foto_1

Борьба за казанский рынок такси: санкции для водителей, демпинг и монополизация


Мобильные сервисы-гиганты такси консолидируются и скупают местные операторские службы, предлагая заниженные тарифы, чтобы привлечь к себе новую аудиторию. Но если потребителям еще предоставляют какие-то привилегии, то водители вынуждены «перебегать» от одной компании к другой, чтобы хоть как-то заработать.


Светлана Буракова — Казань

Кому на рынке такси жить хорошо

Водитель Дмитрий честно признался, что совсем недавно принял решение перейти в «Яндекс.Такси» из региональной службы «Татарстан». Причина — объединение «Яндекса» и Uber сильно сказалось на работе местного перевозчика, даже его слияние с сервисом Gett ситуацию не спасло.

— В «Татарстане» сейчас положение бедственное, поэтому я и перешел в «Яндекс». Заказов и так нет, так еще и санкции ввели. Если ты отказываешься от заказа, с тебя списывают порядка 20 рублей. Если раньше я работал на автомобиле повыше классом, соответственно, категорию заказов получал дороже, еще ничего. Когда пересел на более дешевую марку, стало совсем плохо, — рассказывает обеспокоенный водитель.

К слову, есть и оборотная сторона медали. «Яндекс» и Uber берут клиентов не только заработанным именем и уровнем обслуживания, но и низкой ценой. Клиенты довольны, а вот водители вновь не очень.

— Система работает довольно хитро: пока не начнешь поездку, не видно ни ее стоимости, ни расстояния, а когда начал, особенно за наличный расчет, уже не отменить, — поделился водитель Uber Александр. Однако, по его словам, за полный рабочий день можно заработать порядка 3 тыс. рублей «чистыми» благодаря стабильному потоку заявок. В Uber же низкие цены объясняют оптимизацией поездок и уверяют, что это, напротив, дает возможность зарабатывать водителям больше.

foto_2

— Приложение применяет алгоритмы интеллектуальной диспетчеризации — направляет заказы ближайшему водителю, выстраивает оптимальные маршруты, может формировать непрерывные цепочки заказов, когда водитель получает новый, еще не закончив предыдущий, направляет водителей в районы повышенного спроса. Все это снижает простои и время холостого хода и позволяет совершить больше поездок в час, а значит, больше заработать, — уточнила Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ.

«Плохишей» — в блок, а «отличникам» — больше заявок

«А вы мне поставите хорошую оценку в приложении?» — в последнее время этот вопрос можно услышать от водителей такси чаще, чем «Всего доброго, до свидания». Однажды шофер одного из сервисов во время поездки нарушил правила дорожного движения и мы были буквально в миллиметре от ДТП. При этом он с облегчением выдохнул и поспешил уточнить: «Надеюсь, это не отразится на моем рейтинге в приложении?». Так почему же они, как школьники, переживают за оценки и на что они вообще влияют?

— В целом система рейтингов — это инструмент регулирования качества сервиса. Водители, чей рейтинг опускается ниже определенного показателя, отключаются от платформы. При этом служба поддержки внимательно анализирует всю обратную связь, обязательно связывается с пассажиром и/или водителем и разбирает все возникшие ситуации, — объяснили журналисту KazanFirst в пресс-службе Uber.

На рейтинг водителей влияют и отказы от поездок, прокомментировали в компании Gett. Если штрафных санкций в денежном эквиваленте они не получат, то понизятся на ступеньку на «доске почета», конкретно в Казани этот показатель не влияет на тариф для водителя напрямую. Вместе с тем таксисты, у которых слишком низкий отклик (ниже 25% принятых заказов от числа поступивших в неделю), блокируются в системе.

foto_3

К слову, наличие дополнительных «премий» или «поощрений» для тех водителей, которым удалось забраться на вершину рейтинга, ни в одном из опрошенных сервисов не подтвердили.

Монополизируют ли рынок «Яндекс» и Uber

Консолидация еще не состоялась, а шума вокруг нее уже предостаточно. Однако ни Uber, ни «Яндекс» прогнозов пока не делают.

— В настоящий момент сделка проходит согласование с регулирующими органами, мы ожидаем ее закрытия в IV квартале 2017 года. Пока преждевременно обсуждать какие-либо аспекты работы новой компании, которая будет создана после закрытия сделки, — считает Ирина Гущина, а конкуренты в свою очередь не очень-то переживают за свое положение в свете этих событий и не считают, что объединение двух крупных сервисов приведет рынок такси к монополизации.

Так, начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников уверен, что антимонопольное ведомство не усматривает в возможном объединении двух онлайн-компаний негативных последствий для российского рынка, их общая доля не превысит долей более крупных сервисов заказа такси.

— Подобные объединения решают организационные проблемы. Или же они нужны для привлечения капитала инвесторов и распределения его внутри организаций. На деле для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется. Специфика рынка такси в том, что он не может быть монопольным. Конкуренция высока. К тому же он всегда открыт. На него в любой момент могут зайти зарубежные компании. Могут проявить себя существующие российские компании, которые набирают рост. Или создадутся новые. Не надо забывать и о том, что в каждом отдельном городе есть местные фирмы. Они тоже конкуренты, — считает собеседник.

Для Gett же это означает, что теперь одним конкурентом стало меньше, заявил Дэйв Вайсер, основатель сервиса. Вместе с тем он подчеркнул, что для клиента упростится выбор: Gett — качество водителей, «Яндекс» — объем.  Для водителей же теперь Gett будет единственной альтернативой «Яндексу». В долгосрочной перспективе это приведет к тому, что все водители будут иметь оба приложения, как это случилось в Америке с Uber и Lyft.

— Ожидаемый конец ценовой войны между «Яндексом» и Uber, видимо, приведет к повышению цен и возврату к более стабильным показателям маржинальности, — заключил Вайсер.

К слову, даже татарстанские чиновники в качестве корпоративного сервиса выбрали Uber, а не родной «Татарстан».


Наша справка

Средняя стоимость поездок

Такси Цена за 5 км Цена за 10 км Цена за 20 км
Uber эконом 100 рублей 150 рублей 220 рублей
Яндекс.Такси 103 рубля 165 рублей 244 рубля
Такси «Татарстан» 115 рублей 185 рублей 325 рублей
Gett 100 рублей 148 рублей 400 рублей
Такси «Максим» 125 рублей 200 рублей 300 рублей

Читайте также: Резонансное ДТП в Челнах: горожане винят во всем ГИБДД


 


Опубликовано 11.10.2017

16 комментариев

Турист

был в казани недавно. таксисты у вас ужасные. такого невежества нигде не встречал. просто ужас.

Василий

И не говорите..

Довольный

Только от жизни сабачей собака бывает кусачей

недовольный

почему в яндекс.такси постоянно выскакивает «высокий спрос»? когда дороги абсолютно пустые, например, в 9 часов утра в воскресенье, что за бред? зачем увеличивать цену в два раза ни за что?

Олег

Такая же ерунда у Убера. Высокий спрос и ценник сразу задран, хотя не час пик

Дмитрий

Так в вск все отдыхают или спят. Про спрос не бред.

17 минут

Будущее за такими, как Яндекс и Убер. Татарстан — это архаизм!

Скептик

В таксисты подаются ленивые задницы и бездари, которые хотят заработать, не особо напрягаясь. Их можно приравнять к охранникам в ТЦ или консьержкам. Нужная профессия, конечно, кому-то же нас обслуживать, но уважения не вызывает. Поэтому как бы таксистов не «трясло», ни сколько их не жаль. Получай образование, развивайся, стремись, будь мужиком, а не ленивым халдеем.

Артемка

вот не правда) мне вот просто нравится работать таксистом) напротив, у пассажиров бы побольше уважения к нам) а то ведут себя как хамло, которым за их 150 рублей нужно чуть ли не попу подтирать) а работа вполне интересная, если кому нравится в компьютерные игры играть — сел за руль, выполняешь квесты, денежки зарабатываешь)

Рустам

Деньги портят всех, таксисты не исключение. Они жалуются на конкурентов, но сами свою работу выполнять не хотят, задирают цены, так что людям проще и дешевле ловить частников.

Футурист

водитель, по сути, скоро станет не нужным звеном в цепочек работы службы такси. также как когда-то отмирать начали колл-центры у каждой службы, появились большие службы заказа, объединяющие множество таксопарков. потом пришли компании, типа яндекса, работающие через приложение — за счет снижения количества работников снизили и цены. в перспективе — беспилотники. потому удивляться, что таксисты хуже зарабатывают — глупо. это просто раньше они слишком хорошо жили. опять же — 3 000 рублей за смену работы в тех же Челнах еще поискать надо. в переходный период на место профессиональных шоферов придут бомбилы — те, кто подрабатывают. потом беспилотники.

Довольный

Вам лиж бы холявы побольше

Елена

Я вот не понимаю, почему таксисты, которые ловят клиентов в зоне прилета в Казанском аэропорту заламывают цены. Прилетела ночью, говорят, за тышу довезем. Вызвала такси по телефону. Приехали быстро, довезли за 500. Может, приезжающие таксисты с «дежурными» выручкой делятся? За то, что пугают клиентов тыщами?

Рустам

Расчёт на приезжих с других городов)))

Евгений

Просто в таких случаях надо не с мигалками а скрытая машина преследования две штуки желательно джипы мощные по лошадям чтоб тут же нагнали по тихому и заслон зделали в крайнем случае по колесам стрелялиб когда он збавил скорость вот и все готовый план для таких случаев …….

Ринат

Молодцы убер и яндекс!давно пора разогнать такие диспетчерские службы как такси лидер например.придешь в офис к ним , все важные пипец, хозяева жизни прям, решалы хреновы.

Комментировать