
KazanFirst — об идее Ильшата Аминова создать в Татарстане свой ВГТРК: мотивы, возможности и перспективы проекта
Гендиректор «ТНВ» Ильшат Аминов предложил антикризисное средство для индустрии телевещания в Татарстане — создать холдинг по типу ВГТРК. По его признанию, затея пока «витает на уровне идей»
Ильшат Аминов
Ильнур Ярхамов — Казань
Затею создать в Татарстане «горизонтально- и вертикально-интегрированную компанию по типу ВГТРК» озвучил вчера на итоговой коллегии агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» гендиректор телеканала «ТНВ» Ильшат Аминов.
По его словам, такая структура телерадиовещания в республике позволит оптимизировать расходы и создать качественный контент, потому что даже на его телеканале с 24-часовым режимом вещания выпускается «третьесортный мусор».
Как признался Аминов KazanFirst, идея создать телевизионный холдинг сейчас только «на уровне идей».
«Пока что я только идею дал, если её поддержат, то мы будем разрабатывать методику и методологию холдинга», — объясняет топ-менеджер. Слушавший выступление Аминова глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров пообещал подумать.
Идея не означает, что все телеканалы надо присоединить к «ТНВ», сразу подчеркивает Аминов: «Это означает, что нужно создать телеканал, который в себе объединил бы местные каналы».
Он ориентируется на структуру ВГТРК, где есть центральные компании плюс региональные компании, которые работают как новостные каналы и делают региональные новости.
Тем не менее, говоря о холдинге, Аминов не имеет ввиду создание «какой-либо иерархии среди телеканалов». Подобный проект в Татарстане уже планировался, вспоминает гендиректор «ТНВ», но «что-то не получилось, и всё равно приходится возвращаться к этому».
Необходимость создания холдинга Аминов также видит в потребности «приблизить республиканский и местный формат телезрителей». Они действительно различаются примерно так же, как федеральный формат и республиканский.
Тем не менее, «значительная вариабельность» контента должна будет сохраниться: «для сельской аудитории будет предусматриваться в основном больше всего татароязычный контент, городским — русскоязычный», размышляет топ-менеджер.
На сегодня у «Татмедиа» в каждом райцентре есть телекомпания, говорит коллега Аминова, председатель совета директоров телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев.
Слева Ильшат Аминов, справа Андрей Григорьев
Компании в этих городах работают с разными сетевыми партнёрами, добавляет Григорьев: «В одном населённом пункте работают с “СТС”, в другом со “Звездой”, в третьем с “НТВ”, кто-то с “ТНТ”».
Много лет такое партнерство было обоюдовыгодным. Федеральные каналы получают возможность вещания на частотах местных телекомпаний, взамен отдавая им свой контент.
Но сейчас большинство этих телеканалов вошли в первый или во второй мультиплекс цифрового телевидения. Это означает, что федеральным телеканалам больше не нужны будут местные частоты.
«Поэтому недалеко то время, когда у всех телеканалов “Татмедиа” возникнут проблемы с контентом — чем заполнять 24 часа вещания», — прогнозирует Григорьев. По его словам, сами местные телеканалы производят максимум 15-30 минут собственного контента: «Либо надо идти по пути [телеканала] KZN, то есть приобретать контент, что не есть очень дёшево. Либо, насколько я понимаю Ильшата Юнусовича [Аминова], преобразовать “ТНВ” в ВГТРК по типу региональных радиостанций. То есть по схеме ВГТРК: берётся сетка телевещания, выделяются окна для региональных ставок и окна для рекламы», — продолжает собеседник.
Интерес Аминова Григорьеву понятен: «За счёт приближения к телезрителю его канал становится более рейтинговым». Интерес «Татмедиа» также понятен: «Не надо будет тратить деньги на закупку контента у сетевых партнёров, и [“Татмедиа”] получат серьёзного игрока в области телевидения».
По такой же схеме — в виде структуры по типу ВГТРК — работает телеканал «Эфир» с «РЕН-ТВ». «Получается, что “РЕН-ТВ” отбивает свои затраты на национальной рекламе, а мы — на региональной», — заключает Григорьев.
При использовании структуры ВГТРК в Татарстане нужно учитывать региональную специфику в целом, рассуждает декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков. Для создания крупной телеструктуры в регионе необходимо как минимум две крупные компании, причем с уже сформированными экономическими расчётами, продолжает он.
По словам Третьякова, создатели «крупных объединений и телеканалов» отказываются принимать в расчет, что сегодня в России явный переизбыток телеканалов, как на региональном уровне, так и на федеральном.
«Аудитория страны — условно 145 млн человек, включая стариков и детей. Старики смотрят каналы, потому что привыкли, грудные дети не смотрят ничего, а люди, живущие активной жизнью, не нуждаются в просмотре 100 телеканалов в день», — уверен Третьяков.
России, по его словам, также досталась весьма специфическая аудитория. «Для американцев новости из Америки куда важнее, чем другие. А нашим очень нужна международная информация в каждом выпуске новостей», — поясняет он. По его словам, этот запрос могут удовлетворить только федеральные каналы, за которыми стоит история, мощь и привычка их смотреть.
«Региональные СМИ не будут жить так же роскошно и богато, как федеральные СМИ. Их аудитория всё равно ограничена. Но потребность в их национальной и региональной специфике есть», — уверен он.
И.о. зафкафедрой телевещания и телепроизводства КФУ Роман Баканов опасается предложения Аминова: «За свою историю структура ВГТРК имела неудачный опыт».
«8-10 лет тому назад ВГТРК подсократила свои региональные корпункты», — вспоминает собеседник. По его словам, тогда основной упор был сделан на новостной контент, хотя Татарстану повезло больше, потому что у республики сохранилась своя литературно-художественная киностудия.
Тогда руководство ВГТРК сократило время вещания региональных компаний. Если у республики остался канал «Татарстан», вещавший по 7-8 часов в день, то у других убрали все программы, оставив только новости — например, «Вести Чувашии», «Вести Поволжья», у некоторых даже убрали национальное вещание, замечает Баканов. Таким образом, произошла «новостная централизация».
Хотя сейчас ВГТРК пересматривает свою политику телевещания. «Несколько месяцев тому назад было заявлено, что ВГТРК возвращается к своему предыдущему формату, когда больше времени уделялось местному времени», заключает Баканов.
Понять мотивацию Аминова не сложно даже людям, далеким от телевидения. Отрасль в регионах переживает жесточайший кризис, вызванный не столько плохой экономикой — хотя и она влияет — сколько структурными реформами. Телевидение переходит на «цифру», а региональные телекомпании из-за этого остаются фактически не у дел.
Идея создать вертикально-интегрированный телевизионный холдинг вызвана, скорее, заботой Аминова о коллегах, которые рискуют потерять работу, нежели беспокойством о качестве местных телепрограмм. Сам Аминов не скрывает, что на республиканских телеканалах зачастую выходит «третьесортный мусор». Вряд ли объединение кардинально исправит эту ситуацию.
Косвенно это подтвердил и глава администрации президента Асгат Сафаров, когда ответил Аминову, что он рассуждает как депутат парламента, а не как нанятый менеджер.
В активе «Татмедиа» числится 21 районный и городской телеканал. К слову, в Татарстане всего 14 городов республиканского значения и 43 района, значит не все они обеспечены своими телеканалами: 1) «Актаныш Авазы», 2) «Альметьевск ТВ», 3) «АпасХәбәрләре», 4) «Арча», 5) «Бавлы ТВ», 6) «Буадулкынлары», 7) «Зай-ТВ», 8) «Зеленый дол», 9) Телеканал KZN, 10) «Камские поляны», 11) «Лениногорск», 12) «Мөслим ТВ», 13) «НТР» — нижнекамская телекомпания, 14) «Нократ дулкыннары», 15) «Нурлат» (судя по логотипу, федеральный партнёр «ТНТ»), 16) «Пестрецы», 17) «Саба дулкыннары», 18) «ТВ-информ-Мензеля», 19) «Тюлячинское телевидение», 20) «Чаллы-ТВ», 21) «Чистополь-ТВ». |
Фото: пресс-служба президента Татарстана, Tatcenter.ru