В Казани поменяют схему движения автобусов

Необходимость эта возникла не случайно. Город развивается — строятся новые крупные жилые кварталы
Необходимость эта возникла не случайно. Город развивается — строятся новые
крупные жилые кварталы, где растет плотность населения, которое жалуется на
нехватку или полное отсутствие общественного транспорта.

Необходимость эта возникла не случайно. Город развивается — строятся новые крупные жилые кварталы, где растет плотность населения, которое жалуется на нехватку или полное отсутствие общественного транспорта.


Елена Мельник — Казань

Последнее кардинальное изменение маршрутная сеть Казани претерпела в 2007 году. Далее в течение последующих 10 лет она корректировалась несущественно — в основном в связи с изменением инфраструктуры города в рамках подготовки к Универсиаде-2013. А согласно рекомендации отраслевых нормативных документов, комплексное обследование пассажирских потоков должно проводиться один раз в пять лет. И на основе результатов этого обследования —  корректироваться маршрутная сеть. В Казани последнее такое исследование проводилось восемь лет назад — в 2009 году.

Между тем уровень автомобилизации населения российских городов за последнее десятилетие значительно вырос, а вместе с ним и нагрузка на уличную дорожную сеть. В Казани сейчас на одну тысячу жителей приходится 316 автомобилей, но доля общественного транспорта в общем объеме перевозок составляет 58%.

foto_2

Кроме того, весной 2018 года истекает 5-летний срок контрактов, заключенных с перевозчиками, обслуживающими городскую муниципальную сеть, поэтому новую схему нужно принять до конца года, чтобы успеть разыграть ее на конкурсе. Сжатые сроки внедрения диктует и необходимость определиться с суммой дотации, которую получат транспортники за перевозку льготников.

— В Казани в настоящее время функционирует маршрутная сеть с регулируемыми тарифами, поэтому для улучшения доступности транспортных услуг населению большое значение представляют точность и эффективность новой рациональной маршрутной сети, сформированной с учетом существующей тарифной политики и оптимизации бюджетной нагрузки, — констатировал руководитель Комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков.

Конкурс для разработчиков новой транспортной схемы Казани Исполком объявил 31 мая. Начальная цена контракта составила 25,4 миллиона рублей: 13,4 миллиона — средства программы развития ООН, 12 миллионов — республиканский бюджет. На участие заявились семь компаний: «Транспортная интеграция» (Санкт-Петербург), Агентство дорожной информации (Пермь), Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (Москва), Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (Санкт-Петербург), Комплексные системы (Санкт-Петербург), Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (Москва) и Университет Иннополис.

По условиям, каждый должен был разработать два варианта новой транспортной схемы. Один из них — максимально приближенный к существующей, а второй — более кардинальный.

— Второй, в свою очередь, предусматривает создание нескольких вариантов сети, в зависимости от уровня показателя качества, тарифов и объемов бюджетного субсидирования, — отметил Айдар Абдулхаков.

foto_3

Основные требования к разработке — минимальное количество пересадок за одну поездку, наименьшие затраты времени при передвижении, наименьшие финансовые затраты на поездку, а также эффективное использование подвижного состава. В итоге Исполком заключил контракт с Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (Москва) — разработчиком концепции по транспортному обеспечению ЧМ-2018 в России.

Контракт предусматривает выполнение работы в несколько этапов в течение пяти месяцев. Срок сдачи — в декабре нынешнего года.

По словам Айдара Абдулхакова, новая транспортная схема не предусматривает общественных слушаний, но жители Казани смогут внести свои предложения по ее улучшению.

— На этой неделе мы планируем разместить на транспортном сайте Казани анкету-опросник для изучения мнений и предпочтений жителей по работе городского общественного транспорта, — пообещал руководитель Комитета по транспорту Исполкома.

Планируется, что разработчик проекта — НИИАТ — примет все заявки граждан, обработает их у себя и перенесет на схему. Кроме того, Комитет по транспорту будет принимать предложения граждан по телефону горячей линии: (843) 275 -30-50 (с 9.00 до 18.00).

— Время у нас есть, но в то же время его нет, — подчеркнул мэр Казани Ильсур Метшин. — Никого не должна пугать фраза «новая транспортная сеть». Это не абсолютно что-то новое. Просто город растет, развивается. За 10 лет произошли изменения и транспортная сеть тоже должна поменяться —  таковы пожелания граждан. Но мы должны быть честными и признать, что все пожелания не могут быть удовлетворены, потому что мы это проходили не раз: мол, «поставьте все это поближе ко мне, к моей школе, к моему саду». Новая транспортная схема — это большая работа, которая будет проходить совместно с органами ГИБДД, другими заинтересованными организациями. То есть мы не можем на каждое пожелание ставить остановку — вопросы безопасности прежде всего. Но максимальное количество пожеланий жителей, ради которых мы работаем и ради которых изменения в транспортную схему внесены, я прошу учитывать.

foto_4

Ильсур Метшин поручил главам районов Казани провести круглые столы на эту тему с приглашением депутатов Горсовета и доложить ему о результатах.

После того как утвердят окончательный вариант новой транспортной схемы Казани, она пройдет экспертизу за счет средств ПРООН и с привлечением мировых экспертов по транспорту, в том числе на предмет выбросов парниковых газов. И до 30 апреля 2018 года Исполком города должен заключить с перевозчиками новые договоры.

Что касается объема бюджетных субсидий, которые придется предоставить перевозчикам, выигравшим конкурс, то он пока не известен. В бюджет Казани на будущий год заложено 179 миллионов рублей, но, по словам Айдара Абдулхакова, возможно, эту цифру скорректируют в дальнейшем, в зависимости от того, какой окончательный вариант транспортной схемы примут.

— Конечно, мы бы хотели получить маршрутную сеть, которая не потребовала бы бюджетных субсидий, — подчеркнул он. — Но это либо повышенный тариф, либо настолько оптимизированная маршрутная сеть и качество ее таково, что не требует дополнительных бюджетных субсидий. Но мы не говорим о вариативности. Мы говорим о том, что необходимо разработать стандарты качества транспортного обслуживания населения Казани, исходя из которых потом примем решение — совместно с жителями, совместно с депутатами, совместно со всеми специалистами, задействованными в этой отрасли. Устраивает нас существующая маршрутная сеть целиком и полностью? Если да, то она требует тарифа такого-то и бюджетную субсидию такую-то. Если мы хотим что-то улучшить — частоту движения поменять, автобусы с кондиционерами и так далее, то это тоже стандарт качеств, он на более высокую оценку тянет. Давайте примем его, обеспечим его бюджетным субсидированием и будем такой маршрут строить. Может быть, кто-то считает, что автобусы у нас пустые ходят и днем надо увеличить нагрузку, растянуть интервалы и, соответственно, меньшее количество подвижного состава использовать? Тогда, может быть, не потребуется никаких бюджетных субсидий, но качество немножко упадет.

foto_5

Однако, как считает Айдар Абдулхаков, сама по себе новая транспортная схема Казани не влечет повышение тарифов на проезд, так как этот показатель прежде всего зависит от инфляции и цены на топливо. При этом руководитель Комитета по транспорту отметил, что в этом году цены на дизельное топливо выросли очень ощутимо, инфляция тоже берет свое — запчасти дорожают.

— Необходимо повышать тарифы хотя бы на рубль ежегодно, — заявил он. — Но мы не повышали их уже два года.


Читайте также: На 40 улицах Казани заменят ограждения вдоль дорог


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *