Подарок от немцев в музее Кул Шариф: услышать вживую Гаяза Исхаки и пение воинов-татар легиона «Идель-Урал»

В Музее исламской культуры открылась выставка «Турки
В Музее исламской культуры открылась выставка «Турки, мавры, татары — мусульмане
в Пруссии и Германии». Экспонатами стали картины, гравюры, книги, дневники и
другие текстуальные источники. Они рассказывают о том, как жили татары, турки и
мавры в Германии, Пруссии и Польше, начиная с XVIII века и до Второй мировой
войны

В Музее исламской культуры открылась выставка «Турки, мавры, татары — мусульмане в Пруссии и Германии». Экспонатами стали картины, гравюры, книги, дневники и другие текстуальные источники. Они рассказывают о том, как жили татары, турки и мавры в Германии, Пруссии и Польше, начиная с 18 века и до Второй мировой войны.


Ильнур Ярхамов — Казань

По факту выставка являет собой практический итог европейского вояжа команды Института истории имени Шигабутдина Марджани во главе с Рафаэлем Хакимовым. Казанские ученые в начале июня посетили Польшу и Германию, наладили контакты с местными музеями и архивами. Тем самым историческое научное сообщество в Казани, специализирующееся на изучении истории татар, получает огромный массив источников. Поэтому выставка в музее — это только первый этап по демонстрации результатов поездки, пока еще нет строгого академического обобщения. А некоторые факты из жизни татар в Европе, раскрываемые экспонатами, могут стать поводом для переписывания учебников по истории.

foto_2

На открытии выставки директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева рассказала, что впечатлена выставкой. Единственное слово, которым она может выразить отношение к экспонатам, — «Впервые». Посетители музея «впервые» в истории увидят переписку крымского хана с немецким курфюрстом Фридрихом. Впервые услышат аудио с речью Гаяза Исхаки. Впервые узнают, о чем пел татарский музыкальный ансамбль армии «Идель-Урал», расположенной в лагере в Вюстрау.

foto_3

Кстати говоря, хотя в исторической литературе и сильны традиции обвинять солдат легиона «Идель-Урала» в предательстве во время Второй мировой войны, в измене Родине, ансамбль пел песни на татарском языке и под сильным влиянием традиций советских гимнов и песнопений. Татары в лагере ловко заменяли воинствующие строки, слова и обороты советских на что-то нейтральное, чтобы немецкая цензура пропускала. И она действительно пропускала. Но смысл песни не сильно менялся. Всё можно послушать на выставке.

— Хронология огромна. Начиная от первых служилых татар, которые по повелению Петра I были отправлены на службу в Германию. И завершая теми, кто в силу драматических обстоятельств оказался военнопленным в Германии из числа татар. Не зря считается, что влияние Востока, его культуры европейцы получали в основном через татар, турков и мавров. Определяющая роль, в том числе, принадлежит и казанским татарам, — отметила Зиля Валеева.

Историк Искандер Гилязов раскрыл основной гуманитарный посыл выставки, в который вплелись современные европейские стереотипы об исламе.

— Вы все прекрасно знаете, что сейчас в Европе отношение к исламу очень специфичное. Очень много исламофобских настроений. В основе всего этого лежит незнание и невежество. Однажды канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что ислам — составная часть истории Европы. Она подчеркнула, что исламские традиции появились в Европе не в последние 20-40 лет, что это произошло довольно давно, — заявил Искандер Гилязов.

Экскурсию для журналистов провел Марат Гибатдинов, замдиректора Института истории имени Марджани по международному сотрудничеству и связям с общественностью.

Первым делом он показал портрет высотой более двух метров. На нем изображен гвардеец-татарин Шахфарид Ризванов.

foto_4

Он был одним из 20 гвардейцев-татар, которых направили по приказу Петра Великого и Екатерины Второй на службу в Германию. Там они вступили в так называемый полк великанов. По словам Марата Гибатдинова, портрет был нарисован один в один, он показывает реальный рост гвардейца.

Шахфарид Ризванов и его собратья-гвардейцы в 1739 году основывают первую татарскую мусульманскую общину в Потсдаме. От этой даты, говорит Гибатдинов, и можно отсчитывать начало появления мусульманских общин в Германии. Татары-гвардейцы добиваются, чтобы им разрешили из своих рядов выбрать имама, открыть молельную комнату и читать намаз.

Историк также рассказал о Христиане Фридрихе Али. Он сам по национальности турок и попал в Германию ребенком, некоторое время прослужил придворным камер-турком.

foto_5

Сменил веру, поднялся по карьерной лестнице и стал бургомистром, то есть главой города Шарлоттенбург. Сейчас это восточная часть Берлина. А в XVIII веке Шарлоттенбург был отдельным городом, куда более развитым, чем соседний Берлин.

Марат Гибатдинов также показал ярлык крымского хана Мурада-Гирея курфюрсту Фридриху и его ответное письмо, оба датируются 1781 годом. Оба правителя общаются на равных и с глубоким уважением друг к другу. Несмотря на то, что немецкие государства вели войну с Османской империей, в протекторате которого находилось Крымское ханство, Мурад-Гирей и курфюрст Фридрих выражают надежду, что будут и впредь общаться и дружить.

— Это найденные ярлыки крымских ханов, один из них написан на татарском языке. А другой — на итальянском. Это показывает, насколько высокой была канцелярская культура у татар. Благодаря нашим исследованиям мы знаем, что в одно и то же время из одной и той же канцелярии крымского хана в один и тот же день ярлыки писались на татарском, итальянском, польском, латинском, венгерском языках, — говорил Марат Гибатдинов.

foto_6

По словам экскурсовода, в XVIII и XIX веках ислам и Восток европейцами воспринимался как некий потерянный Рай.

— Европейцы считали, что мусульманам удалось сохранить ту чистоту и мудрость, которая изначально была на Востоке и которую, как  считали европейцы, потеряли на Западе, — утверждает Марат Гибатдинов.

В завершение экскурсии он включил аудиозапись выступления одного из лидеров дореволюционного татарского национального движения — Гаяза Исхаки. Марат Гибатдинов отметил, что татарский лидер в своей речи рассказывает, что родина татар — это «Идель-Урал», и объясняет почему. Запись сделана в 20-е годы XX века.

— Тогда немецкие ориенталисты изучали тюркские языки и им нужны были звуковые фрагменты, чтобы понять, как татарский язык реально звучит. Ученые пишут, что выбрали Гаяза Исхаки, так как он, несмотря на проживание в Европе, сохранял совершенный литературный татарский язык. Его говор — нисколько не диалект и отражает эталонное звучание татарского языка начала XX века, — поведал казанский историк.

foto_7

Это первое и уникальное аудио с татарской речью с дореволюционных времен. В прошлом году случайно была обнаружена архивная кинолента, на которой запечатлен в 20-е годы татарский богослов Реза Фахретдин. На ней он общается с американцами, прибывшими в Уфу с какой-то гуманитарной помощью. Но на видео нет явной и столь продолжительной речи, как у Гаяза Исхаки.


Читайте также: Европейский вояж Рафаэля Хакимова: в Польше и Литве татар ставят как мусульман в пример


Фото: Ильнур Ярхамов, vk.com

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *