«Печән базары-2017»: поэтическая исповедальня, «нефтяной» кыстыбургер и история забытых казанских озер

Около 10 000 человек посетили татарский урбанистический фестиваль «Печән базары». Мероприятие стало своеобразной альтернативой городским Сабантуям
Около 10 000 человек посетили татарский урбанистический фестиваль «Печән
базары». Мероприятие стало своеобразной альтернативой городским Сабантуям, с
более усиленным татарским этническим компонентом

Около 10 000 человек посетили татарский урбанистический фестиваль «Печән базары». Мероприятие стало своеобразной альтернативой городским Сабантуям, с более усиленным татарским этническим компонентом. 


Ильнур Ярхамов — Казань

С утра до вечера в субботу в парке «Черное озеро» проходил фестиваль «Печән базары» — «Сенной базар». В одном месте собрались дизайнеры, производители национального фастфуда, поэты, экскурсоводы, танцоры, историки и политологи. Всех их объединяла приближенность к татарской культуре, её мотивам и истории.

Гастрономическим гвоздем фестиваля стал черный кыстыбургер, который пекли повара местной фастфуд-сети «Түбәтәй». За ним перманентно стояла очередь в 8-12 человек. И уже через два часа после начала фестиваля, а он стартовал в 11.00, у поваров закончились ингредиенты для блюда. Само блюдо состоит из черной лепешки, котлеты, овощей, сыра и соусов. В окраске булки использовались «съедобные чернила».

IMG_5542

Хотя авторы блюда и успокаивали всех, что в кыстыбургере нет никаких «консервантов, добавок и всякой химии», были и те, кто на блюдо смотрел с подозрением. Некоторые же шутили, говоря, что черная лепешка — самая настоящая татарская, потому что окрашена татарстанской нефтью.

Территория фестиваля была разбита на шесть условных зон. Дизайн-маркет работал с 11.00 до 22.00 часов. На фуд-корте, помимо уже упомянутого «Түбәтәй», ожидались презентация и выступление нового бренда татарского фастфуда — Edatatar. Намечен был и мастер-класс по приготовлению талкыш каләве от ресторана «Тәмле булсын».

IMG_5543

В парке прошел мастер-класс от хореографа Нигины Ахмадуллиной «Бию for you». Там же читались лекции по федерализму, татарской революции 1917 года, истории Альфии Авзаловой и татарской женщины в начале XX века.

Чтобы дети не докучали родителям и их куда-то можно было пристроить, работала площадка с центром «Сабыйлар» и «Кид спейс». А в зоне «Гыйлем» проводились лектории и презентации, в числе которых представление татарского перевода книги «Гарри Поттер и Философский камень».

IMG_5540

Любители экскурсии и вообще всей Казани вместе с туристами могли себе выбрать любую из трех: «Забытые водные пространства», «Татарские следы на Черном озере» и «Как стать знатоком архитектуры за два часа».

— Мы говорим о водоемах, которые были в центре Казани и которых сейчас уже нет, — рассказывает автор экскурсии «Забытые водные пространства Казани» и сетевой публицист Марк Шишкин.

Он отмечает, что парк «Черное озеро» располагается на засыпанном в конце XIX века казанском одноименном водоеме.

IMG_5536

— Если говорить об исчезнувших водоемах, то надо начинать с озер на Сенной площади или Тихвинской, которая была на месте, где сейчас сквер Парижской коммуны. В районе торгового центра «Кольцо» было озеро Гузеево, там была Рыбнорядская площадь, — перечисляет собеседник и добавляет, что все бывшие казанские озера оставили следы. Например, засыпка Черного озера привела к обвалам Александровского посада.

— На экскурсии я также говорил о провале Лошкинской богодельни Первой гимназии в 1860 году, потому что было озеро Ключевское, связанное с Черным озером. И провал случился как раз тогда, когда засыпали Банное озеро и велись работы по засыпке Черного озера, — рассказывает Марк Шишкин.

IMG_5537

Со слов собеседника, эта информация интересна людям потому, что они начинают видеть Казань такой, какая она была при первых поселенцах.

— Например, ты идешь по улице Пушкина, где везде дома стоят и есть здоровенный УНИКС. А во время экскурсии ты уже погружаешься в глубь истории и перед твоими глазами то, что ты идешь по дну оврага, за пределами посадской стены внешнего города. По дну оврага течет ручей, впадающий в озеро Гузеево, а над головой — кроны деревьев. Затем ты идешь к Белому озеру, переходя через Ленинский садик. Между прочим, это озеро было самым чистым — из него казанцы брали воду. Потом идешь к Черному озеру — самому большому, затем — к Банному, — рисует картину старой Казани Марк Шишкин. В день фестиваля на его экскурсию собрались 20 человек.

У входа в парк «Черное озеро» горожан поджидала необычная будка. Как оказалось, она поэтическая и устроена очень своеобразно.

IMG_5541

— У меня была такая теория. Как правило, у нас проходят различные чтения и люди выходят на трибуну, некоторые стесняются. На самом же деле никто так стихи не читает. Никто не ходит, мол, пойду послушаю стихи. Обычно все тихо читают стихи с книг. Я решил убрать момент присутствия автора и читателя. В будке ты сидишь и не видишь, кому читаешь стихи. Также ты не видишь, кто тебе читает стихи. На выходе получается поэтическая исповедальня. Каждый может зайти и послушать. Поэтому мы сами выбирали и не афишировали, кто именно там читает стихи, — рассказывает автор проекта, один из организаторов «Печән базары» зампред Всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов.

— Фестиваль «Печән базары» проводят наши городские татарские сообщества. У нас есть поэты, которые приводят свою аудиторию. В этом году участвуют театральные и киношные сообщества. Также подключились дизайнеры, огромный вклад привносят те, кто занимается татарской кулинарией, а также активные сообщества, занимающиеся детьми, — рассказывает председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин.

IMG_5544

Он также сообщает, что есть благотворители, помогающие фестивалю деньгами, а есть и те, кто дает содержательное наполнение «Печән базары». Организационные вопросы по поводу того, чему быть на фестивале и что нового придумать, генерируются в штабе Всемирного форума.

— У нас каждый человек на фестивале находит что-то свое. Кто-то, например, сидит на лекции по федерализму, кто-то хочет поесть татарские блюда, другому интересны уроки танцев. Мне кажется, большинство людей приходят в надежде, что на фестивале встретят людей с такими же интересами и что смогут пообщаться с ними. Обратите внимание — здесь очень много девушек в мусульманских платках, много людей в тюбетейках. В другое время они никогда так не оденутся, — говорит собеседник.

IMG_5539

Для Табриса Яруллина важно, чтобы на мероприятии был четко выдержан формат с татарским этническим компонентом.

— У нас никто не жарит шашлыков, в основном все предлагают попробовать кыстыбый. Да и в парке «Черное озеро» открытый огонь запрещен. Каждому из участников мы направили рекомендацию, чтобы привнести с собой в фестиваль что-то татарское, — говорит собеседник.

IMG_5538

В то же время, продолжает Табрис Яруллин, «Печән базары» не только для татар, а для всех горожан. Потому что нечто уникальное интересно людям вне зависимости от национальности.

— Люди именно за этим к нам и приходят. Ведь нигде не увидишь настоящий татарский фест с читками пьес, с интересными лекториями. А Сабантуй — это сельский праздник плуга. Но мы-то все городские люди. Нас город урбанизирует, размывает в нас этнические особенности. Поэтому «Печән базары» — это у нас такой ответ на обезличенную урбанизацию, — резюмирует Табрис Яруллин.


Читайте также: Котельная, бомбоубежище, амфитеатр: Челны переживают рождение новой клубной культуры


Фото: KazanFirst, vk.com

Comment section

Добавить комментарий

Войти: