«Волшебство анимации» в Казанском Кремле

KazanFirst об уникальной для России интерактивной выставке по истории анимации и созданию мультфильмов
KazanFirst об уникальной для России интерактивной выставке по истории анимации и
созданию мультфильмов

Говорим мультфильмы — подразумеваем детство, говорим детство — подразумеваем мультфильмы. Так было далеко не всегда. Например, у детей 19-го века никаких мультфильмов, конечно же, не было. Зато было желание привести статичный рисунок в движение. Сегодня взглянем на прародителей анимации и узнаем, что же происходит по ту сторону современных мультфильмов. Почему Гуфи не смог бы пройти двух шагов, сколько дырочек в теле Спанч-Боба, как амурные игры жуков привели к созданию кукольных мультфильмов и какими были мультфильмы первобытных людей – об этом можно узнать на выставке «Волшебство анимации» в выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля.

Мультипликация появилась значительно раньше, чем принято считать, потому что даже пещерные люди в наскальной живописи использовали последовательность рисунков с фазами движения. Картинки часто рисовались по всей длине пещеры, и, соответственно, чтобы посмотреть такой «мультфильм», нужно было просто пройтись по пещере.
«Волшебство анимации» в Казанском КремлеТаких экспонатов на выставке не встретить, зато можно увидеть, с чего же начиналась эра анимации. И начать можно с вот этого нехитрого приспособления. Тауматроп — знакомая многим со школы игрушка, многие ее сами делали в детстве. Таумотроп изобрел Джон Гершелл, английский физик и астроном в 1824 году. Это была первая игрушка, использующая тот же принцип, что и у современного кинематографа и мультипликации – наш глаз на определенный промежуток времени сохраняет изображение на сетчатке в среднем на 1/24 секунды. Этот  принцип на примере тауматропа один математик доказывал своему другу биологу.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеСледующий этап: простой прибор со сложным названием – фенакистископ. Здесь впервые происходит деление на кадры. Здесь можно уместить уже 12 картинок, можно и больше, если круг сделать большим. На круге  нарисованы фигуры в разных фазах движения. При вращении круга  цикл статичных изображений сливается в один движущийся рисунок, то есть, попросту оживает. Танцующая пара, боксеры на ринге или скачущая лошадь – самые популярные сюжеты этого времени. Затем идут усовершенствованные аппараты – зоотроп и праксиноскоп.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеЭти игрушки можно было смотреть со всех сторон и устраивать групповые сеансы. 30 августа 1887 года Эмиль Рейно запатентовал праксиноскоп, и именно этот день считается всемирным днем анимации. Кроме того, Рейно изобрел разделение по слоям, когда герой и фон мультфильма рисуются раздельно, на разных слоях пленки.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеВпрочем, в этой области было множество любопытных изобретений, которые не нашли дальнейшего развития. Например, вот такой способ «оживления» картинки — синематографика. Один математик заметил через щели забора проезжающие кареты. Он обратил внимание, что в эти щели выхватываются какие-то стадии движения, и понял — движение разделено на части. Это наблюдение подвигло его на создание синематографики. Только здесь все наоборот —  картинка стоит, а забор движется. С одной стороны, этот путь оказался тупиковым, а с другой — все это служило для понимания природы анимации, а для обывателей еще и прекрасным развлечением.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеА это развлечение приобретает все большую популярность уже среди наших современников — песочная анимация. Изобретение достаточно древнее, но интерес к нему в последние годы значительно возрос. Кстати, до песка были эксперименты с сыпучими материалами — мелкими камешками, мелом, графитным порошком и даже зернами кофе.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеВсе эти аппараты посетители выставки «Волшебство анимации» могут попробовать в действии. Но, помимо интерактивных экспонатов, здесь можно увидеть и массу раритетов. Один из самых впечатляющих – первый эскиз Чебурашки на миллиметровочной бумаге.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеИменно таким он и появится в мультфильме, ставшим, вне всякого сомнения, культовым. Кстати, тетралогия о Чебурашке, Крокодиле Гене и Шапокляк, снятая по мотивам книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», создавалась 15 лет — с 1968 по 1983 годы. Дело в том, что  кукольная анимация — процесс чрезвычайно трудоемкий. Съемка одного эпизода занимает от нескольких дней до нескольких недель.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеОтцом кукольной анимации считается Владислав Старевич, который был ученым–зоологом. Он занялся анимацией для того, чтобы наглядно показать битву двух жуков за самку. Снять процесс на кинопленку не удавалось, так как жуки при свете софитов прекращали активность и замирали. Тогда ученый решил использовать мертвых жуков, снабдил их подвижными лапками и изобрел вид съемки по кадрам. В итоге в 1910 году вышел его первый анимационный фильм. О жизни жуков.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеКстати, часто создатели мультипликационных персонажей закладывают небольшие секреты в куклы, чтобы отличать их от подделок – у того же Микки-Мауса не должны вращаться уши, а в теле Спанч-Боба непременно должны быть ровно 40 дырочек. И ни единой больше или меньше!«Волшебство анимации» в Казанском Кремле В рисованной анимации очень большое значение придается походке персонажа. Авторский почерк аниматора можно узнать по походке персонажа. Например, одна из самых известных – походка Гуфи. В реальности Гуфи или какой-нибудь другой персонаж с такой походкой не смог бы пройти и двух шагов, потому что, если разделить движение по кадрам, видно, что суставы при такой ходьбе выворачиваются наружу. Промежуточные рисунки кажутся сильно поломанными, но в мультфильме движение выглядит плавным и естественным.«Волшебство анимации» в Казанском КремлеКстати, в больших мультипликационных проектах каждый персонаж рисуется только одним мультипликатором. Аниматор изучает свою роль как актер, изучает характер персонажа, его движение, эмоции, как он поведет себя в разных ситуациях, как он испугается, разозлится, удивится, обрадуется — прямо по Станиславскому! В любой школе, где учат создавать мультфильмы, режиссерам и аниматорам преподают курсы актерского мастерства. То есть, какой-то взрослый бородатый мужчина лет пятидесяти может на полном серьезе сказать, что он играл Белоснежку или Микки-Мауса.

Антон Райхштат
Фото: Роман Хасаев
Подробный фотоотчет можно посмотреть здесь

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *