Снести нельзя отреставрировать

Кафедральный Благовещенский собор в проекте KazanFirst «Сокровища Казанского
Кремля»

В рамках проекта «Сокровища Казанского Кремля» главный редактор KazanFirst Антон Шишкин и заместитель директора по развитию выставочной деятельности, связям с общественными организациями и СМИ Казанского Кремля Антон Райхштат посетили Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля. На этот раз к ним присоединилась куратор музея православия Екатерина Хабарова и рассказала, как с кафедральным храмом Казанской епархии связан Иван Грозный, из-за чего Николай I запретил сносить Благовещенский собор, и почему после пугачевского восстания храм больше века был выбелен изнутри.

Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля – самое старое каменное здание Казани. Построен он был в середине 16 века по приказу Ивана Грозного. Царь лично указал место, где должен был стоять главный храм будущей епархии. Более того, Иван Грозный принял участие в его закладке. Дело в том, что в те времена первоначально на месте строили маленькую деревянную церковь – понятно было, что такую махину сразу построить невозможно. Поэтому 4 октября, когда Грозный въехал в Казань, он самолично водрузил крест, где должен был стоять алтарь.Снести нельзя отреставрировать
За три дня была построена церковь и уже 6 октября ее освятили как церковь Благовещения. Когда в 1555 году была учреждена казанская епархия, стало ясно, что маленькая деревянная церковь не может быть главным храмом и началось каменное строительство. Им занимались знаменитые Постник Яковлев, он же Барма, и псковец Иван Ширяй — лучшие зодчие того времени. Постник Барма знаменит своим храмом Василия Блаженного в Москве на Красной площади.Снести нельзя отреставрировать
Строительство продолжалось около 10 лет. 15 августа 1562 года собор был освящен как кафедральный храм. Он пятикупольный. Согласно христианской символике, центральный купол – Иисус Христос, четыре купола вокруг – это четыре евангелиста. Первоначально, по византийской традиции, купола были в форме воинских шлемов. Но в начале XVIII века они были заменены куполами луковичной формы в стиле украинского барокко.Снести нельзя отреставрировать
Собор древний, и он неоднократно горел – пожары были бичом городов того времени. Поэтому он неоднократно перестраивался. К началу XIX века храм заметно обветшал, и в городе рассматривали проект по сносу здания и строительству нового кафедрального собора. В 1836 году в Казань прибыл Николай I – посетил наш Кремль, лично указал место для строительства губернаторского дворца и осмотрел собор. Но в России в то время проводили политику самодержавия, православия и народности. В области культуры составляющей этой политики стало сохранение исторического наследия. И Николай I лично после посещения собора, сделал вывод, что храм хороший, запретил снос собора и повелел его реконструировать.Снести нельзя отреставрировать
В соборе очень необычный пол, производства Демидовского металлургического завода на Урале. Пол XVIII века. При этом одна плитка специально перевернута, чтобы показать год изготовления и вензель. 1743 год – это год строительства первой трапезной.Снести нельзя отреставрировать
На плитах есть разводы, и существует версия, что это следы пожаров. Но специалисты по металлу категорически утверждают, что температура плавления чугуна гораздо выше, чем температура, которая бывает во время пожара. И эти разводы – просто показатель не очень высокого качества изготовления металлических болванок. Тем не менее, эти плиты лежат в соборе уже несколько веков. Чугунные полы сделали именно ради долговечности. Храм неоднократно горел изнутри, сгорал иконостас, меняли крышу. А пол все это пережил.
Снести нельзя отреставрировать
Первоначально собор был расписан в конце XVII века при царевне Софье. Остатки этой росписи впервые были обнаружены в начале XX века при реставрации храма, которая проводилась к трехсотлетию дома Романовых. Остатки этой росписи сохранились и сейчас специально для посетителей открыли несколько сцен. Самое главное – это центральная часть росписи над паникадилом, изображение Троицы. Краски на росписи слегка красноватые и считается, что это последствия пожаров.Снести нельзя отреставрировать
После очередного пожара после пугачевского восстания Вениамин Григорович приказал выбелить храм изнутри, и собор несколько десятилетий простоял белым. Это не было каким-то политическим или религиозным ходом, просто обгоревшая роспись смотрелась ужасно.
Снести нельзя отреставрировать
Собор строился с миссионерской целью, поэтому его росписи рассказывали евангельскую историю и историю христианской церкви – сцены семи Вселенских соборов. Таким образом, это был рассказ истории от Евангелия до реальной истории церкви.Снести нельзя отреставрировать
Главной святыней Благовещенского собора всегда была рака с мощами Гурия – первого казанского архиепископа. Интересно, что до революции у казанских мамочек было поверье: если до начала учебного года привести в храм детей-гимназистов, помолиться перед ракой, то весь год они будут приносить домой только хорошие отметки.Снести нельзя отреставрировать
Иконостас новый, но выполнен в традициях XVI века. То есть это классический русский пятиярусный иконостас, который рассказывает историю человечества так, как она изложена в Священном писании. История рассказана начиная от первых людей и до дня страшного суда.
Снести нельзя отреставрировать
В трапезной можно увидеть росписи истории Казанской епархии и сцены из жизни архиепископа Гурия. Что интересно, в этих сценах есть реальные исторические персонажи, в том числе Иван Грозный. Рядом расположены две исторические сцены. Первая – это рукоположение Гурия в сан архиепископа в Успенском соборе московского Кремля.Снести нельзя отреставрировать
Рядом еще одна фреска, на которой изображены проводы Гурия в Казань. Человек в желтом далматике с короной – Иван Грозный в царском облачении.
Снести нельзя отреставрировать
Еще одна историческая сцена – обретение иконы Казанской Божьей матери. На ней есть изображение Гермогена, будущего патриарха Московского и всея Руси. Причем, как говорят, эта роспись – единственное в России изображение Гермогена не в образе старца, а в виде мужчины в расцвете сил. Но сказать, какая именно из фигур Гермоген, никто точно не может.Снести нельзя отреставрировать
Интересная особенность храма – колонны. Чаще всего, как это было в Спасо-Преображенском соборе, их делали квадратными. Здесь же они круглые. По каким причинам непонятно, но говорят, что Благовещенский собор был построен по образу и подобию Успенского собора московского Кремля – а там такие же круглые столбы.Снести нельзя отреставрировать
В нижних помещениях Благовещенского собора расположен храм всех святых. Под плитами Благовещенского собора, вдоль южной и северной стен, были захоронения казанских архиепископов. До революции казанцы даже знали, кто и где похоронен. Нижний храм фактически был некрополем, а в прошлом году его освятили как храм.Снести нельзя отреставрировать
Здесь написаны имена всех 17 иерархов, которые были похоронены за всю историю на территории собора, причем не только в нижнем, но и верхнем храме. Их найдено 17, но возможно захоронений было больше.Снести нельзя отреставрировать
В нижнем храме висят портреты всех иерархов, которые когда-либо были в казанской епархии.Снести нельзя отреставрировать

Елена Орешина
Фото: Егор Алеев 
Подробный фотоотчет можно увидеть здесь.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *