммунальными комплексами, состоящими из объектов сбора и накопления отходов, мусоросортировочного комплекса, межмуниципального полигона ТКО с экологическим технопарком и пунктом термического обезвреживания. К примеру, в 2015 году из 2 млн тонн твердых коммунальных отходов в республике было извлечено 166 000 тонн вторичных ресурсов, в обрабатывающие производства определено 46% отходов.

Сейчас в Татарстане сбором макулатуры занимаются 22 организации, лома черных и цветных металлов — 84, текстиля и стеклобоя — по 9, отработанных аккумуляторов — 14, полимеров — 27.

Что произойдет с малым бизнесом, специализирующимся на сборе и переработке вторсырья, когда на мусорный рынок придет гигант – региональный оператор, пока не известно. Соперничать за каждую пластиковую бутылку Сабуров не собирается, наоборот, он готов подстроиться под новые правила и надеется, что к этому времени его компания окрепнет и даже сможет поделиться своим опытом в этой специфичной отрасли.

«Он (региональный оператор) может нас “съесть”, только уронив цену на вторсырье, — рассуждает он. — Никто заниматься разделением мусора, по крайней мере по Казани, сейчас не будет. Никто просто этим заниматься не хочет. Только такие предприниматели, как я. Если мы окажемся вне закона, то мы окажемся вне его. Незаконной деятельностью я заниматься не буду. Пусть что хотят вводят, мы попытаемся подстроиться. Я не думаю, что они будут душить инициативу малого бизнеса именно в таком направлении».

SO9hmlnkx98

Все, что поддается вторичной переработке, обязательно нужно использовать, считает руководитель Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры Ильсур Гильмутдинов. Он приводит в пример металлические отходы, вторичная переработка которых в советские годы не имела экономической обоснованности. Сейчас же этот вид сырья — один из высококонкурентных: их активно покупают, их не хватает. На старых полигонах для захоронения отходов даже есть полностью изрытые места, где охотники за металлом экскаваторами добывают оттуда когда-то непотенциальное сырье.

«Когда ресурсы будут исчерпаны, захороненные отходы станут для нас как золото, — считает прокурор. — Буквально лет пять назад вы даже не думали, что вторичные ПЭТ бутылки будут собирать, потому что они были везде, а сейчас для них стоят специальные контейнеры. Это очень выгодная вторичная переработка. Некоторые вещи с каждым годом приобретают ценность, например, серый картон на вторичном рынке оценивается так же, как металл. А то, что подвергается сжиганию, уже нельзя восстановить».

BAPZTrn5xbk

С прошлого года в Казани не стихают народные волнения по поводу строительства мусоросжигающего завода. Он должен стать пилотным в России, что позволит городу первым в стране выйти на «нулевое захоронение» отходов. К 2026 году мест для размещения полигонов ТКО вблизи города не останется, а объемы накопленных отходов и уровень их негативного воздействия на окружающую среду будут критическими. Строительство планируется начать уже осенью этого года со сроком сдачи в 2021-м. По уровню безопасности мусоросжигающий завод будет соответствовать объектам последнего поколения. На предприятии станет применяться технология колосникового сжигания отходов, которая развита в экологически ориентированных странах Европы, говорится в официальном письме замминистра строительства РТ Алексея Фролова, адресованном экоактивистам. Однако перед началом строительства проект будущего завода должен пройти экспертизу и публичные слушания. Пока же этого документа никто из чиновников по охране окружающей среды в Татарстане не видел.

________________________________________________

Пока нет никакой точной информации, где будет стоять будущий завод, каким образом на нем станут осуществляться сортировка и сбор мусора, как будет пресекаться попадание инородных элементов, которые не подвергаются сжиганию, а также неизвестен сам механизм недопущения вредных веществ, которые могут не уловить фильтры. Об этом KazanFirst рассказал Казанский межрайонный природоохранный прокурор Альберт Хабиров, который 22 февраля в Госсовете принимал участие в совещании, посвященном строительству мусоросжигающего завода

________________________________________________

Противники строительства мусоросжигающего завода в Казани пока одерживают верх над сторонниками проекта в СМИ, в соцсетях и в Академии наук РТ

По мнению Хабирова, прежде чем отходы будут отправляться на сжигание, они должны пройти глубокую сортировку с максимумом извлеченных фракций. Пластик, бумагу, металл, стекло и другие компоненты можно использовать как вторичное сырье, считает он. При этом уже сейчас понятно, что сама проектная документация  — удовольствие дорогое, поэтому вкладывать деньги в идею без гарантии возврата инвестиций совсем не выгодно.

Проектная документация пока не готова, каким образом будут осуществляться сортировка и сбор мусора, какого уровня, пока не известно.

«Предпроектная оценка намечаемой деятельности в любом случае должна быть, потому что обеспокоенные жители поселков вокруг Казани и самого города заявляют, что в выбросах будут содержаться вредные вещества, которые невозможно очистить существующими способами. У нас нет таких лабораторий, которые могут проводить исследования на эти компоненты».

VUtRwPH5I2w

С ним соглашается Гильмутдинов, который добавляет: когда будет готов проект, специалисты должны разъяснить населению, каким будет завод, чтобы не осталось никаких сомнений в его безопасности.

«Все утверждают пока голословно, как сторонники за строительство, так и его противники, — говорит он. —  Ни у кого документов на руках нет. Почему бы не раскрыть уже эту тайну, чтобы людей успокоить. Наши властители — это наши рабы, они не должны действовать против воли большинства населения, которое их выбрало».

Вышестоящие чиновники минэкологии от комментариев на эту тему воздержались.

Нужна организация раздельного сбора мусора, только в этом случае мы сможем организовать нормальную и разумную сортировку отходов, в том числе и сжигания, считает член президиума республиканского совета Всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев. В пример он приводит порубочные остатки старых деревьев, обрешетки, загрязненные пищевыми отходами полиэтиленовые пакеты. Все это может безопасно сжигаться, но может и перерабатываться в виде компостов или удобрений, которые можно использовать для городских газонов. Пока нет раздельного сбора мусора, нельзя решить проблему экологически безопасной переработки отходов, или она будет очень дорогой. Проблему нужно решать комплексно: организация городского хозяйства, сбор и сортировка мусора, создание нескольких производств по переработке разных видов отходов, считает он.

Грамотная сортировка отходов предполагает и дополнительные требования к производителям бытовой продукции: как маркировать, какой должна быть этикетка, какой клей необходимо использовать.

PuvoOj5RMKw

«Завод можно построить на любой объем отходов, но сжигать несортированный мусор это значит наносить экологический ущерб в виде выбросов токсичных соединений, — рассуждает эколог. — Власти пытаются решить проблему одним ударом топора: взять и 80% мусора сжечь. Да, там будут диоксиды, но их будет меньше, чем выделяется сейчас из свалок. Построить завод по последним технологиям очистки — это недорого, но с точки зрения эксплуатации — затратно. А если фильтры и систему очистки, которые будут нуждаться в замене, никто менять не станет, то через какое-то время эта грязь попадет в атмосферу, в почву, воду и т.д.»

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *