Почему российское кино избегает оценки Сталина

Отечественные кинорежиссеры отстранились от дискуссии о роли правителя в судьбе страны
Отечественные кинорежиссеры отстранились от дискуссии о роли правителя в судьбе
страны, превратив исторические драмы в комиксы. На этом фоне одобрение политики
Сталина среди населения растет

Кадр из фильма «Утомленные солнцем: предстояние»


Никита Анисимов — Казань

Современные русские кинорежиссеры избегают объективного взгляда на персону Иосифа Сталина и сталинскую эпоху: исторические драмы превращаются в комиксы, обстановка тех времен как будто нарочно окарикатуривается, а российское общество дистанцировалось от дискуссии о роли правителя в судьбе страны. К такому выводу пришел культуролог, преподаватель Высшей школы экономики Егор Исаев, проанализировав более 13 отечественных фильмов о войне, за последние годы выходивших в широкий прокат. 

Представленные в кинематографе образы исторических персон того времени или сплошь списаны с голливудских супергероев с невероятными способностями или примитивны, а окружающая их атмосфера практически стерильна, пишет Исаев.

«Кинематограф, как правило, избегает серьезного, взвешенного подхода к теме, предпочитая гиперболические образы — фантастические или лубочные, — отмечает исследователь с своей статье. — В виде занимательного зрелища историю легче конвертировать в деньги, то есть сделать рентабельную киноленту. Современная историческая драма постепенно превращается в кинокомикс», — констатирует Исаев.

Свои выводы исследователь делает, основываясь на нескольких кинокартинах, рассчитанных на массового зрителя и получивших хорошие сборы в прокате: «Сталинград» (режиссер Федор Бондарчук), «Край» (Алексей Учитель), «Утомленные солнцем: предстояние» (Никита Михалков), «Брестская крепость» (Александр Котт), «Белый тигр» (Карен Шахназаров) и др. Все эти фильмы в том или ином виде воспроизводят события Великой Отечественной войны.
Почему российское кино избегает оценки Сталина

Например, капитан Маринин, главный герой фильма «Первый после бога» (2005) Василия Чигинского, сочетает в себе качества дворянина, денди и вполне благонадежного, безупречного советского офицера, отмечает исследователь.

«Если бы не пиетет к Отечественной войне, капитана Маринина можно было бы сравнить с Джеймсом Бондом: танцует танго, соблазняет женщин, побеждает всех, на начальство не оглядывается». — Это строчки из обзора фильма в журнале «Коммерсантъ Weekend».

Комдив Котов из «Утомленных солнцем» Михалкова чем-то напоминает современного киборга: из кисти героя торчат металлические пальцы, а указательный по желанию трансформируется в нож.

В других фильмах, пишет Исаев, довоенное время описывается с искажениями и представлено как «отлакированная» романтическая жизнь. В фильме «Поп» (Владимир Хотиненко) 2009 года, снятом под эгидой РПЦ, период, предшествующий войне, изображается как сытый, спокойный, и практически выглядит продолжением дореволюционной России. То же самое можно сказать и о «Брестской крепости» (2010) с ее ломящимися от товаров полками магазинов и танцами.
Почему российское кино избегает оценки Сталина

Жанр исторического фильма обретает черты супергероического эпоса. В итоге дискуссии о прошлом затихают, поскольку не остается площадок для обсуждения его сюжетов, — резюмирует Исаев. «Мы наблюдаем процесс превращения героического прошлого о Войне, сконструированного в брежневскую эпоху, в супергероическое прошлое — популярный формат голливудского фантастического блокбастера, позволяющий замолчать предвоенное и послевоенное время», — пишет культуролог.

Однако если дискуссии и затихают, то само отношение людей к Сталинской персоне продолжает постепенно меняться — в лучшую сторону, о чем свидетельствуют данные соцопросов.

Хорошо или плохо

За последние 15 лет оценки периода правления Сталина поменялись с негативных в начале нулевых до в целом положительных. Это видно из опросов, проведенных в марте 2015-го «Левада-Центром».  

С восхищением относятся к первому генсеку 2% опрошенных, еще 30% сказали, что питают к нему уважение. Столько же тех, кому Сталин безразличен. Симпатию к нему испытывают 7% респондентов. 5% ответили, что относятся к Сталину с неприязнью и ненавистью. О памятнике Сталину мечтают 9% участников опроса, 28% относятся к этой идее «скорее положительно». Противников монумента набралось тоже 9%. Интересно, что восприятие личности Сталина сильно меняется в зависимости от местности, уровня образования и социального статуса респондентов. Среди молодежи безразличие выказывает каждый второй, тогда как 43% представителей старшего поколения отзываются о Сталине положительно.   

Негативные чувства к вождю чаще испытывают москвичи, состоятельные граждане (в 4 раза). Люди с высшим образованием отзываются о нем с теплотой вдвое реже тех, кто получил образование ниже среднего.

В целом доля россиян, считающих, что Сталина стоит объявить государственным преступником, сократилась. В 2010 году такого мнения придерживался каждый третий, теперь — каждый второй респондент

Память о прошлом может причинять страдания, говорит автор исследования. И, судя по тому, что выходит на экраны, режиссеры — то ли из-за страха, то ли нежелания случайно выбиться из русла госполитики — не готовы к сколько-нибудь серьезному рассуждению о прошлом, к признанию ошибок и тем более к вынесению вердикта.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *