Константин Устенцев: «Как можно стыдиться того, что ты даришь людям смех и улыбки?»

Добрый клоу Цирка Юрия Никулина о том, каким бывает клоун дома, о «весёлом»
кодексе чести, искреннем смехе и улыбках, о профессионализме, и о том, почему
обижаться на других – глупо

Добрый клоун Цирка Юрия Никулина о том, каким бывает клоун дома, о «весёлом» кодексе чести, искреннем смехе и улыбках, о профессионализме, и о том, почему обижаться на других – глупо.

— Почему Вы решили стать клоуном?

— Я ничего не решал, как-то само собой получилось. Обычно, когда мне задают подобные вопросы, я отшучиваюсь о том, что когда я был маленьким, то упал с третьего этажа и с тех пор стал таким. Если человек выбирает профессию клоуна, он не решает это ежесекундно «А стану-ка я вот таким». Ведь ни один нормальный на это сразу не согласится. Для занятия клоунадой нужен свой талант и задатки, нельзя просто взглянув на человека сказать, что он сможет так запросто всю жизнь веселить людей, ведь в жизни клоуны совсем не весельчаки, которые шутят без передыху. Я занимался спортом и учился в цирковой школе, но впоследствии, сделал выбор в пользу Московского циркового училища, и теперь уже больше двадцати лет как посвятил себя этой весёлой профессии.

Константин Устенцев: «Как можно стыдиться того, что ты даришь людям смех и улыбки?»

— Что Вы ожидаете при выходе на манеж?

— Если честно, я ничего не ожидаю. Я выхожу в зал совсем другим человеком, не тем которого видят за кулисами. Важно выложиться полностью, но это касается любого артиста цирка, а не только клоуна. Как говорится, под фонограмму сальто не прыгнешь, под неё только спеть можно (смеётся), а зритель сразу почувствует фальшь и отсутствие искренности. Я выхожу на манеж для того, чтобы всех любить – как будто, наконец, встретил друзей, которых очень давно не видел.

— По овациям можно определить насколько хорошо зритель Вас понял?

— На самом деле сложно так однозначно сказать, ведь в каждой стране на одни и те же номера абсолютно разная реакция. В Казани публика реагирует положительно, она не скованна. В Штатах зритель любит покричать, как ребёнок. Везде своё одобрение выказывают по-разному, например, в Голландии у меня был случай, когда я пытался рассмешить жутко хмурого зрителя. Я увидел его в зале на первых рядах, и решил попробовать избавить от плохого настроения, но как я ни старался, мужчина так и не изменил выражение своего лица. В итоге, в конце номера, он встал и пошёл ко мне всё с тем же недовольным видом. Глядя на него, я решил, что он собрался меня ударить, но вместо этого, он пожал мне руку со словами: «Спасибо большое! Вы хорошо меня повеселили». Я был приятно удивлён, что, не смотря на сурово-угрюмый внешний вид человека, мои шутки всё равно его развеселили, хотя внешне он этого так и не показал.

Константин Устенцев: «Как можно стыдиться того, что ты даришь людям смех и улыбки?» 

— Вы вглядываетесь в лица в зале?

— Всегда! У нас нет подсадных лиц, я всегда работаю только с теми, кто действительно сидит в зале. Но выбор на того или иного человека у меня падает не случайно. Я слежу за тем, кто как и с кем сидит, выбирая участника для своего номера. Есть определённые психологические приёмы для того, чтобы человек, пришедший в цирк уставший и после работы, сумел, ассистируя мне, расслабиться. Ведь не так просто заставить мужчину в пиджаке и галстуке ползать на четвереньках по всему манежу на глазах у публики, и нормально реагировать на внешний смех – для этого у клоунов существуют свои хитрости, но какие, я раскрывать Вам не буду.

— Благодарная публика – какая она?

— Словами это охарактеризовать не возможно, это можно только увидеть и почувствовать энергетически в зале. Казанскую публику можно смело назвать благодарной, она радостно встречает и так же весело тебя провожает. На представление приходят разные люди из разных мест и с разным настроением, наша задача сделать так, чтобы человек ушёл с представления улыбаясь, и налегке, если даже до этого его кто-то успел обидеть, чтобы наш зритель вышел из зала с хорошим настроением – именно для этого мы и работаем.

Константин Устенцев: «Как можно стыдиться того, что ты даришь людям смех и улыбки?»

— Что для Вас смех и улыбки?

— Это работа.

— Они могут быть наградой за Ваши труды?

— В какой-то степени да, хотя на них еду купить себе не удастся. Когда любой из артистов выходит для выступления на манеж, конечно никто не думает о подобных меркантильных вещах. Главная  задача – полностью выложиться для публики, иногда, рискуя жизнью. Когда грустный человек улыбается — это как раз благодарность за твою проделанную работу.

Константин Устенцев: «Как можно стыдиться того, что ты даришь людям смех и улыбки?»

— После выхода на манеж, какой Вы на самом деле?

— Уставший. После возвращения домой я буду просто сидеть и молчать, потому, что сил на другое уже не остаётся.

— В шумной компании на Вас, как на весельчака рассчитывают?

— Возможно, но там я отнюдь не балагур – я коплю силы. Клоуны – это такие же живые люди, как и все остальные. Мы так же устаём, у нас не бывает настроения и мы тоже грустим.

Константин Устенцев: «Как можно стыдиться того, что ты даришь людям смех и улыбки?»

— Ваш образ – это весёлый клоун, который чем-то даже напоминает образ Юрия Никулина. Что может заставить такого клоуна грустить?

— Мы в России не были уже 12 лет – и вот только вернулись. Грустно, что на Родине русский цирк не пользуется популярностью, вынуждая уезжать на длительные зарубежные гастроли. На Западе публика принимает нас с радостью, но намного приятнее, когда тебя приглашают гастролировать по городам родной страны. За то время, пока наш цирк здесь отсутствовал, на нашем имени успели ни один раз нажиться недобросовестные циркачи. Руководство Цирка Юрия Никулина устало судиться с этими мошенниками, и даже выигрывая без промаха все судебные дела, осадок у зрителя всё же оставался. После большого количества приезжих «никулинских» фальшивок и низкого качества их выступления, зритель перестал верить афишам, всё больше сомневаясь, а действительно ли настоящий цирк приехал в их город. Люди, не бойтесь, теперь мы приехали к вам действительно по-настоящему.

— Как отличить настоящего клоуна от ненастоящего?

— Когда вы сидите, смотрите представление и вам не хочется плеваться, потому что на манеже демонстрируются пахабно-пошлые шутки. Ни один профессионал себе не позволит пускание ветров перед публикой или подобных шуток ниже пояса. Мы можем затронуть какие-то деликатные темы, но делаем это настолько тонко и осторожно, что зрителю незачем после этого обвинять нас в пошлости. Любой артист который выкладывается – настоящий. Если вам после номера искренне хочется аплодировать и сказать спасибо – значит, перед вами точно не подделка. Я могу смело заявить, что любой, кому не понравится моё выступление может прийти ко мне в гримёрку и высказать всё, что он обо думает (смеётся). Но я уверен, что таких людей не будет, потому что мы честны перед своим зрителем и стараемся дать ему максимум из наших возможностей. При этом, постоянно повышая уровень мастерства цирковых артистов и разрабатывая уникальные номера.

Константин Устенцев: «Как можно стыдиться того, что ты даришь людям смех и улыбки?»

— У клоунов есть  свой кодекс чести? Свои внутренние правила?

— Эти правила незыблемы не только для клоунов, но и для любого артиста, равно, как и для всех людей – быть хорошим человеком. Добросовестно выполнять свою работу и не желать другим зла. Быть человеком – вот главное правило и основа любого кодекса чести.

— Слово «клоун» в современном мире приобрело довольно негативный оттенок. Вам не обидно, когда Вас так называют?

— Мне не обидно, потому что обижаться – глупо. Мне обидно за тех людей, которые по своей глупости и недалёкости тыкают в кого-то пальцем, глупо хихикают и обзывают клоуном. В истории много великих людей, которые с гордостью причисляли себя к этой весёлой профессии, например, Чарли Чаплин, начинавший с клоунады и варьете, наш Юрий Владимирович Никулин. Для меня – это честь называться клоуном. Как можно стыдиться того, когда ты даришь людям смех и улыбки?

Фоторепортаж с циркового представления можно посмотреть здесь.

Лера Гарипова

Фото: Егор Алеев

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *