«Чистополь». Сумму инвестиций в проект его оператор — «Газпром газомоторное
топливо» — пока не раскрывает. Помимо завода в планах открытие 13 криоАЗС
Михаил Ляпунов — Набережные Челны
Завод по сжижению природного газа построят в индустриальном парке «Чистополь». К 2030 году в Татарстане планируется ежегодно производить 200 000 т сжиженного природного газа (СПГ).
Сумму инвестиций оператор проекта «Газпром газомоторное топливо» не раскрывает. Кроме строительства завода, компания намерена построить 13 криоАЗС, которые обеспечат потребность республики в СПГ. Об этом накануне было заявлено в Казани на совещании по вопросам развития газомоторной инфраструктуры на основе сжиженного природного газа, в котором приняли участие глава Татарстана Рустам Минниханов и гендиректор «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.
Чем отличается сжиженный газ от сжатого? Сейчас в автомобилях используется компримированный/сжатый природный газ. Он закачивается в баллон под давлением и находится в газообразном состоянии. Если природный газ охладить до −162 градусов, он переходит в жидкое состояние и уменьшается в объеме в 600 раз. Благодаря этому можно уменьшить количество топливных баков в автомобиле и увеличить запас хода транспорта, работающего на природном газе примерно в два раза по сравнению с использованием сжатого газа |
Завод планируют возвести в несколько очередей до 2030 года с поэтапным наращиванием мощности.
Подробности об этапах ввода в пресс-службе «Газпром газомоторное топливо» пока не раскрывают. Прогнозируемый объем реализации сжиженного природного газа к 2020 году – 3,8 млн т в год, ранее рассказывал в интервью «Эксперту» Лихачев.
При строительстве новых инфраструктурных объектов в приоритете будет сотрудничество с отечественными производителями основного технологического оборудования, подчеркивается в пресс-релизе. Компания прогнозирует, что к 2030 году СПГ в качестве моторного топлива в Татарстане будет использовать более 16 000 единиц техники, преимущественно автомобильный транспорт. Ежегодное потребление СПГ составит 197 000 т.
Проект повысит экономическую эффективность и конкурентоспособность транспортных предприятий, увеличит налоговые поступления в региональный бюджет и создаст новые рабочие места, а также улучшит экологическую обстановку, отмечается в пресс-релизе по итогам заседания.
Поставить оборудование для СПГ «Камаз» может на любой автомобиль, не требуется такого количества баллонов как для сжатого газа. Оборудование для СПГ занимает места не больше, чем простой дизельный бак, рассказывает директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. По его словам, в серийном производстве пока подобных грузовиков нет, так как нет заправочной инфраструктуры для них. Афанасьев утверждает, что срок их окупаемости примерно равен сроку окупаемости грузовика на сжатом газе – 1,5 года.
На «Автовазе» готовы к сертификации серийной версии Lada Granta CNG, которую автопроизводитель готов провести при наличии спроса на двухтопливную версию автомобиля. При этом, с учетом цены газа, 20%-ная прибавка к стоимости новинки окупается уже при пробеге 45 000 км, утверждается в пресс-релизе.
На «Автовазе» также хотят включить свой автомобиль в список программы госсубсидирования закупки техники на газомоторном топливе. «Пока в этой программе только коммерческие автомобили», – сетует Ильинский.
«Газпром газомоторное топливо» планирует развивать и сеть заправок на сжатом газе. Всего до 2023 года госкомпания собирается ввести в эксплуатацию в Татарстане 44 новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Суммарная мощность возрастет с 79 млн куб м в год до 230 млн куб м, то есть почти в три раза.