Заглянем «За сусеки»?

Как зал графики Галереи современного искусства превратился в художественную мастерскую
Как зал графики Галереи современного искусства превратился в художественную
мастерскую

Иногда кофе оказывается идеальным. В точности таким, как его рисует воображение,  представляя, как пьёшь его где-нибудь на террасе у моря. Сначала ты чуешь его аромат, потом делаешь глоток и понимаешь: «Да. Вот так». Идеальная крепость, идеальная насыщенность, идеального размера чашка, но, главное, та самая температура, когда он достаточно горячий, но уже не обжигающий, поэтому можно прочувствовать все оттенки вкуса. В первую секунду ты даже не веришь. Делаешь ещё глоток — и да, тот самый баланс. И тогда ты закрываешь ноут, отодвигаешь конфеты (когда кофе так прекрасен, ничто не должно перебивать его), забираешься с ногами на кресло и медленно, смакуя, выпиваешь всю чашку. И потом от него остаётся приятное и немного пряное послевкусие… Примерно такие эмоции я испытала, побывав на выставке «За сусеки» в Галерее современного искусства.

Заглянем «За сусеки»?

Заглянем «За сусеки»?

Идея до смешного простая: а почему бы художникам не показать свои мастерские? Вернее, то, что в них хранится. Это и наброски рисунков, и «путёвые заметки» на полях из поездок по всему свету, и гравюры, и всякие забавные безделушки, которые они мастерили между делом, сидя где-нибудь на даче. Ведь, прежде чем создать большое полотно или скульптуру, нужно сделать огромное количество пробных версий, три-четыре эскиза, в которых надо проработать мелкие детали, найти нужный ракурс, определиться с пропорциями. Эти рисуночки часто оказываются настолько живыми и интересными, что любой, кто их увидит, обязательно начнёт рассматривать и задавать кучу вопросов. Мол, а где это было, а что это за картина будет, а как ты это заметил? Ведь художники мыслят образами: услышали что-то, родился образ, они тут же зарисовали. Этакая записная книжка в картинках. При этом, сами они к своим наброскам относятся весьма пренебрежительно. Хранят где попало, могут пролить на них чай и без малейших сожалений выбросить.

Заглянем «За сусеки»?

Заглянем «За сусеки»?

— Поэтому когда Александр Артамонов (идейный вдохновитель выставки) предложил мастерам «поскрести по сусекам» и показать свои наброски, заготовки и вообще весь процесс создания произведений, они сначала не восприняли это всерьёз, — рассказала куратор зала графики, искусствовед Ольга Улемнова. — Ведь для художников это — рабочий материал, они не относятся к нему, как к чему-то ценному. Даже стеснялись их показывать.

К счастью, Артамонову удалось заразить всех своей идеей. И выставка не просто удалась — она цепляет буквально с первых секунд. До такой степени атмосферная, что даже аромат в помещении какой-то особенный. Словно попадаешь в фильм «Вики. Кристина. Барселона», и Хавьер Бардем показывает тебе свою мастерскую: «Вот эта картина ещё не доделана, эту я рисовал сто лет назад, а эта вообще стоит вверх ногами…».  Даже интерьер помогает создать иллюзию, что ты находишься дома у художника: с прошлой выставки там остались антикварные шкафчики, бюро и диваны.

Заглянем «За сусеки»?

Заглянем «За сусеки»?

Все наброски слегка помятые, авторы на них подписаны от руки и явно в последний момент, и, что особенно важно, в одном зале собраны как работы современных мастеров, так и ушедших. Например, там есть этюды и эскизные наброски основоположника татарского изобразительного искусства Баки Урманче (1897–1990). Это заметки с поездки на Каспий и иллюстрации к тюркским легендам, как говорится: «Из головы сразу в руку».  Особенно привлекают внимание его записки на полях: они на татарском языке, но сделаны арабской вязью, поскольку художник получал образование в медресе в дореволюционной России. Отдельное место отведено и журнальной графике Юрия Денисова (1943–2001), которого помнят и любят все, кто в детстве не мог дождаться почтальона с «Чаяном» и «Салават күпере».

Заглянем «За сусеки»?

Заглянем «За сусеки»?

А рядом с ними наброски современных художников. Все они очень разные, и главный интерес как раз в контрасте. Так, большие кальки для полотен Ильнура Сиразиева напоминают причудливое граффити, а когда смотришь на картины Евгения Голубцова, хочется стать котом, чтобы внаглую трогать их лапой, настолько они выпуклые и тёплые.

Некоторые художники сделали из своих набросков коллажи, кто-то приклеил их на куски фанеры и даже доски от забора, другие оформили этюды на манер советского альбома для фотографий. Очень интересны картоны к гобеленам Александра Егорова: трогательные, красочные и в натуральную величину. Там даже есть восковая копия будущей бронзовой скульптуры, а это вообще уникальная вещица. Дело в том, что их обычно переплавляют, чтобы использовать воск для новой работы.

Заглянем «За сусеки»?

Заглянем «За сусеки»?

Многие эскизы повторяются. Один и тот же рисунок, дом или, допустим, тыквы, сделанные в разной технике, с нескольких ракурсов — можно увидеть творческий поиск в действии. Художник словно подбирает нужную часть паззла, чтобы она идеально легла в будущее произведение. Здорово, что конечные версии картин почти не представлены. Если честно, их даже не хочется видеть, чтобы оставить все эти поиски незавершёнными и многовариантными.

Заглянем «За сусеки»?

Заглянем «За сусеки»?

Выставку можно не просто смотреть, её надо рассматривать. Я обошла зал три раза, и всё время находила что-то новое и интересное. Она словно живая, очень приветливая, забавная и просто классная. Как самый вкусный и «правильный» кофе. Оттуда не хочется уходить, а стоит лишь выйти на улицу, как сразу тянет вернуться. Там всё продумано до мелочей, но, в то же время, сохраняется творческий беспорядок. Это не та выставка, фото которой достаточно посмотреть в интернете. Важно окунуться в атмосферу художественной мастерской, которую она передаёт на сто процентов.

В общем, сходите, не пожалеете. «За сусеки» оставляют дивное послевкусие и желание творить.

Ольга Гоголадзе
Фото: Роман Хасаев

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *