Тайный пассажир: разоблачаем общественный транспорт Казани

Хамство кондукторов
Хамство кондукторов, курение водителей за рулем и их «игры в шашечки» на дорогах
— вполне привычные явления для жителей столицы Татарстана, чего не сказать о
туристах, а тем более иностранных. Журналист KazanFirst составила список главных
проблем и выяснила, какие меры предпринимает мэрия города по каждому из пунктов

Хамство кондукторов, курение водителей за рулем и их «игры в шашечки» на дорогах — вполне привычные явления для жителей столицы Татарстана, чего не сказать о туристах, а тем более иностранных. Журналист KazanFirst составила список главных проблем и выяснила, какие меры предпринимает мэрия города по каждому из пунктов.


Светлана Буракова – Казань

Мастер-класс по культуре общения от кондукторов

Театр начинается с вешалки, а общественный транспорт, будь то автобус, троллейбус или трамвай, — с кондуктора. Предполагается, что сотрудник подскажет маршрут, предложит присесть, вежливо возьмет плату за проезд и даст билет. На деле выходит немного иначе. Поездка в транспорте напоминает «русскую рулетку»: повезет с кондуктором или нет, попадется аккуратный водитель или любитель погонять. В лучшем случае «главный по билетам» проигнорирует все вопросы и просьбы, включив музыку в наушниках, в худшем — обложит отборным русским слогом и «пожелает всех благ». К сожалению, хамством истории не ограничиваются. Порой пассажир и кондуктор говорят на разных языках. В буквальном смысле. Сотрудники просто не понимают русского языка, не говоря уже, например, об английском, который может понадобиться при общении с приезжающими туристами, а также элементарно не знают маршрута, на котором работают.

Разумеется, есть и ответственные кадры, которые и коляску занесут, и ребенка подержат, и место свое предложат, и практически за руку выведут на нужной остановке. Но это скорее исключение, нежели правило.

«Программа по заявкам» на весь салон и громкая критика от водителя

Если водителя не видно, это не значит, что его не должно быть слышно. Видимо, такой логикой руководствуются те, кто отвечает за безопасность пассажиров общественного транспорта, включая на полную громкость музыкальные композиции из своего плейлиста и сопровождая поездку не менее шумными и нецензурными комментариями относительно того, кто на дороге, мягко говоря, «плохой человек», который «купил права». Безусловно, водитель имеет право на личное пространство, но ровно настолько же, насколько его имеют пассажиры.


Ответ на претензию от Комитета по транспорту Исполкома Казани:

В 2013 году в период подготовки к проведению Универсиады 87% водителей и кондукторов уже прошли курсы повышения квалификации по культуре обслуживания пассажиров, служебному этикету, основам английского языка. В 2017 году на предприятиях с водительским и кондукторским составом также проводятся инструктажи о повышении культуры обслуживания, надлежащем исполнении должностных обязанностей и обязательном соблюдении правил дорожного движения и пассажирских перевозок. Дополнительное обучение водительского и кондукторского состава из-за отсутствия финансирования не организуется.

На сегодня потребность в водителях составляет 475 человек (25% всего водительского состава предприятий городского пассажирского транспорта). Дефицит кадров связан с резким увеличением автомобилизации в городе и, как следствие, ужесточением требований к работе водителей, сложным режимом работы. В связи со сложившейся ситуацией предприятия вынуждены привлекать граждан ближнего зарубежья. В настоящее время в пассажирских транспортных предприятиях города трудоустроено около 566 иностранных водителей (130 чел. — в МУП «Метроэлектротранс», 424 — в автотранспортных предприятиях).


Уроки стритрейсинга, или «Моя жизнь — мои правила»

Безопасность пассажиров становится под вопрос, когда водители прибегают к залихватскому поведению на дороге: резкий набор скорости далеко не плавно переходит в резкое торможение, в результате которого пассажиры просто «разлетаются» по салону, судорожно пытаясь ухватиться за поручни и удержать равновесие.

В этот же момент кондукторы могут раздавать подбадривающие советы: «Держитесь крепче, это для вашей же безопасности». К сожалению, нарушение правил дорожного движения и мер безопасности со стороны водителей можно наблюдать регулярно. Опасная езда, курение и разговоры по телефону за рулем — это лишь небольшая часть из списка. Вместе с тем казанские водители устанавливают собственные правила не только на дороге, но и в салоне, периодически определяя, какие двери стоит открывать, а какие нет. В результате случается вполне логичное столпотворение, люди не успевают выходить на своих остановках, что повышает уровень травмоопасности.

FNR_5438-1-1-860x430


Ответ Комитета по транспорту Исполкома Казани:

МУП «Метроэлектротранс» на базе ГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова» ведет подготовку водителей трамваев и троллейбусов для работы на предприятии. Курсантам выплачивается стипендия, иногородним предоставляется место в общежитии с дальнейшим трудоустройством, водители обеспечиваются форменной одеждой.

На базе МУП «ПАТП-2» в автошколе готовятся водители категории «Д». Обучение водителей для МУП «ПАТП-4» осуществляется на базе ГАОУ «Казанский машиностроительный техникум». Во время обучения курсанты трудоустраиваются в автопредприятия ремонтными рабочими. На горячую линию Комитета по транспорту за четыре месяца 2016 года на курение водителей поступило 60 жалоб, в 2017 году — 26.


Три полоски абибас — не норма

Помимо внутренней культуры кондуктору важно следить за культурой внешней, будучи «лицом» средства передвижения, в которое заходит большой поток людей. Так, полноценный комплект формы есть только у водителей, кондукторы же одеваются по выбору. В данном случае важен не момент стильности, а банальной опрятности и сдержанности образа, которые зачастую отсутствуют.

Вопрос о несоответствующем внешнем облике не так давно поднимал и мэр Казани Ильсур Метшин в ходе одного из традиционных деловых понедельников. Тогда он поделился впечатлениями от своей внеплановой прогулки по городу и исследования состояния общественного транспорта города.

— Кондуктор, поскольку он идет от начала к концу [троллейбуса], у меня была возможность посмотреть, приятно поразило, тоже из Средней Азии, потом я с ним поговорил — из Узбекистана, но очень уважительный и очень… Как правильно?.. То есть культура обслуживания была высокая. Кому-то улыбался, кого-то спрашивал, с этим валидатором ходил, кого-то за наличный расчет… Но был в спортивном трико с тремя адидасовскими полосками. У Казани особый пиетет к этой фирме, конечно, традиционный. Но я спросил: «А почему?». Он говорит: «Нам только манишки нужны, я же не водитель. Водитель у нас, говорит, в рубашке, галстуке», — рассказал тогда мэр и дал поручение решить этот вопрос.

DSC_1042-860x430


Ответ Комитета по транспорту Исполкома Казани:

Все водители и кондукторы пассажирских предприятий на городских маршрутах укомплектованы единой формой одежды: темно-синий костюм у водителей и бордовый фартук — у кондукторов. У каждого имеется бэйдж.

Наличие форменной одежды ежедневно проверяется на выпуске. Во время проверок на линии дополнительно обращается внимание на соблюдение правил пассажирских перевозок, культуру обслуживания. Нарушители вызываются на дисциплинарную комиссию по разбору нарушений трудовой и транспортной дисциплины для принятия административных мер.

В целом транспортное обслуживание жителей и гостей города осуществляется 13 перевозчиками, из них 3 — муниципальные автотранспортные предприятия, остальные — ООО и индивидуальные предприниматели. На линии ежедневно работает 843 автобуса, 202 троллейбуса и 91 трамвай. Общая численность водительского состава в транспортных предприятиях составляет 1 871 человек, из них 522 — в МУП «Метроэлектротранс», 1 379 — в автопредприятиях.

После окончания зимнего сезона подвижной состав общественного транспорта приведен в надлежащее санитарно-техническое состояние, произведен ремонт бамперов, замена стекол, а также покраска.


Для того чтобы сделать этот материал, журналисту издания KazanFirst не понадобилось специально выезжать на задание. Достаточно было несколько дней понаблюдать за тем, как работают сотрудники общественного транспорта. Ведь из дома на работу и обратно мы в большинстве своем возвращаемся, пользуясь услугами городских автобусов, троллейбусов, трамваев, метро. Чтобы понять, что им срочно нужно каким-то образом обратить на себя внимание, не нужно специальных знаний.

До старта Кубка Конфедераций (репетиции чемпионата мира по футболу) осталось меньше месяца. Казань ждет у себя около 200 тысяч гостей.


Читайте также: Ильсура Метшина раздосадовало трико кондуктора в казанском троллейбусе


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *