Разочарования первых трех месяцев в Казани

В конце первого квартала 2014 года KazanFirst решил подвести итоги
В конце первого квартала 2014 года KazanFirst решил подвести итоги

В конце первого квартала 2014 года KazanFirst решил подвести итоги. Речь пойдет не о достижениях, а скорее о разочарованиях в отраслях, которым мы придаем особое значение, поскольку они формируют культурную и креативную среду города, претендующего на право называться инновационной столицей России. Среди разочарований, на наш взгляд, закрытие и переезд первого казанского коворкинга WorkBox, запуск глянцевого издания «Карл Фукс» и попытка группы «Нэфис» запустить социальный проект – «Народный каток»  у стадиона «Казань Арена». KazanFirst решил рассмотреть эти проекты подробнее  

Разочарования первых трех месяцев в Казани

1.         Слишком дорогой каток  

Организатором проекта «Народный каток» у стадиона «Казань Арена» выступила группа компаний «Нэфис». Совладелец  группы, депутат Госдумы (входящий в топ-10 парламента по доходам с заработком 389,8 млн рублей) Ирек Богуславский говорил журналистам накануне открытия, что инвестиции в каток составили 100 млн рублей или почти $3 млн.

Комплекс занял территорию в 2 га, говорится на сайте «Нэфиса». При этом площадь одного только льда составила 15 тысяч кв. метров. Богуславский заверял, что это самый большой региональный каток в России. По его словам, крупнее только два московских катка — в парках Горького и Сокольники.

Каток проработал 72 дня — с 27 декабря по 9 марта. За капризный сезон  (температура в Казани больше двух десятков раз переходила за ноль)  его  посетили 100 000 человек (8% населения Казани).

Стоимость аренды коньков составляла 50 рублей в час. Даже если каждый посетитель брал коньки на два часа, то выручка «Нэфис» не превысила 10 млн рублей. Убыток группы в этом случае составил 90 млн рублей. Если посчитать по дням работы катка, то получалось, что каждый день его содержания обошелся «Нэфису» в 1,3 млн рублей.

Компания с совокупной выручкой $500 млн не заметит потерь, но город от их проекта, на наш взгляд, не стал ни лучше, ни краше, ни привлекательнее. Катки в Казани работали зимой много десятилетий до проекта Богуславского.

Конечно, это деньги частной компании, но когда речь идет об инвестициях такого уровня, то они должны быть более осмысленными и значительно улучшать инфраструктуру города. Пока, кажется, что компания вложила деньги в собственную рекламу.   

Сотрудники PR-отдела «Нэфис», возглавляемые бывшей телеведущей Айгуль Мирзаяновой, отказались отвечать на вопросы KazanFirst по телефону и попросили дать письменный запрос по электронной почте. К моменту публикации ответ не был получен.

 Разочарования первых трех месяцев в Казани

2.         Карл Фукс в трех десятках крупнейших вузов

На днях в свет вышел глянцевый журнал «Карл Фукс» — новый проект государственного агентства «Татмедиа». За несколько месяцев до релиза то же агентство закрыло старейшую газету республики «Молодежь Татарстана». Молчаливо предполагалось, что журнал восполнит потерю.

Но «Карл Фукс» не является последователем «Молодежи Татарстана», заверяет главный редактор издания Павел Федоровский. «Ни один сотрудник того издания у нас не работает; адрес другой; мы с ними не имеем практически ничего общего», — утверждает он.

Федоровский не раскрывает бюджет 49-страничного журнала, издающегося дважды в месяц тиражом 10 тысяч экземпляров (собственные данные «Карла Фукса» — KazanFirst). По нашим данным, годовая смета журнала составляет 6 млн рублей. С учетом выхода первого номера в марте получается, что один выпуск стоит 330 тысяч рублей.

Цель издания — формирование сознания активной молодежи,  продолжает Федоровский. «Мы поддерживаем некоторые урбанистические проекты. Например, институт дизайна «Стрелка» будет [размещать] свою презентацию. Мы выступаем партнерами. Есть задача творческой коллаборации нескольких известных творческих объединений».

«Сейчас перед нами стоит цель окупить затраты при помощи рекламы, и на сегодня нам это удается, — продолжает Федоровский. — К нам стали обращаться серьезные рекламодатели».

По его словам, журналы бесплатно распространяются в 32 крупнейших вузах Татарстана: «Это прямая адресная доставка рекламных материалов к целевой аудитории для многих рекламодателей».

«Бюджетные деньги мы не только вернем, но и, возможно, приумножим», — заверяет Федоровский.

Первый номер «Карла Фукса» вышел почти без рекламы. На первой полосе – реклама Sumsung Galaxy, на задней обложке – Jeep Grand Cherokee.

«Понятно, что рекламировать среди студентов машины и недвижимость не очень рентабельно, они зачастую еще не распоряжаются такими финансами, за них это делают родители», — рассуждает  управляющий партнер PR-агентства маркетинговых коммуникаций «Теория Дарвина» Ленар Файзутдинов. По его словам,  площадка может быть рентабельной для сотовых операторов: «Если целевая аудитория студенты — можно успешно рекламировать, допустим, презервативы, понятно по каким причинам».

 Да не в качестве печати дело, дело в качестве контента. Если выпускаемый контент качественный и интересный — журнал будет читаться, соответственно, будут продаваться рекламные площади. Если контент не интересный, то печатать можно в любом качестве и читать его не станут.

Разочарования первых трех месяцев в Казани

3.         WorkBox докатился до футбола

Громкой новостью марта стал переезд и сокращение масштабов первого казанского коворкинга WorkBox.

О том, что у владельца проекта — бизнесмена Вячеслава Бушуева — проблемы, заговорили в середине марта. К концу месяца  бизнесмен сообщил KazanFirst о переезде на новое место. Причины он называть не стал, но информацию о финансовых трудностях не подтвердил.

1 апреля Бушуев раскрыл новое место WorkBox, которое до этого держал в секрете.  Коворкинг разместился в помещениях Центрального стадиона — напротив Казанского Кремля.  Правда, количество мест сократилось в три раза: со 120 до 35. Цена аренды тоже упала с 8000 до 5000 рублей. Бушуев заверяет, что к концу года WorkBox расширится до 85 мест. Впрочем, до конца года осталось 9 месяцев, а WorkBox просуществовал на старом месте всего лишь 7 месяцев. Стоит напомнить, что в прошлом году в Казани закрылся еще один коворкинг «Клевер». Он проработал считанные месяцы. 

Инвестиции в WorkBox, по словам Бушуева, составляли 4,9 млн рублей. 90% из них — это небанковские займы.

Накануне объявления о переезде на стадион мэр Казани Ильсур Метшин сообщил, что городские власти откроют в этом году два муниципальных коворкинга. Бушуев комментировать это не стал.

К сожалению, Казань еще не готова к современным площадкам, на которых  консолидируется малый креативный бизнес. По статистике, доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Казани равна 34% — это самый большой показатель в республике. Впрочем, большинство компаний, относящихся к малому предпринимательству в Казани, работает в розничной торговле и в сфере транспорта. Им не нужны офисные места на время. Это потребность бизнеса,  занятого  IT-технологиями и отраслью услуг.

Трудности в развитии подобных пространств — показатель инновационного и креативного климата в Казани.

Упор предпринимателя, с которым он развивает новый для города рынок, заслуживает уважения. Мы желаем Вячеславу Бушуеву удачи на новом месте.

Никита Анисимов
Булат Айваров
Илья Иванов 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *