Управляющий казанским офисом банка «Югра»: Для нас эта новость — сюрприз

Центробанк России ввел временную администрацию и наложил мораторий на банк «Югра». Это первый случай в новейшей истории России
Центробанк России ввел временную администрацию и наложил мораторий на банк
«Югра». Это первый случай в новейшей истории России, когда столь крупная
федеральная кредитная организация попала в немилость регулятора. По оценкам
экспертов, на 1 июня она привлекала 181,3 млрд рублей населения. Работа с
физлицами, в том числе казанскими, была одним из основных направлений банка

Центробанк России ввел временную администрацию и наложил мораторий на банк «Югра». Это первый случай в новейшей истории России, когда столь крупная федеральная кредитная организация попала в немилость регулятора. По оценкам экспертов, на 1 июня она привлекала 181,3 млрд рублей населения. Работа с физлицами, в том числе казанскими, была одним из основных направлений банка.


Ильнур Ярхамов — Казань

Ситуация вокруг банка «Югра» хорошо читается в преломлении через историю с погоревшим татарстанским Татфондбанком. Когда он рушился в конце 2016 года, в СМИ также заговорили, что у кредитной организации огромная социальная ответственность. Практически каждый 3-4 житель республики держал свои деньги в ТФБ.

«Югра» входит в топ-30 банков по величине активов и в топ-20 по размеру привлеченных средств от населения. Это существенные показатели, на которые, как правило, ориентируются активные клиенты банков, когда решают, кому доверить свои деньги.

foto_2

ТФБ считался вторым сильным банком в Татарстане после «Ак Барс» банка. А по России он входил в топ-50 рейтинга по активам (занимает 43-е место с 218 млрд рублей активов и 33-е место в рейтинге по вкладам, 76,1 млрд рублей от клиентов).

В то же время эксперты банковской сферы отмечают феноменальный взлет «Югры» начиная с 2012 года. Тогда он в рейтинге по величине активов занимал лишь 272-е место. Но три года спустя вошел уже в топ-35.

Примерно с этого времени у ЦБ к банку возник ряд претензий по прозрачности структуры акционеров. Официально «Югрой» владели 12 физлиц, но федеральные СМИ указывают, что фактически банк контролировался московскими бизнесменами Юрием и Алексеем Хотиными.

foto_3

«Ведомости» сообщают, что банк «Югра» во второй половине этого года получил от ЦБ предписание досоздать резервы более чем на 40 млрд рублей. А до этого в конце апреля регулятор ограничил финансовому учреждению возможность привлекать депозиты от акционеров с долей менее 0,01%. До 31 марта 2017 года кредитная организация активно наращивала количество участников в капитале. Сотрудники в отделениях по всей России рассказывали, что VIP-клиентам в качестве подарка полагаются акции банка.

В конце мая официальные представители «Югры» сообщали СМИ, что в I квартале 2017 года сократили убыток кредитной организации по МСФО за счет восстановления резервов.

Например, в 2016 году в I квартале убыток банка достигал 7,911 млрд рублей, в этом году сократился до 2,298 млрд рублей (то есть до 2,7 раза). Вырос процентный доход до резервов в I квартале на 53,2%, составив 2,1 млрд рублей.

А на сайте банка сообщается, что в январе 2017 года был выдан кредит предприятию «Уралвагонзавод» в размере 4 млрд рублей.

В банке «Югра» обнаружены признаки возможного вывода активов и манипуляций с вкладами, передает ТАСС заявление зампреда ЦБ Василия Поздышева.

— Почему мы посчитали необходимым сделать оценку финансового состояния банка силами временной администрации? Потому что на протяжении последних нескольких месяцев у нас есть признаки того, что отчетность, которую нам предоставляет сам банк, является недостоверной, — сказал он.

Также Банк России фиксирует признаки финансирования большей части кредитного портфеля «Югры» в интересах собственника, отметил Поздышев.

foto_4На 1 июня в банке было 170 млрд рублей застрахованных вкладов. Всего объем вкладов физлиц составляет 185 млрд рублей. Для сравнения: ЦБ подсчитал, что на оздоровление ТФБ понадобилось бы как минимум в 220-230 млрд руб.

«Честно скажу, для нас эта новость — сюрприз»

По всей России у банка «Югра» более 100 офисов. В Казани таковых два — на улице Пушкина, 52 и Декабристов, 100.

Журналист KazanFirst через час после публикации новости о санкциях ЦБ в СМИ побывал в отделении банка в центре города.

foto_5

К 11.30 у дверей кредитной организации никого из вкладчиков не было. Хотя потихоньку горожане начали подходить. К 11.40 в зале обслуживания было уже шесть человек. Их обслуживали кассиры-операционисты. Как выяснилось далее, единственное, что они могли сделать для клиентов, — выдать выписку по расчетным счетам. Это делается, чтобы граждане были спокойны и знали, какую сумму им должно выплатить АСВ.

— Приостановлены приходно-расходные операции клиентов банка «Югра». У нас пока официальной информации нет, до нас никто ничего не доводил. Мы сейчас не можем выдавать деньги и оприходовать операции, — сказала операционистка журналисту KazanFirst.

foto_6

По словам сотрудницы, все вклады банка защищены. Подробная информация будет публиковаться на сайте АСВ и обязательно транслироваться на сайт «Югры». Она также рассказала, что сотрудникам банка о введении моратория стало известно в районе 10.30 часов.

После обслуживания пришедших клиентов двери офиса «Югры» закрылись. Однако вкладчики продолжали прибывать. Люди стучались и требовали информации, что делать дальше.

Одна из вкладчиц поведала, что ей в жизни не везет с финансами. Она уже 15 лет как дольщица и ждет, когда достроят дом по адресу Достоевского, 57. Другая клиентка «Югры» рассказала, что держит деньги в этом банке относительно недавно. Женщина на волне ситуации с Татфондбанком решила переложить деньги из регионального банка в федеральный, понадеявшись, что с последним-то уж точно ничего не случится.

Обе вкладчицы говорят, что держали деньги в банке под 10% годовых. Они сетуют, что в Казани уже почти не осталось кредитных организаций, кто предложил бы такие привлекательные условия.

foto_7

Наконец к возмущающимся вкладчикам вышел управляющий отделением. Он заверил, что выплаты страховых сумм начнутся с 24 июля. Также руководитель предположил, что, скорее всего, банками-агентами выступят Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк или Газпромбанк. Вкладчики у него поинтересовались, что на самом деле послужило причиной введения Центробанком санкций в отношении «Югры».

— Если честно, то я не знаю. В принципе по той информации, которая у нас была, в банке «Югра» не должно быть проблем. Честно скажу, для нас сегодня эта новость таким же сюрпризом была. У нас была вообще информация, что мы докапитализировались —  увеличили свой капитал почти в два раза, — посетовал управляющий.

У АСВ денег для выплат нет

— Сравнивать «Югру» с ТФБ можно, но только с пониманием, что первый банк намного крупнее. То есть это примерно как два Татфондбанка. Банк «Югра» — это больше масштаб всероссийского значения, — утверждает вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт.

По его словам, сейчас в АСВ денег нет и оно уже давно находится в минусовой зоне. Агентство хоть и поддерживается энергично, но получает стабилизационные кредиты от ЦБ. Само по себе это не так плохо, потому что такие периоды были в системах страхования вкладов и в других странах, поясняет собеседник.

— Но у нас эта ситуация — опустевший фонд АСВ — затянулась. Все эти сборы, сотни миллиардов, которые были аккумулированы в своё время, давно растрачены, — утверждает эксперт.

Для противников страхования вкладов сейчас самое время говорить, что надо эту систему ликвидировать. Собеседник предполагает, что такая позиция близка Сбербанку. Он время от времени дает сигналы: «Зачем нам система страхования банков? Нашему банку и так доверяют!».

foto_8

Ян Арт говорит, что отзыв лицензии у банка «Югра» — это «смертельный номер для АСВ». Он также считает необходимым принять во внимание перспективы социальных напряжений в Тюменской области, частично на Урале и серьезно Москву. Размер волны, которую могут поднять вкладчики «Югры», в разы больше, чем у Татфондбанка.

— Если рассматривать сценарий санации для «Югры», то, уже видя ситуацию с Татфондбанком, было понятно, что в России не осталось крупных банков, готовых взять на буксир очень вкусный актив. Все самые крупные банки уже заняты. Санацию могли бы взять на себя банки только исполинского масштаба — Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк или Газпромбанк, — рассуждает Ян Арт.

— Да, ситуацию с банком «Югра» можно сравнивать с Татфондбанком, поскольку и тот, и другой можно было назвать «системообразующими» с огромной массой вкладов физлиц на балансе. У «Югры» около 180 млрд рублей вкладов, и так же, как и в случае с Татфондбанком, возмущение такого количества вкладчиков может вызвать социальный взрыв, волнения, — утверждает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

По его словам, основания волноваться есть не только у вкладчиков, но и у остальных граждан, из налогов которых фактически будут спасать банк, если примут решение о санации. У АСВ нет такой суммы в фонде, значит, ему нужно снова кредитоваться в ЦБ или еще каким-либо путем искать эти средства, и многое тут зависит от размера дыры в балансе.

Собеседник отмечает, что в случае с Татфондбанком пострадали еще и многие юрлица, которые держали в банке расчетные счета, и эта ситуация может повториться с «Югрой».

ЦБ неоднократно, рассуждает эксперт, высказывал позицию, что фондирование на 80% за счет вкладчиков и направление почти всех этих средств на выдачу кредитов юрлицам — это плохая, неустойчивая бизнес-модель, а именно такой она была у «Югры». Сюда же — агрессивная реклама, направленная на привлечение средств вкладчиков, которую уже два года назад нельзя было не заметить, высокие ставки по вкладам, паузы в операционной деятельности — все это явно говорило о проблемах в бизнес-модели «Югры».

— Наиболее вероятна, на мой взгляд, санация, так как банк такого масштаба слишком сильно интегрирован в экономику. Думаю, что неизвестной пока остается позиция владельцев банка. От нее будет много зависеть — удастся ли им договориться в АСВ и на каких условиях, — резюмирует Кирилл Яковенко.

foto_9

А вот еще один эксперт издания KazanFirst — замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова —полагает что сравнение «Югры» и Татфондбанка не вполне уместно, по крайней мере, пока официально не объявлено об истоках проблем у первого.

— Я неоднократно говорила и писала о том, что в Татфондбанке и его аффилированных лицах кризис был «рукотворным» и связан с тем, что руководство ТФБ занималось сомнительными финансовыми операциями, что привело банк к отзыву лицензии. В банке «Югра» причины скорее объективные и связаны с экономическим кризисом и острой конкуренцией на рынке, — рассуждает Наталья Мильчакова.

С её слов, шансы на санацию у «Югры» несколько выше, так как банк крупный и входит в 30-ку крупнейших по активам. Отзыв лицензии у столь крупного банка мог бы заставить клиентов многих других, исключая системообразующие, задуматься, насколько надежен вообще российский банковский сектор (если не считать Сбербанка, ВТБ и нескольких крупнейших частных банков федерального значения).

Выплаты вкладчикам банка, в том числе индивидуальным предпринимателям, начнутся не позднее 14 дней со дня введения моратория, то есть с 24 июля.


Читайте также: «Не в деньгах счастье, а в информационных технологиях»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: