Минстрой Татарстана развенчивает мифы о строительстве мусоросжигающего завода в Казани

Чиновники республиканского ведомства призывают противников будущего предприятия к цивилизованному диалогу. Для этого надо прекратить  беспочвенные обвинения в совершении преступлений
Чиновники республиканского ведомства призывают противников будущего предприятия
к цивилизованному диалогу. Для этого надо прекратить беспочвенные обвинения в
совершении преступлений

Ильнур Ярхамов — Казань

Дискуссия о строительстве мусоросжигающего завода в Казани сегодня является одной из самых заметных. Её активная фаза началась только в январе, а в последние дни уже прошли уличные акции противников будущего предприятия. Появились даже заявления об объединении противников  мусоросжигающего завода с противниками строительства АЭС в Татарстане.

Начали появляться и мифы, которые значительно уменьшают конструктивность аргументов и не способствуют взаимоуважению сторон. KazanFirst обратился к аргументам, которыми активно оперируют в своей среде и в соцсетях противники завода. По каждому из них пояснения дали представители министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. По их словам, проект строительства МСЗ в Казани далек от действительной реализации: не определен заказчик строительства, место размещения завода, также нет документов оценки воздействия на окружающую среду, проектно-сметной документации. Проект еще не прошел ряд министерских и бюрократических согласований и утверждений.

Plastikivie_othodi

Фото: admoblkaluga.ru

⇒ Минстрой РТ ответил противникам мусоросжигающего завода в Казани: выбросы от завода в 8 000 раз безвреднее, чем выделения в воздухе при стихийных пожарах на свалках

 Миф №1: строительство МСЗ в Казани нарушает конституционные права граждан

Противники мусоросжигающего завода утверждают, что  инициаторы строительства будущего предприятия попирают конституционные права граждан и жителей Татарстана и Казани. В их число — нарушителей Конституции РФ — активисты относят государственных гражданских служащих минстроя РТ.

В ведомстве отвечают, что о нарушении конституционных прав граждан можно говорить, если не будут соблюдены требования экологического законодательства. Например, будут превышены предельно допустимые нормативы качества окружающей среды или нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Чтобы таких нарушений не было, есть установленные законодательством России процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и госэкоэкспертиза.

Все документы по ОВОС (расчеты рассеивания выбросов) и экоэкспертизе технологии, проектно-сметной документации, предусмотренные законодательством об охране окружающей среды, градостроительным законодательством, обеспечиваются и предоставляются заказчиком строительства.

В министерстве считают, что о нарушении конституционных прав можно говорить в одном случае: если общественное мнение при размещении МСЗ не будет учтено.

Учесть общественное мнение в форме публичных слушаний должны власти Казани вместе с заказчиком строительства, так как в их обязанности входят организация и проведение встречи с горожанами. Минстрой отмечает, что у заказчика строительства пока нет окончательной определенности по месту размещения завода. Также не проведен тендер на разработку документации, то есть нет субподрядчика. Как только будут решены эти вопросы, уверены в министерстве, исполком и заказчик начнут работать с гражданами.

⇒ Каковы плюсы от строительства мусоросжигающего завода в Казани

Миф №2: проект и строительство МСЗ — это преступление

Противники завода уверены, что руководство страны и региональные власти совершают «преступление» своим решением построить в Казани «экологически смертельно опасный мусоросжигающий завод».

В республиканском ведомстве замечают, что противники МСЗ сами попирают нормы права, когда голословно заявляют о преступных действиях российского и республиканского руководства.

«Вы принимаете на себя функции российской судебной системы, что свидетельствует либо о вашем незнании Конституции Российской Федерации, либо об избирательно-уважительном отношении к ее положениям», — сетуют представители республиканского ведомства.

В минстрое считают, что нельзя определять степень экологической опасности будущего предприятия самостоятельно, не имея на руках заключения государственной экологической экспертизы, которую заказчику строительства МСЗ еще только предстоит пройти.

Дело в том, что строительство четырех мусоросжигающих заводов в Подмосковье и одного завода в Казани предусмотрено сводным планом «Чистая страна». Проект был разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны окружающей среды только в феврале 2017 года и пока ещё не утвержден. Его заказчик — Министерство природных ресурсов и экологии России. Этот проект реализуется по госпрограмме «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы».

Будет ли сводный план «Чистой страны» включен в эту госпрограмму, зависит от решения замминистра природных ресурсов и экологии России Мурада Керимова, отмечают в минстрое РТ. Чтобы узнать, насколько правомерно утверждение паспорта нацпроекта, в республиканском ведомстве рекомендуют обратиться в федеральное министерство.

⇒ Жители Азино написали ответное письмо минстрою Татарстана против строительства в Казани мусоросжигающего завода

Переработка ТБО в Новосибирске

Фото: news-nsk.com

 Миф №3: название предприятия

Противники МСЗ настаивают, что в документах предприятие «лживо» названо «заводом термической обработки ТКО». Затем, уверены экоактивисты, это название было «не менее лживо» заменено на понятие «мусороперерабатывающий завод». А такими заводами в действительности могут быть названы только предприятия по сортировке и изготовлению новой продукции или вторсырья. Активисты ссылаются на ГОСТ 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», принятый Межгосударственным советом по стандартам метрологии и сертификации.

В минстрое РТ так же ссылаются на этот документ. В нем под «обработкой отходов» понимается «деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами. К обработке относят также разложение отходов – деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации».

В своем обращении представители ведомства делают акцент на словах «физического»,  «химического» и «физико-химического».

Поэтому если заказчик строительства завода намерен в дальнейшем использовать образующийся шлак для выполнения работ в дорожном строительстве, то мусоросжигающий завод в соответствии с указанным ГОСТом – не что иное, как объект по обработке отходов.

В этом же документе даётся определение понятию «переработка отходов»: «деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Цель реализации технологических операций по переработке отходов – превращение их во вторичное сырье, энергию, продукцию с потребительскими свойствами».

Здесь в минстрое РТ акцентируются на словах «полученных сырья, энергии».

Если учесть, что заказчик намерен вырабатывать электроэнергию, тепловую энергию и получать шлак для дорожного строительства, то мусоросжигающий завод в соответствии с указанным ГОСТом может быть назван и объектом по переработке отходов, заключают чиновники ведомства.

В минстрое РТ также ссылаются на директиву Совета Европейских сообществ 75/442/ЕЕС. По ней переработкой (утилизацией) считается вторичное использование, восстановление или любой другой процесс использования отходов для извлечения вторичного сырья. Также переработка — это использование отходов в качестве энергии.

«То есть термические методы переработки отходов (сжигание) с выработкой тепловой и электрической энергии приравниваются к их утилизации (переработке), а не к уничтожению отходов, как это было ранее», — резюмируют в минстрое РТ.

Однако татарстанские чиновники используют терминологию, закрепленную в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» — более позднюю по сроку принятия, чем ГОСТ и европейская директива. «В соответствии с указанным законом мусоросжигающий завод является объектом по термическому обезвреживанию отходов», — утверждают в ведомстве.

⇒ Мэрия Казани: вопрос о месте размещения мусоросжигающего завода не решен

Comment section

Добавить комментарий

Войти: