стремительно проигрывают конкуренцию Интернету и особенно социальным сетям.
Нередко приходится слышать, что СМИ – которые часто именуют традиционными – стремительно проигрывают конкуренцию Интернету и особенно социальным сетям.
С одной стороны, казалось бы, все логично, все больше людей используют современные технологии и для них надобность в бумажных носителях информации и телевидении постепенно отпадает. Более того, появилась когорта людей, предпочитающих узнавать новости о событиях в мире, стране или республике только из Интернета. Сформировалась даже своеобразная мода хвастаться тем, что не смотришь телевизор и получаешь информацию лишь из всемирной паутины.
Но есть на этот счет, на мой взгляд, хорошее высказывание: «хвастаться, что не смотришь ТВ, но при этом виснуть в инете – всё равно, что гордиться тем, что бросил пить и сидеть на героине».
По сути, вопрос лишь в доверии к источнику. Кто-то называет телевизор зомбоящиком, но в то же время слепо верит сообщениям пользователей, которые подчас выступают анонимно. И здесь кроется определенная опасность, о которой многие должны задуматься.
Ни у кого не должно быть иллюзий относительно того, что идеологическая борьба во многом переместилась из традиционных СМИ в виртуальное пространство и битва за умы идет именно в Интернете. Если говорить о политической сфере, например о выборах, то в этом нет ничего плохого, более того – это во многом является благом. Так как появляется дополнительный источник информации и имеется возможность прямого общения между политическими деятелями и населением.
Однако приходится констатировать, что Интернет – в особенности социальные сети – становится также инструментом и для представителей радикальных движений: националистических, религиозных или иных.
Одним из последних примером, наглядно демонстрирующий данный тезис, является информация о пытках людей, подозреваемых в поджогах церквей на территории Татарстана. Эта новость быстро была подхвачена пользователями в социальных сетях, а с их подачи и некоторыми СМИ в Интернете.
Не имея сведений о фактах пыток – полностью исключить которые мы не можем – в этой истории настораживает несколько моментов, на которые мало кто обращал внимание. Речь идёт о личностях задержанных, придерживающихся радикального ислама, и первоисточнике, распространившем информацию о пытках.
Сторонники партии «Хизб ут-Тахрир» на митинге в Казани в августе 2012 года против притеснения мусульман в России
Надо сказать, что вся эта шумиха началась с подачи людей, связанных с запрещенной в России террористической и экстремистской организацией «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Именно члены этого движения выкладывали сообщения в социальных сетях о притеснениях и гонениях мусульман в России, их пытках и даже убийствах. Неудивительно, что история с задержанными мусульманами пошла по традиционному и благоприятному для них сценарию и именно они фактически организовали информационную кампанию, на которую многие, к сожалению, клюнули. Благодаря их усилиям, внимание пользователей в Интернете быстро сместилось с факта задержания исламистов, на новость о возможных пытках.
Кстати, примечательно, что союзниками исламистов в данном вопросе стали некоторые либеральные СМИ. Например, «Новая газета», подготовила материал о пытках «мусульман», основываясь лишь на высказываниях представителей организации «Хизб ут-Тахрир».
Указанный факт можно было бы списать на некомпетентность журналиста, однако автором материала является жена сына председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, известного своими симпатиями к идеям ваххабизма. Так что напрашивается вывод о наличии идеологической подоплеки в материале.
На снимке: Шамиль Басаев, Хаттаб, Гейдар Джемаль
Так или иначе, в этих условиях, несмотря на пример с «Новой газетой», традиционные СМИ все же обладают неоспоримым преимуществом, которое позволит им не просто существовать, но и конкурировать с социальными сетями. Это ответственность за размещаемую информацию и, в связи с этим, высокий, по сравнению с социальными сетями, уровень доверия к источнику информации. Причем, как показывают социологические исследования, чем ближе традиционные СМИ к читателю или зрителю, тем больше уровень доверия. Поэтому как бы кто скептически не относился к районным телекомпаниям или изданиям, их рейтинг и доверие значительно выше показателей федеральных и республиканских СМИ.
Добавим к этому и культуру чтения, формировавшуюся десятилетиями, ведь многим людям по-прежнему гораздо удобнее и приятнее читать бумажную версию газет и журналов, нежели чем перелистывать страницы на экранах мобильных устройств.
Евгений Григоренко
Фотографии с портала TemaKazan и сайта телекомпании НТВ, а также из открытых источников.
Comment section