«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

Антон Райхштат провел экскурсию по новой выставке в Казанском Кремле

Посетители выставки  «Французские импрессионисты и их эпоха» попадают в зал и сначала не видят вообще ни одной работы импрессиониста. Идея выставки заключается в том, чтобы показать — в каких условиях произошла революция в живописи. Если в предыдущем выпуске проекта «Сокровища Казанского Кремля» мы рассказывали о салонной живописи, то сегодня речь пойдет об импрессионистах.

Как на развитие живописи повлиял технический прогресс, почему импрессионисты любили свиней и какую картину можно считать предвестником компьютерной графики?

Заместитель директора по развитию выставочной деятельности, связям с общественными организациями и СМИ Казанского Кремля Антон Райхштат специально для KazanFirst провел экскурсию по выставке «Французские импрессионисты и их эпоха».

Собственно импрессионизм на выставке в центре «Эрмитаж-Казань» начинается со скульптуры великого Огюста Родена. Посетителей встречает «Человек со сломанным носом», это первая значительная работа автора, но уже будущий мастер сказал новое слово в скульптуре.  Правда, как это порой и бывает – художник, признанный позднее великим, не был тогда услышан.  Роден начал работу над «Человеком со сломанным носом» около1863 года. Ему позировал бродяга по имени Биби из парижского предместья Сен-Марсель. Молодого скульптора привлекло неординарное выражение морщинистого лица Биби со сломанным носом и растрепанными волосами.

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи  

Здесь мастер заявляет новый канон красоты, сформулированный им гораздо позже: «Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота».

Однажды, когда температура воздуха в мастерской Родена опустилась ниже нуля, глиняная модель треснула, и затылок обвалился. Попытка показать маску «Человека со сломанным носом» в парижском Салоне 1864 года потерпела неудачу. Изобразив грубое обезображенное лицо, Роден далеко отошел от академических канонов, что побудило жюри отклонить его работу. 

Сам Роден писал позднее об этом портрете: «С точки зрения упорного изучения натуры, а также искренней непосредственности моделирования, я никогда не делал ни больше, ни лучше»

Спустя 10 лет, 15 апреля 1874 г. в Париже на бульваре Капуцинов состоится выставка 30 молодых художников, картины которых так же были отвергнуты официальным жюри Салона.  Полотна «отверженных» были совершенно не похожи на традиционную академическую живопись, даже кисти они использовали другие! Если художники старой школы пользовались тончайшими кисточками из соболя, то импрессионисты нередко творили кистями из свиного ворса, которые позволяли делать щедрые мазки.  Импрессионисты использовали новую технику: краски не смешивались, а накладывались друг на друга. Эти картины смотрят издалека, а не вблизи, чтобы они смешивались в глазу зрителя и давали третий цвет. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Это была революция  в искусстве. Впрочем, полотна импрессионистов интересно разглядывать и с близкого расстояния.  Полотно Клода Моне, к примеру. Внимательный зритель сможет увидеть здесь десятки оттенков одного цвета, взять хотя бы скошенные и увядшие маки в «Стоге сена»!

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

С 1893 года до самой своей смерти Клод Моне жил в местечке Живерни, что в Нормандии. Поселившись там, Моне писал окрестные пейзажи с их самыми обычными полями и перелесками, похожие один на другой. Методично исследуя, казалось бы, заурядный пейзаж, мастер дал жизнь целой серии и открыл новый метод в искусстве. Стог сена на одноименном полотне – живой и яркий, словно все сено омыто влажным воздухом. 

Для достижения живописец воспользовался чистыми красками, перемежая красные, желтые, темные, почти синие и ярко-зеленые, изумрудные мазки. Перенести яркие тона на холст, сохранив полное ощущение живой натуры, — торжество импрессионизма, небывалая победа в истории мировой живописи. Для такой победы понадобилось только желание встать лицом к природе и, отказавшись от прежних готовых формул воспроизведения, показать ее, как она есть. 

Художник прекрасно понимал, что снег не просто белый (и вообще не белый), трава не просто зеленая, тени никакие не черные, а все это состоит из множества цветных точек, и только человеческий глаз, сливая их воедино, создает целостное цветовое полотно.

В тот год, когда был написан «Стог», проходила последняя выставка импрессионистов. Моне в ней не участвовал. Группа художников-импрессионистов была расколота, но главное уже было достигнуто – «импрессионистическая революция» в живописи свершилась.

Во многом импрессионизм стал продуктом своего времени! В XIX веке индустриальное развитие сократило расстояния и уплотнило время. Пейзажи изменились и представали перед человеком в новом, непривычном виде. Импрессионисты показывали красоту мира, в котором каждый миг уникален. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске, которые заменили старые краски, готовившиеся вручную из масла и порошковых пигментов, художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на природе. Работали они быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит. Иногда они выдавливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка.

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

Некоторые полотна и вовсе на первый взгляд кажутся незаконченными. В этюде «Танцовщица» краской покрыта от силы пятая часть полотна, тем не менее, он подписан. Это дает основание считать картину законченным произведением.  Дега изучил характерные для балерин движения и позы. В этюде «Танцовщица» балерина потягивается, разминая шею. Цвет сведен к минимуму. Действует прежде всего линия, быстрая, уточняющая себя. Художник ценил выразительность линии и был величайшим мастером композиции.

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

На выставке «Французские импрессионисты и их эпоха» в центре «Эрмитаж-Казань» можно увидеть как живопись Эдгара Дега, так и его скульптуру. Разумеется тоже на тему балетного закулисья.

За каждым полотном здесь – удивительная история, подчас полная личных переживаний художника. В картине «У окна» запечатлен уголок парижской квартиры Поля Гогена на улице Карсель, где он поселился в 1880 году. Начало 1882 года представляло для него критический рубеж. Художник отказался от маклерских занятий и всецело посвятил себя искусству. Он написал Писсарро, что не желает оставаться художником-дилетантом: «Живописью нельзя заниматься на досуге».

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

Натюрморт «У окна» отличается от других исполненных одновременно работ желанием стоять рядом с импрессионистами в передаче эффектов света наряду с усвоением уроков старых мастеров. Гоген, известный своей тягой к экзотике и культурам, не тронутым цивилизацией, был еще и символистом. Если внимательно разглядеть полотно, на нем можно заметить лицо человека.

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

А если взглянуть на край полотна, тот, где изображен уголок окна, то наш взгляд может скользнуть дальше, пока не упрется в картину Камиля Писсарро «Сады Тюильри» написанную в 1900-м году. Удивительно, но в центре полотна мы отчетливо видим крышу построенного к Всемирной выставке вокзала Орсэ. Он открылся как раз в 1900-м году –когда мастер и написал эту картину! Писсарро, конечно, не мог и вообразить, что со временем под этой крышей разместится Музей Орсэ, обладающий самым большим собранием произведений мастера. 

Еще одна история с загадкой — полотно Огюста Ренуара  «Молодая женщина в шляпе с цветами». Пышные шляпы конца XIX столетия настолько нравились художнику, что порой для его моделей заказывались необычные, даже причудливые головные уборы. Причем самые немыслимые варианты головных
уборов оказывались совершенно уместными на головах ренуаровских моделей. Однака здесь, похоже, история личная!

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

Судя по всему это изображение не натурщицы, а портрет неизвестной, но близкой художнику дамы! Судя по всему работа писалась не в студии Ренуара, а в доме самой дамы, интерьер помещения не соотносится вкусам мастера, к тому же дама одета в дорогое платье, что говорит о ее высоком социальном статусе, следовательно, перед нами не натурщица.

Откровенно говоря, мы во многом обязаны импрессионистам.многие вещи, которые сейчас воспринимаются как вполне обыденные, когда то таковыми не были. Например некоторые посетители удивляются – ну что такого сотрудники Эрмитажа нашли в вазах. Однако привычные формы и сюжеты для нас, в то время были просто немыслимы!. Их автор, Эмиль Галле стал основателем стиля модерн в декоративном стекле. Разработанный им стиль и техника травления многослойного стекла произвели фурор и вызвали волну подражания. Художник 40 лет экспериментировал с технологиями стекла, обработанного красителями, кислотой и резьбой.

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

Некоторые идеи  и вовсе значительно опередили свое время. К примеру — что общего между картиной Поля Синьяка«Гавань в марселе» и монитором компьютера? Вы удивитесь, но эполотнонаписанное в 1906 году, вполне можно считать далеким предком компьютерной графики.

Синьяк и его единомышленники создали научно обоснованный метод разложения сложных тонов на чистые цвета — пуантилизм. Рисунок составлялся из разноцветных точек, наносимых кистью на холст. Однородные мазки чистых красок, складывающиеся в декоративную мозаику, рассчитаны на оптическое смещение цветов при восприятии произведения. Спонтанности импрессионизма здесь противопоставлены рассудочность и педантичность пуантилизма. 

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

«Однажды вечером в гостинице я раскрашивал цветным карандашом неудавшийся набросок, сделанный днем, расцвечивая, без всякой заботы о правдоподобии, море и небо желтым, красным и лиловым, ослабляя краски от центра, занятого кораблем, к краям. И вот этот совершенно выдуманный эффект кажется более реальным, чем две другие картины, написанные по акварелям, сделанным с натуры,» — пишет об этой работе Поль Синьяк.

Кроме того, художник сделал еще ряд открытий в живописи. Изучая оптическое восприятие цветов, он пришел к выводу, что горизонтальная линия дает ощущение спокойствия, восходящая — радости, а нисходящая — печали.

«Французские импрессионисты и их эпоха»: революция в живописи

Сделать массу открытий можете и вы, а выставка «Французские импрессионисты и их эпоха» в центре «Эрмитаж-Казань» подарит вам вдохновение!

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite