Генконсул Турции: Татарстан сделал все для сохранения отношений в кризис

В день годовщины попытки переворота генконсул Турецкой Республики Турхан Дильмач рассказал
В день годовщины попытки переворота генконсул Турецкой Республики Турхан Дильмач
рассказал, как Татарстан, несмотря ни на что, продолжал поддерживать отношения с
его страной. А во время кризиса отношений с Россией на государственном уровне
всячески пытался погасить эмоции и вывести диалог сторон в конструктивное русло

В день годовщины попытки переворота генконсул Турецкой Республики Турхан Дильмач рассказал, как Татарстан, несмотря ни на что, продолжал поддерживать отношения с его страной. А во время кризиса отношений с Россией на государственном уровне всячески пытался погасить эмоции и вывести диалог сторон в конструктивное русло. 


Светлана Буракова — Казань

«Господин Минниханов уже на следующий день отправил письмо с соболезнованиями»

Попытка государственного переворота в Турции, организованная группой офицеров -членов террористической организации FETÖ, началась 15 июля 2016 года в здании Генерального штаба. В течение 22 часов ситуация в стране была взята под контроль. Турецкий народ по призыву своего президента вышел на улицы и отразил попытку переворота. В результате вооруженного столкновения погибли порядка 250 мирных жителей.

— Подобных противостояний в мире было не так много, когда восставшим мятежникам противостояли обычные люди. На этот счет можно вспомнить путч в 1991 году в России. В Турции тоже были перевороты, но этот отличается тем, что мятежники были сплочены культом личности с извращенными религиозными идеями, — отметил генконсул Турции в Татарстане Турхан Дильмач.

foto_2

Запрещенная террористическая организация FETÖ — это полусекретная секта, образованная вокруг культа личности одного человека, основанная на извращенных религиозных идеях. В течение 40 лет представители группировки целенаправленно проникали в различные государственные структуры, прежде всего в вооруженные силы и в органы безопасности Турции. В данный момент ее главарь живет в США.

— Борьба с движением шла ранее. За два-три года до путча прокуроры уже готовили дела, документы для того, чтобы рассекретить этих людей, которые проникли в структуры армии, внутренних сил. Переворот — это пиковый момент разоблачения. Есть уже признания, закрытые дела, где люди признают, что они вели эту работу и получали приказы извне, — подчеркнул спикер.

По его словам, Россия была одной из первых стран, которая ощутила опасность от террористического сообщества на себе. Еще в 2008 году действия этой организации были запрещены Верховным судом РФ, а в 2011 году ее включили в список запрещенных террористических группировок. Тогда же члены организации наиболее активно вели себя в Татарстане и во всем Волго-Вятском регионе. Поэтому сегодня между турецкой, российской, в частности, татарстанской сторонами ведется очень тесное сотрудничество по части пресечения опасности, исходящей от террористической организации FETÖ.

foto_3

— Есть объяснение, почему именно в Татарстане запрещенная организация проявила себя: участники группы приезжали из братской Турции и этим вызывали симпатию. Учитывая реалии, нужно осторожно относиться к разного рода проявлениям, — сказал Дильмач.

Генконсул рассказал, что именно президент России и лидер Татарстана были в числе первых, кто поддержал руководство Турции сразу после попытки военного переворота. Владимир Путин выразил свою поддержку по телефону, а Рустам Минниханов направил письма представителям руководства страны.

— Господин Минниханов практически на следующий день выслал письмо поддержки в адрес нашего президента. Надо сказать, для нас это было важно и ценно, потому что некоторые страны повременили с этой поддержкой, — отметил собеседник.

«Помимо помидоров все налаживается»

После известных событий русско-турецкие отношения вошли в нормальное русло, миновав кризис. Лидеры стран-партнеров общаются по нескольку раз в неделю, решая ряд вопросов: от турпотока до экономических проектов.

— Мы даже не называем это нормализацией, просто все вошло в привычное русло. Есть разные вопросы, во всех есть продвижения. Помимо пресловутой ситуации с помидорами все налаживается, — добавил генконсул.

Впрочем, по утверждению Турхана Дильмача, турецко-татарстанские отношения не испытали сложностей за семимесячный период общих трудностей взаимодействия России и Турции. Они смогли сохранить свою сущность и основу. Не отмечалось и регресса, просто было потеряно время, за которое можно было сделать значительные вещи.

— Мы пытаемся наверстать сейчас. Увеличиваются взаимные беседы. Есть отдельные языковые, религиозные связи между нашими республиками, но все-таки локомотивом являются экономические взаимоотношения, потенциал для дальнейшего развития есть. В ближайшее время можно будет говорить о конкретных проектах, — заверил представитель турецкого государства.

foto_4

Не навредить деловым связям сторон удалось и благодаря общей позиции Татарстана в период кризисных явлений между Россией и Турцией. Учитывая напряженную обстановку, очень важно было вести положительную информационную политику. И Татарстан сделал это на высшем уровне, причем не только на словах, но и на деле, не создавая сложностей для турецких граждан, которые проживают на территории региона, и для компаний, которые здесь работают. К слову, количество постоянно проживающих подданных Турции в Татарстане составляет примерно 2 тыс. человек. Часть из них — руководители высшего и среднего звена, ведущие деятельность в ОЭЗ «Алабуга», часть — те, кто работал здесь ранее еще с 90-х, и часть — мелкие предприниматели. Также в республике присутствуют около 270 компаний с турецким капиталом.

Бизнес по-турецки

От общей суммы иностранных инвестиций, привлеченных в Татарстан, 25% приходят из Турции. Так, из 12 млрд долларов вложений Турецкой Республики в России 2 млрд приходится на нашу республику. Остальные сконцентрированы вокруг Санкт-Петербурга и Москвы.

Наиболее важным турецким инвестиционным проектом, реализация которого запланирована на территории Татарстана, является строительство особой экономической зоны «Гебзе» в Свияжске. Однако сроки начала работ пока оттягиваются из-за решения ряда юридических вопросов.

— Говорить о сроках пока сложно, потому что должна быть подготовлена законодательная база. Построить здание — это самая простая часть, это мы умеем. Насколько я знаю, сейчас ведутся разговоры о том, чтобы турецкую модель организованной промышленной зоны перевезти в Россию, а для этого нужна законодательная база. Если эта модель будет применена здесь, то количество иностранных инвестиций в Татарстан увеличится, потому что зона «Гебзе» стала неким трендом. Возможно, вопрос решится даже на федеральном уровне. Шаг серьезный, юридическую основу нужно подготовить тщательно, — объяснил Дильмач, отвечая на вопрос журналиста KazanFirst.

foto_5

Что касается финансирования, то в этой части были подписаны соглашения с некоторыми банками в рамках прошедшего KazanSummit.

На сегодняшний день торговый оборот между Татарстаном и Турцией составляет 250-300 млн долларов. Но, по утверждению генконсула, это непоказательные цифры и на это есть ряд причин.

— Они не отражают реальное количество товаров, которые здесь потребляются. Это связано с тем, что продукты заходят через разные таможни. Четыре-пять лет назад оборот был около 1 млрд долларов, сейчас — 250-300 тыс. долларов. Одна из основных причин уменьшения — падение цен на нефть, поэтому в долларах цифра не очень показательная. Иногда данные нашей таможни и российской не всегда сходятся, — отметил собеседник.


Читайте также: «Не в деньгах счастье, а в информационных технологиях»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *