Реконструкция набережной Кабана: общественные зоны развивают для нужд туристов, надеясь, что горожане не обидятся

Тема развития общественных пространств в Татарстане в Год парков и скверов набирает обороты. Работа над проектами преобразования набережной озера Кабан — самой масштабной из прогулочных зон столицы — в самом разгаре. Проект-победитель будет известен 30 сентября
Тема развития общественных пространств в Татарстане в Год парков и скверов
набирает обороты. Работа над проектами преобразования набережной озера Кабан
— самой масштабной из прогулочных зон столицы — в самом разгаре.
Проект-победитель будет известен 30 сентября

Лейсана Набиева — Казань 

В конце апреля глава республики Рустам Минниханов, очевидно, под впечатлением от успехов Года парков и скверов предложил продолжить реорганизацию общественных пространств в 2016 году, условно названным Годом водоохранных зон Волги и Камы. 18 июня начался международный архитектурный конкурс на создание концепции развития набережной и береговой зоны системы озер Кабан. 

Спустя три недели были определены 10 финалистов — ведущие российские и иностранные архитектурные бюро, которые 20 и 21 июля принимали участие в установочных сессиях с членами жюри и экспертного совета конкурса. Участники встреч (они прошли в резиденции «Штаб» в узкопрофессиональном кругу) без зрителей обсудили детали, которые должны быть учтены в проекте.

30 сентября будет объявлена команда-победитель, которая получит контракт на 1 млн рублей, последующие 5 команд получат приз по 600 000 рублей. Мэр Казани Ильсур Метшин возглавит жюри конкурса, помощник президента РТ Наталия Фишман руководит экспертным советом.

По словам Фишман, конкурсанты должны увязать в единую концепцию протоки реки Булак, Нижнего, Среднего и Верхнего Кабана, при этом должна учитываться реконструкция казанского зоопарка. Он будет иметь выход к берегу озера и будет связан с противоположной стороной. 

Кандидаты в победители 

За право реализовать свой проект борются представители России, Франции, Италии, Китая, Нидерландов и Испании. Это компании: 

  • Меганом + Off-the+Grid (Россия, Москва – Франция, Париж);
  • Turenscape + MAП (Китай, Пекин – Россия, Москва);
  • АБ «Рождественка» + Debarre Duplantiers (Россия, Москва – Франция, Париж);
  • TM + Stefano Boeri Architetti (Россия, Самара – Италия, Милан);
  • Groundlab + КБ23 (Великобритания, Лондон – Россия, Москва);
  • FORM + Burgos & Garrido (Россия, Москва – Испания, Мадрид);
  • SVESMI / JUURLINK [+] GELUK / ОЛЬГА ВАЛЬЧУК / BANANA TRENDS / ЮЛИЯ БЫЧКОВА + АНТОН КОЧУРКИН (Нидерланды, Роттердам – Россия, Москва);
  • KCAP & SPNVK (Нидерланды, Роттердам – Россия, Казань);
  • Archea Associati + Novikov’s Archipractice (Италия, Флоренция – Россия, Казань);
  • IND architects (Москва, Россия) + BASE (Париж, Франция)

Прежде чем обсудить техзадание проектов, архитекторы интересовались у экспертов особенностями зоны, возможностями ее применения. Мы можем развивать территорию с точки зрения потребностей туристов или нужд горожан, акцентировал президент Ассоциации туристических агентств Татарстана Рамиль Мифтахов: «Но если вы отдадите приоритет туристам, думаю, казанцы не обидятся».
Реконструкция набережной Кабана: общественные зоны развивают для нужд туристов, надеясь, что горожане не обидятся
Накануне для участников сессии провели экскурсию по городу, потому архитекторы задали довольно много вопросов о том, почему пустуют зоны, которые могли бы стать точкой притяжения туристов: «Почему исторический центр пустой, есть ли стратегии задействования этих объектов?», — спросила одна из финалисток. 

«В центре города дома — частная собственность. Была задача реставрации помещений, но внутри владельцы распоряжаются сами», — сказал Мифтахов. «Дома по [улице] Тукая? Это Семинская недвижимость, и там будут делаться гостиницы, когда разморозят его счета. Это будут гостиницы эконом-класса», — добавила зампредседателя Татарстанского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фарида Забирова.
Реконструкция набережной Кабана: общественные зоны развивают для нужд туристов, надеясь, что горожане не обидятсяДнем ранее глава Гостуризма РТ Сергей Иванов повторил не раз оговоренную концепцию развития туризма в республике: задача сделать так, чтобы туристы задержались не на один-два дня, а на три-четыре, актуальна как никогда. «Это имеет экономическое обоснование — турист оставляет от $40 до $65, если остается ночевать. Если не ночует — $15-20», — согласился Мифтахов. 

На прошедшем на днях совещании с журналистами премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков предсказал в этом году турпоток, превышающий 2 млн человек. Пока все усилия властей направлены на внутренний туризм — гостей из республики и России. 

По словам Мифтахова, самый развитый объект в озерной системе Казани — Нижний Кабан. «Так как остальным озерам пока нечем хвастать, мы туда туристов не возим, зона не предназначена для потребления», — пояснил он.
Реконструкция набережной Кабана: общественные зоны развивают для нужд туристов, надеясь, что горожане не обидятся
Неорганизованность транзитного туризма — одна из важных проблем, решение которой могло бы принести доход. По словам Забировой, в Старо-татарской слободе туристический поток очень большой: «За 2 часа, пока мы там сидели, проехало 22 автобуса. У туристов есть возможность выйти, походить, — сказала она, — но, судя по всему, пока эта зона не очень развита с точки зрения монетизации, поэтому туристы там не задерживаются». 

«В Старо-татарской слободе людей нет, потому что сами казанцы туда не ходят. Дело не в традициях, а в том, что там есть препятствия в виде широкой дороги, которую преодолевать нет желания. Не очень удобно проехать на велосипеде или пройти пешком», — пояснил бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов. А Нижний Кабан привлекает такое внимание, потому что он перспективен, ведь для туристов главное — пешеходный маршрут, продолжил он. Этим объясняется популярность улицы Баумана.
Реконструкция набережной Кабана: общественные зоны развивают для нужд туристов, надеясь, что горожане не обидятсяПо сравнению с Казанкой Кабан в приоритете: «Туристы и то, и другое посещают с удовольствием, но Кабану больше внимания — там и центр, людей в центре больше живет, и приезжают туда чаще», — перечисляет Мифтахов.

Не двигатель экономики

«Туризм — далеко не большая доля в экономике Татарстана, это буквально несколько процентов, которые сильно не влияют на ВРП. Туризм имеет больше социальное (с точки зрения создания рабочих мест) и  имиджевое значение (инфраструктуры). Это не двигатель экономики», — отметил Нагуманов

Бренд «спортивная столица», безусловно, на руку Казани, но не нужно делать акцент только на этом, поскольку большой турпоток возможен только во время проведения международных мероприятий, сказал Мифтахов. По его словам, в Казани на период проведения ЧМ по водным видам спорта номерной фонд заполнен на 50% — из 24 000 мест в отелях заполнено 12 000. Наша задача — развитие региональных брендов, которые были сформированы в последние 8-10 лет, и привлечение туристов, не ориентированных на спорт. Кабан может стать региональным брендом, возможно, межрегионального уровня, добавил Мифтахов. 

По словам Нагуманова, приоритет будет отдаваться проектам, которые учитывали бы экономическую эффективность территории. Какие бы решения ни предлагались, нужно сделать так, чтобы затраты на эксплуатацию были минимальны, добавил он: «Это должно функционировать самостоятельно, это будет ключевым моментом в выборе со стороны муниципалитета, должна быть возможность доступа МСП на эту территорию». Бизнесмены сейчас в поиске, как это будет выглядеть, — нужен единый стиль капитальных сооружений.
Реконструкция набережной Кабана: общественные зоны развивают для нужд туристов, надеясь, что горожане не обидятсяТрансформация территории повлияет на экономику близлежащего пространства, сказал омбудсмен, поэтому нужно предусмотреть, чтобы эту территорию не постигла судьба улицы Баумана: «Если раньше это была одна из фешенебельных улиц, сейчас все поменялось. Там нет дорогих магазинов и контингент там особенный. Мы не хотим маргинализации людей, которые там будут находится». Нужно оценить эффект — будет ли это деловой центр или превратится в туристический центр — прогнозы на этот счет тоже будут большим плюсом». 

На территории находится 27 памятников истории и культуры: 3 федерального значения, 19 — регионального. Все памятники архитектуры и промышленности надо учитывать, сказала Забирова, напоминая про завод «Красный восток»: «Насыщать жизнью промпредприятия тоже надо». 

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *