базары». Мероприятие стало своеобразной альтернативой городским Сабантуям, с
более усиленным татарским этническим компонентом
Около 10 000 человек посетили татарский урбанистический фестиваль «Печән базары». Мероприятие стало своеобразной альтернативой городским Сабантуям, с более усиленным татарским этническим компонентом.
Ильнур Ярхамов — Казань
С утра до вечера в субботу в парке «Черное озеро» проходил фестиваль «Печән базары» — «Сенной базар». В одном месте собрались дизайнеры, производители национального фастфуда, поэты, экскурсоводы, танцоры, историки и политологи. Всех их объединяла приближенность к татарской культуре, её мотивам и истории.
Гастрономическим гвоздем фестиваля стал черный кыстыбургер, который пекли повара местной фастфуд-сети «Түбәтәй». За ним перманентно стояла очередь в 8-12 человек. И уже через два часа после начала фестиваля, а он стартовал в 11.00, у поваров закончились ингредиенты для блюда. Само блюдо состоит из черной лепешки, котлеты, овощей, сыра и соусов. В окраске булки использовались «съедобные чернила».
Хотя авторы блюда и успокаивали всех, что в кыстыбургере нет никаких «консервантов, добавок и всякой химии», были и те, кто на блюдо смотрел с подозрением. Некоторые же шутили, говоря, что черная лепешка — самая настоящая татарская, потому что окрашена татарстанской нефтью.
Территория фестиваля была разбита на шесть условных зон. Дизайн-маркет работал с 11.00 до 22.00 часов. На фуд-корте, помимо уже упомянутого «Түбәтәй», ожидались презентация и выступление нового бренда татарского фастфуда — Edatatar. Намечен был и мастер-класс по приготовлению талкыш каләве от ресторана «Тәмле булсын».
В парке прошел мастер-класс от хореографа Нигины Ахмадуллиной «Бию for you». Там же читались лекции по федерализму, татарской революции 1917 года, истории Альфии Авзаловой и татарской женщины в начале XX века.
Чтобы дети не докучали родителям и их куда-то можно было пристроить, работала площадка с центром «Сабыйлар» и «Кид спейс». А в зоне «Гыйлем» проводились лектории и презентации, в числе которых представление татарского перевода книги «Гарри Поттер и Философский камень».
Любители экскурсии и вообще всей Казани вместе с туристами могли себе выбрать любую из трех: «Забытые водные пространства», «Татарские следы на Черном озере» и «Как стать знатоком архитектуры за два часа».
— Мы говорим о водоемах, которые были в центре Казани и которых сейчас уже нет, — рассказывает автор экскурсии «Забытые водные пространства Казани» и сетевой публицист Марк Шишкин.
Он отмечает, что парк «Черное озеро» располагается на засыпанном в конце XIX века казанском одноименном водоеме.
— Если говорить об исчезнувших водоемах, то надо начинать с озер на Сенной площади или Тихвинской, которая была на месте, где сейчас сквер Парижской коммуны. В районе торгового центра «Кольцо» было озеро Гузеево, там была Рыбнорядская площадь, — перечисляет собеседник и добавляет, что все бывшие казанские озера оставили следы. Например, засыпка Черного озера привела к обвалам Александровского посада.
— На экскурсии я также говорил о провале Лошкинской богодельни Первой гимназии в 1860 году, потому что было озеро Ключевское, связанное с Черным озером. И провал случился как раз тогда, когда засыпали Банное озеро и велись работы по засыпке Черного озера, — рассказывает Марк Шишкин.
Со слов собеседника, эта информация интересна людям потому, что они начинают видеть Казань такой, какая она была при первых поселенцах.
— Например, ты идешь по улице Пушкина, где везде дома стоят и есть здоровенный УНИКС. А во время экскурсии ты уже погружаешься в глубь истории и перед твоими глазами то, что ты идешь по дну оврага, за пределами посадской стены внешнего города. По дну оврага течет ручей, впадающий в озеро Гузеево, а над головой — кроны деревьев. Затем ты идешь к Белому озеру, переходя через Ленинский садик. Между прочим, это озеро было самым чистым — из него казанцы брали воду. Потом идешь к Черному озеру — самому большому, затем — к Банному, — рисует картину старой Казани Марк Шишкин. В день фестиваля на его экскурсию собрались 20 человек.
У входа в парк «Черное озеро» горожан поджидала необычная будка. Как оказалось, она поэтическая и устроена очень своеобразно.
— У меня была такая теория. Как правило, у нас проходят различные чтения и люди выходят на трибуну, некоторые стесняются. На самом же деле никто так стихи не читает. Никто не ходит, мол, пойду послушаю стихи. Обычно все тихо читают стихи с книг. Я решил убрать момент присутствия автора и читателя. В будке ты сидишь и не видишь, кому читаешь стихи. Также ты не видишь, кто тебе читает стихи. На выходе получается поэтическая исповедальня. Каждый может зайти и послушать. Поэтому мы сами выбирали и не афишировали, кто именно там читает стихи, — рассказывает автор проекта, один из организаторов «Печән базары» зампред Всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов.
— Фестиваль «Печән базары» проводят наши городские татарские сообщества. У нас есть поэты, которые приводят свою аудиторию. В этом году участвуют театральные и киношные сообщества. Также подключились дизайнеры, огромный вклад привносят те, кто занимается татарской кулинарией, а также активные сообщества, занимающиеся детьми, — рассказывает председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин.
Он также сообщает, что есть благотворители, помогающие фестивалю деньгами, а есть и те, кто дает содержательное наполнение «Печән базары». Организационные вопросы по поводу того, чему быть на фестивале и что нового придумать, генерируются в штабе Всемирного форума.
— У нас каждый человек на фестивале находит что-то свое. Кто-то, например, сидит на лекции по федерализму, кто-то хочет поесть татарские блюда, другому интересны уроки танцев. Мне кажется, большинство людей приходят в надежде, что на фестивале встретят людей с такими же интересами и что смогут пообщаться с ними. Обратите внимание — здесь очень много девушек в мусульманских платках, много людей в тюбетейках. В другое время они никогда так не оденутся, — говорит собеседник.
Для Табриса Яруллина важно, чтобы на мероприятии был четко выдержан формат с татарским этническим компонентом.
— У нас никто не жарит шашлыков, в основном все предлагают попробовать кыстыбый. Да и в парке «Черное озеро» открытый огонь запрещен. Каждому из участников мы направили рекомендацию, чтобы привнести с собой в фестиваль что-то татарское, — говорит собеседник.
В то же время, продолжает Табрис Яруллин, «Печән базары» не только для татар, а для всех горожан. Потому что нечто уникальное интересно людям вне зависимости от национальности.
— Люди именно за этим к нам и приходят. Ведь нигде не увидишь настоящий татарский фест с читками пьес, с интересными лекториями. А Сабантуй — это сельский праздник плуга. Но мы-то все городские люди. Нас город урбанизирует, размывает в нас этнические особенности. Поэтому «Печән базары» — это у нас такой ответ на обезличенную урбанизацию, — резюмирует Табрис Яруллин.
Читайте также: Котельная, бомбоубежище, амфитеатр: Челны переживают рождение новой клубной культуры
Фото: KazanFirst, vk.com
Comment section