FNR_6926

Фестиваль «День городских экскурсий» прошел в Казани


Участники акции прогулялись по городу и исследовали новые маршруты с пятью экскурсоводами. Уникальный проект реализовали резиденция креативных индустрий «Штаб» совместно с институтом «Стрелка». Горожане и гости пытались увидеть Казань с необычного ракурса, который придает архитектуре столицы Татарстана особый шарм.


Мария Рудакова – Казань

В Казани прошел фестиваль «День городских экскурсий». Всего для жителей города было разработано пять бесплатных маршрутов:

«Джунгли зовут: вверх по Казанке»

«Хранители прошлого: деревянные дома Казани»

«Кованая Казань»

«Казань как арт-пространство»

«Вокруг Кремля с архитектором».

Главная сложность — выбрать одну-единственную экскурсию. Так как все темы звучали интригующе и хотелось побывать везде, но успеть на все явно не получалось, наш выбор пал на экскурсию «Кованая Казань» по историческим улицам города.

FNR_7104

К 16.00 к Театру оперы и балета стали сходиться люди. Но одеты они были явно не для спектакля. Спортивная обувь, свободная одежда, солнечные очки — все для удобства, ведь ходить придется больше двух часов. Казанцы разных возрастов начали собираться под палящим солнцем задолго до начала экскурсии. Всего пришло примерно 25 человек. Организаторы раздали всем ярко-желтые воздушные шары, и пестрая толпа отправилась в путь.

Нашими экскурсоводами стали Евгения Корнеева и настоящий кузнец в специальном фартуке, перчатках и с огромным рюкзаком за плечами — Юрий. Во время этого небольшого путешествия они знакомили казанцев с забытым ремеслом чебаксинской ковки, которая до сих пор сохранилась в оформлении частных домов XIX — начала ХХ века.

FNR_6627

Оказывается, недалеко от Казани есть село Чебакса, где раньше трудились мастеровитые кузнецы, которые и оставили своими работами отпечаток на городской архитектуре. Большинство старинных кованых изделий раньше украшали дома богатых и известных купцов. Сегодня в этих особняках располагаются государственные учреждения, так что можно сказать, что чебаксинские кузнецы, начиная с XIX века, уже неосознанно работали на государство. В XX веке, в период Великой Отечественной войны, они производили кровати для лазаретов. Сейчас, к сожалению, традиции чебаксинских мастеров уже забыты, да и кузницы в селе разрушены, осталось лишь их наследие от предков на улицах города.

В ковке, как и в архитектуре, присутствуют различные стили. В Казани чаще всего встречаются классицизм, барокко и эклектика.

— Это одна из жемчужин кузнечного искусства чебаксы. Красивейший кованый навес, сделанный в стилизации барокко. Об этом говорят такие вычурные формы, большое количество крупных деталей, рельефов, объемов. В этом и есть отличие классицизма и барокко, — рассказывает Евгения.

При реставрации современные специалисты сваривают изделия, убивая при этом старину, ведь раньше детали сковывались между собой при помощи специальных заклепок.

FNR_6993

— Когда сейчас делаешь что-то современное, то естественно без сварки никуда. Это ускорение, удешевление, плюс для тех, кто заказывает. А если говорить о реставрации, то здесь нужно все же придерживаться старины, сохранять историю, — считает кузнец Юрий.

Экскурсоводы рассказывали не только о традициях чебаксинцев, но и интересные факты из истории кованого искусства. То, что на всех изделиях из села Чебаксы был особый фирменный знак, какой — гиды не уточнили. И это оставалось тайной до конца экскурсии. Потому в каждом новом заборе, в каждой оградке туристы пытались найти что-то схожее, чтобы понять, что же это за тайный элемент.

Также в программе экскурсии был рассказ от нашего кузнеца-экскурсовода, который раскрыл некоторые секреты мастерства. На интерактиве Юрий, носивший всю дорогу за своей спиной огромный рюкзак, все же рассказал, что же такого ценного лежит в его саквояже. Весит он 16,5 килограмма, и даже просто оторвать его от земли – задача не из легких. Кузнец начал разбирать рюкзак и раскладывать содержимое на бордюр в сквере. Там было все — молоток и примеры изделий; металлические листочки и веточки; щипцы и держатели; даже маленькая наковальня. Юрий рассказал, как работают современные кузницы, какие инструменты для чего нужны и с радостью отвечал на все вопросы.

FNR_6819

Мы узнали, что есть разница между горячей ковкой и холодной. Последняя пришла к нам только в 90-е годы — это ковка на станках, поэтому стоимость работы, конечно, меньше. А на изделиях горячей ковки есть «точки роста», кузнецы называют этот элемент «кулачок»,  именно он и является основным отличием.

Главный шедевр чебаксинских мастеров, который будоражит воображение и привлекает внимание, а для кузнецов, по признанию Юрия, является местом силы и вдохновения — особняк Михаила Оконишникова на улице Муштари, его экскурсоводы оставили на десерт. И действительно, кованая ограда этого здания просто поражает величием и красотой. Этот объект называли «итальянское палаццо». А о купце напоминает выкованный забор с инициалами владельца.

— Я всегда Юру спрашиваю, за сколько бы он сделал то или иное изделие, когда ему поступают новые заказы, и вот про этот заказ тоже хочу спросить. Сколько по времени ты бы его творил? — задает вопрос кузнецу Евгения.

— Боюсь, что на эту работу пришлось бы потратить всю жизнь. Таких вещей мы не делали, их во всей России — единицы, — отвечает Юрий, все так же восторженно смотря на этот забор.

FNR_6733

В конце прогулки люди еще долго не уходили от экскурсоводов, интересуясь деталями и задавая уточняющие вопросы. Главным из которых стал — будет ли продолжение таких полезных прогулок, если да, то когда их ждать.

— Эта экскурсия превзошла все мои ожидания! Сама подача материала была незанудной и познавательной. Потому остались только положительные эмоции. Теперь буду ходить и постоянно обращать внимание на все металлические украшения. Уже сейчас мы идем, а я на все эти завитушки смотрю. Раньше над этим даже не задумывалась, а теперь понимаю, что это тоже старина, что это тоже история, которую нужно сохранять и ценить, — отметила по завершении экскурсии одна из участниц Людмила Малишихина.


Читайте также: Татарстан намерен сделать Сабантуй мировым наследием


 


Опубликовано 17.07.2017

Комментировать