Отсутствие массового заказа ставит челнинских мебельщиков на грань выживания

Стагнация
Стагнация, наблюдающаяся на мебельном рынке уже третий по счету год из-за
отсутствия большого спроса, вынуждает производителей мебели сокращать издержки и
экономить на площадях по ее продаже. Но уходить с рынка они пока не собираются —
есть надежда, что в 2018 году ситуация изменится в лучшую сторону

Стагнация, наблюдающаяся на мебельном рынке уже третий по счету год из-за отсутствия большого спроса, вынуждает производителей мебели сокращать издержки и экономить на площадях по ее продаже. Но уходить с рынка они пока не собираются — есть надежда, что в 2018 году ситуация изменится в лучшую сторону.


Александр Жидких — Набережные Челны

Нынешний 2017 год пока так же, как и два предыдущих, никак не способствует улучшению ситуации на мебельном рынке Набережных Челнов. Мебельный кластер города испытывает большие трудности со сбытом продукции — мешает сильная конкуренция со стороны региональных и федеральных производителей мебели. Кроме того, уменьшение реальных доходов у горожан существенно повлияло на снижение покупок у челнинских производителей, из-за чего многие фабрики были вынуждены сокращать свои торговые площади и экономить на персонале.

— Ситуация в целом по отрасли находится на уровне прошлого года. И развивается с переменным успехом, — рассказал в разговоре с корреспондентом KazanFirst председатель правления «Ассоциации деревообрабатывающей промышленности региона Закамья» Евгений Севостьянов.

3BWgvajAtZU

В прошлом году падение мебельного кластера составило 20% по сравнению с 2015 годом. Средний оборот мебельной продукции в нынешнем году держится на прошлогодних показателях и составляет 1,5 млрд рублей. Самым же критичным для отрасли стал 2015 год, когда из-за низкого спроса и удорожания материалов (что отрицательным образом сказалось на стоимости мебели) падение в реализации продукции составило порядка 30-50% от докризисного 2014 года.

Впрочем, ситуация не совсем выглядит критичной. Кластер по-прежнему развивается, идут поиски новых решений, как улучшить его положение в создавшейся ситуации. Одна из таких идей — объединение мебельных компаний со строителями и продажа квартир в новостройках с мебелью. По словам Севостьянова, в данном направлении есть как положительные, так и отрицательные моменты.

— Идет переговорный процесс с игроками рынка, поэтому говорить о каких-либо итогах преждевременно. Необходимо довести его до конца, чтобы у сторон выработалось единое мнение, — сообщил председатель Ассоциации.


Читайте также: У производителей мебели две беды: сужающийся рынок и низкие доходы населения


— В регионах сохраняется сложная ситуация из-за низкого платежеспособного спроса. Потребитель сейчас склонен отдавать предпочтение мебели со средним качеством материалов, средней ценой и длительным сроком гарантии, — рассказал KazanFirst финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин.

3ypwDhNVR8U

Рынок мебели в России составляет около 430 млрд рублей. Импорт — около 50%. В 2016 году наблюдалась стагнация этой сферы. Лучше всего себя чувствовали крупные производители, которые ориентированы на Московский регион и Ленинградскую область. Эти два региона формируют почти половину российского рынка и растут опережающими темпами благодаря, в том числе, оживлению первичного рынка недвижимости.

— Наблюдается сокращение экспорта мебели из России, что я связываю с ростом спроса на нее на внутреннем рынке. Отечественная мебель из-за ослабления рубля получила существенное ценовое конкурентное преимущество, но спрос за рубежом ограничивает неизвестность брендов. Таким образом, основная «точка роста» — российский рынок, — заключил аналитик.

Впрочем, для регионального рынка это пока слабое утешение. Самое сложное, с чем приходится сталкиваться производителям мебели в этом году, — это отсутствие массового заказа. На этом фоне в выигрышном положении оказались предприниматели, работающие по индивидуальному заказу и способные удовлетворить любой каприз клиента, чего порой не могут сделать мебельные фабрики, у которых вся продукция изготавливается по определенному набору разработанных образцов.

— Ради одного индивидуального заказа ни одна мебельная фабрика никогда не будет вносить изменения в существующие образцы. Это экономически невыгодно, особенно если производственные мощности находятся в другом городе. Это, конечно, плохо, поскольку мы не можем удовлетворить спрос потенциального клиента, но таковы правила, — уверен представитель мебельной фабрики Lazurit в Челнах.

657Hsb7FqHc

А вот тем, кто работает в сфере малого бизнеса, такая ситуация на рынке выгодна, поскольку клиент, ищущий что-то оригинальное, стал больше внимания обращать не на фабричные изделия, а на гибкость предпринимателей в плане исполнения заказа.

— Раньше мы мало внимания обращали на индивидуальные заказы с замером, поскольку удобнее работать по образцам. Но сейчас именно потребитель диктует условие, что при резком снижении заказов заставляет изготовителя мебели быть гибче по отношению к клиенту, — сказал представитель фабрики «Optimum Мебель».

Игроки рынка сходятся во мнении, что пока им не требуется какой-либо прямой господдержки, так как из-за одновременного ослабления конкуренции со стороны импорта может произойти значительное ухудшение качества. При сохранении текущих макроэкономических и рыночных тенденций, а также госполитики рынок выйдет из кризиса к 2018 году. До 2020 года доля мебели, произведенной в нашей стране, может достигнуть 75%.


Читайте также: Индекс промышленного производства в Челнах показывает взрывной рост


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: