«Наша задача – подставить региональное плечо в выработке национальной политики. Мы не особо так с оглядкой на Москву работаем»

Руководство Татарстана недовольно нынешним состоянием нацполитики на федеральном уровне и предлагает Москве свой рецепт гармонизации этноконфессиональных отношений

Ильнур Ярхамов, Казань

Власти Татарстана в лице спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина признались, что федеральный центр — не ориентир для Казани в выработке национальной государственной политики. Заявление спикера прозвучало вчера в Доме Дружбы народов на конференции, посвящённой вопросам этноконфессионального положения дел в России и в регионе.

Мухаметшин дал понять, что в Татарстане сложилась своя модель нацполитики и республика готова предложить Москве в помощь свое «региональное плечо». Замруководителя аппарата президента РТ – руководитель Департамента внутренней политики Александр Терентьев отметил, что отличительной особенностью национальной политики в Татарстане является поддержка и работа с этнокультурными общественными организациями.

Претензии Мухаметшин основывал на реальных фактах, которые явно свидетельствовали, что у государственно-национальной политики на федеральном уровне из-за частых реформирований есть определённые проблемы. Интересной иллюстрацией этого стало присутствие на конференции Александра Журавского, директора Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений упразднённого Минрегионразвития России.

«Наша задача – подставить региональное плечо в выработке национальной политики. Мы не особо так с оглядкой на Москву работаем»
Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин

«Вопросы межэтнических отношений также являются вопросом и внутренней безопасности страны. Они заслуживают, чтобы им занимались на федеральном уровне более чётко или персонифицировано», — заявил Мухаметшин. Он напомнил, что когда-то в России было министерство национальности, потом появилось министерство регионального развития, и вот теперь вопросы по межэтноконфессиональным отношениям перешли в министерство культуры. К слову, на конференции не было ни одного федерального чиновника из Минкульта РФ.

«Мне кажется, это потеря времени. Кадровая чехарда, опять поиск финансирования и поиск кадров, специализирующихся на проблемах межэтноконфессиональных отношений – они немножко осложняют нашу работу», — посетовал спикер. Тем не менее Мухаметшин не забыл дипломатически смягчить своё замечание – он выразил надежду, что министр культуры России Владимир Мединский справится с новым кругом проблем.

В итоге, на конференции приняли резолюцию, где в одном из первых пунктов было прописано «считать приоритетным стабильность функционирования федерального исполнительного органа по реализации национальной политики, учитывая негативные последствия частого реформирования его в последние годы».

«Наша задача – подставить региональное плечо в выработке национальной политики. Мы не особо так с оглядкой на Москву работаем»
Слева направо: министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, депутат Ильдар Гильмутдинов

Недовольство Мухаметшин выразил в отношении нынешнего состояния Ассамблеи народов России: «Сегодня авторитет Ассамблеи, в силу того что он недооценён как общественный институт, особой роли не играет. Я не говорю о Светлане Смирновой, которая возглавляет Ассамблею. Она много усилий прилагает, чтобы как-то поддержать реноме этого института».

Мухаметшин уверен, что Ассамблею должен возглавить «кто-то из действующих федеральных чиновников достаточно высокого уровня». Чтобы у него были контакты и возможности с правительством и законодателями общаться и решать текущие вопросы.

Больше того, Ассамблея стеснена в условиях офисного проживания и имеет немало проблем с финансированием и грантовой поддержкой от федерального правительства, заявил Мухаметшин. Он дал понять, что плачевное состояние российской Ассамблеи стало отчасти причиной создания Ассамблеи народов в Татарстане.

«У Татарстана есть своя позиция, иногда не очень удобная. Не скажу, что у федерального центра всегда полная гармония во взглядах [c республикой] на различные аспекты федеративных отношений и на реализацию государственно-национальной политики», — признался Журавский. Однако он дипломатически добавил, что у региона богатый опыт в реализации государственно-национальной политики, в выработке своих стратегических документов. «Татарстан в этом смысле традиционно законодатель мод», — сказал чиновник.

«Наша задача – подставить региональное плечо в выработке национальной политики. Мы не особо так с оглядкой на Москву работаем»
Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегионразвития России Александр Журавский 

«Наша задача – подставить региональное плечо в выработке национальной политики. Мы не особо так с оглядкой на Москву работаем, я вам так скажу. Этими вопросами мы в Татарстане в первую очередь озабочены», — ответил ему Мухаметшин.

Терентьев рассказал о нюансах национальной политики в республике, начав с декларативного заявления, что «носителем всех ценностей и культурного многообразия является многонациональный народ республики Татарстан».

Высший орган, решающий межэтноконфессиональные вопросы в республике, – Съезд всех народов Татарстана. Этим органом были созданы ассоциации народов, а затем Ассамблея народов Татарстана и Дом Дружбы народов. Они являются в республике своего рода ресурсным центром, на площадке которых может работать всё многообразие этнокультурных общественных организаций. 

«Мы поддерживаем самые различные этнокультурные организации. Мы создали во всех ведущих министерствах и ведомствах подразделения, которые курируют нацвопросы. На уровне замглав и замруководителей исполкомов определены кураторы. Затем работа склеивается уже в межведомственных советах. Вице-премьер возглавляет межведомственный совет по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений», — говорил Терентьев.

«Наша задача – подставить региональное плечо в выработке национальной политики. Мы не особо так с оглядкой на Москву работаем»

Президент РТ Рустам Минниханов возглавляет высший координационный орган — Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям, перечислял институциональные особенности нацполитики в Татарстане Терентьев.

Основным методом работы по нацполитике в республике являются социологические исследования. Например, каждый год проводятся более 20 различных опросов, среди них 5-6 – на этноконфессиональную тематику. Также создан научно-экспертный совет при Казанском федеральном университете. По словам Терентьева, совет помогает вырабатывать приоритеты по наиболее актуальным вопросам с участием общественных организаций.

Нацполитика в Татарстане также отличается готовностью перед различными вызовами и угрозами, добавил он.

«Сегодня у нас в Татарстане есть серьёзные угрозы – это политизация национальных вопросов, в том числе и в языковой сфере. А также угроза привнесения различных экстремистских религиозных взглядов. Кто не хочет жить в дружбе, кто не хочет жить и считаться  с теми традициями, которые есть в республике, с ними мы будем жёстко бороться», — заявил Терентьев.

Мухаметшин сделал ряд предложений, по которым можно было бы выправить сложившуюся ситуация в этой сфере.

В частности, он предложил «внедрение единых методик мониторинга этноконфессионального самочувствия в регионах». По его словам, в последнее время распространилась практика, когда малоизвестные организации составляют этнорейтинги. Здесь Мухаметшин имеет в виду доклад «Гроздья гнева», где Татарстану был присвоен рейтинг «высокая степень этнической напряжённости».

Затем он предложил повысить статус региональных, национальных и культурных автономий, придав им совещательные функции при правительствах в субъектах Российской Федерации и права законодательной инициативы по профильным вопросам. Таким образом, Татарстан предложил федеральному центру взять на вооружение свой опыт работы, сделав общественные организации  решающим фактором нацполитики.

Журавский со всеми замечаниями и инициативами Мухаметшина согласился, отметив, что посодействует их реализации. 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Наблюдатель
Очередное мероприятия «для галочки». Когда решат этнолингвистический конфликт в Татарстане? Когда в Татарстане русских будет не 2-3 министра в правительстве из 18-ти человек, а половина? Когда церквей будет не 225, а 1500 как мечетей? Терентьев, ау!
0
0
Ответить

Азат
Ну когда же раиска получит по зубам на свои говностатьи, которыми он опускает татарский народ? Когда же найдут на него управу?
0
0
Ответить

Наблюдатель 2
Наблюдатель, вы же знаете, что эти сопоставлять количество церквей и мечетей нельзя в принципе? Зачем вы провоцируете народ? Это же типичная провокация
0
0
Ответить

Олег Радайкин
Одна вода, никакой конкретики. Много слов о форме, но ни одного о сути. Нужно содержание менять межнациональной политики, а не структуры создавать.
0
0
Ответить

либерал
наблюдатель, езжайте в россию, будут вам и церкви и министры
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite